Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ХРОНИКА

«ПИТЕР ПЕН»

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА «ПИТЕР ПЭН» В ХЬЮСТОНЕ

В Хьюстоне состоялась мировая премьера балета, созданного по произведению, которое не нуждается в представлении. Это хорошо знакомое европейцам и американцам творение Джеймса Барри «Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел становиться взрослым». Для самого Джеймса Барри эта работа значила больше, чем литературный труд. В ней он глубоко и поэтично раскрывал свой мир: мир нетривиальный и фантазийный, дававший особую форму существованию писателя. Барри имел много общего со своим героем. В нем постоянно присутствовало желание возродить утраченные иллюзии, чувство одиночества в мире взрослых и необычная близость к детям. Хьюстонский балет — одна из самых значительных американских национальных балетных компаний. Кастинг артистов и постановочной группы для балета «Питер Пэн» проводил директор труппы Бен Стивенсон. Декорации сделаны одним из старейших бродвейских декораторов Томасом Бойдом, костюмы также мастером с Бродвея — Дженни Баттон. Имя хореографа Трея Маклнтайера уже довольно известно в балете. Он сделал «Скелет часов» в 1990, «Следую Курупуре» в 1992, «Второй до начала Земли» и другие современные абстрактные балеты; ставил танцы для Нью-Йоркского балета, работал в немецком Штутгарте, Чикаго, Москве. «Питер Пэн» сразу задумывался как спектакль в трех актах. И для хореографа с его импульсным мышлением это означало больше, чем сделать три одноактных балета. «Питер Пэн» явился кульминацией театрального сезона. На спектакле всем стало понятно, что не заимствованные, а свежие идеи легли в основу сценического воплощения замечательного опуса для больших и маленьких. И в то же время хореограф следовал волшебному реализму Джеймса Барри, его философии детства. Хореограф соединил классику, современный балет и степ. Танцуют куклы, придумано множество световых эффектов. Специально для «воздушного балета» хореограф сочинил множество танцевальных партий. Так что «…и вдруг прыжок, и вдруг — летит…» не только удачный литературный оборот великого поэта. Питер Пэн, легко взлетая на невидимых тросах, совершает свой первый танец, приглашая детей — Венди, Джона и Микаела — полететь в страну, которой никогда не было, — в Неверландию. Быстрыми, слегка угловатыми движениями Питер зовет подняться надо всем, что именуется рутиной жизни. В первой сцене балета Венди, Джон, Микаел и Питер еще совсем малы, их перевозят кормилицы. Родители одеты в маски, их пластика напоминает пластику картонных марионеток, упрямо повторяющих заученные движения танго. А рядом — мечтательная Венди, разрушающая своим приходом тягостную атмосферу, привносящая мотив мечты о другой жизни. Она очаровательна и наивна в своем стремлении сотворить из жизни праздник. Она верит — стоит только выпорхнуть из семейной фотографии и… Венди стремится к гармонии, и ее классические менуэты в сравнении с зигзагообразными па Питера замечательно раскрывают ее душевное состояние, показывают несхожесть героев. Питер — бунтарь, глядя на «мир взрослых», он не хочет расти, не верит в изменения, в обретение опыта и собственной семьи. Его угловатые движения, молниеносные повороты в воздухе, приземления и снова прыжки напоминают скорее повадки Маугли, чем принца, о котором мечтает нежная Венди. Зритель замирает от щемящего чувства красоты и гармонии, когда Питер «держит» Венди на кончике указательного пальца, подбрасывает ввысь, и… они летят вместе, а резвящиеся эльфы указывают им путь… О музыке Эдварда Эльгара (1857–1934) Трей Маклнтайер сказал так: «Я хотел именно таких, немного полоумных звуков для этого спектакля». Пышные викторианские сады, сотворенные сценографом, буквально дышат, имеют запахи и собственные звуки. Неверландия решена в сюрреалистической манере — красного цвета, с «растущими и извивающимися сталактитами». Третий акт (корабль Хука) полон замечательного юмора, жанровой пестроты в музыке и танцах. Фильм из детства капитана Хука — эта смешная пародия, сделанная с помощью мелькания света и заостренно-быстрых движений черно-белых фильмов. Корабль — огромный крокодил, выползающий на сцену (не стесняющийся своих «балетных» ног), и многое другое — скорее напоминают что-то, сотворенное детьми для своей игры. Капитан Хук — злодей (может быть, дедушка или дядя нашего Бармалея) с металлическими щупальцами на конце рук рассказывает свою историю в выразительном танце, соединяющем элементы степа и модерна. Заполучив Венди в плен, он, в поисках сочувствия, откроется ей, и в этом эпизоде, сыгранном в убыстренном темпе немого кино, предстанут мальчик Хук и ужасная учительница, которая за малейшую провинность била по его рукам огромной линейкой. Он страдал, и эти страдания обернулись желанием мстить всем и всегда и физическим уродством — пальцами-граблями, уродливыми, страшными, мешающими ему особенно теперь, когда он так хочет понравиться Венди. Исполнители главных партий уже довольно известные солисты Хьюстонского балета. Маурисио Канет — Питер Пэн — имел успех в «Клеопатре» (Птолемей) и «Ромео и Джульетте»(Меркуцио). Сера Веб — Венди полюбилась зрителям в «Щелкунчике» (Маша) и в «Коппелии» (Сванильда). Тимоти О’Кииф — Капитан Хук — имел успех в заглавной роли «Дракулы». Сказка заканчивается грустно. Ускользнув в первом акте из рамки семейного портрета, Венди в последнем акте торжественно войдет в собственный семейный портрет. Она повзрослела. Полеты и путешествия закончились. И тщетны все попытки Питера Пэна вернуть ее в прежние дни.

Татьяна МУРАВЬЕВА

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.