А. Де Бенедетти. «От четверга до четверга».
Театр п/р О. Табакова (Москва). Режиссеры Олег Табаков,
Александр Назаров, сценография Александра Боровского
В банальной салонной комедии, в роли итальянского ревнивца дебютировал на московской сцене петербургский артист Петр Семак.
Малый драматический театр хорош всем, кроме одного, — он не дает артистам воздуха, постоянного обновления репертуара. Лев Додин выпускает по одному спектаклю в год и очень разборчив в приглашенных режиссерах, не пуская в театр каждого встречного. Может быть, поэтому Петр Семак, уже двадцать лет играющий Мишку Пряслина («Мне уже 18!» — кричит его герой, и в это веришь, несмотря на легкую седину на висках), решил попробовать себя в другом жанре, в другом театре, в другом городе.
Все, что смог пока предложить Олег Табаков, — роль в комедии положений, жанре, Семаку незнакомом, чуждом.
Ровно на неделю — от четверга до четверга — уезжает в Рим адвокат Паоло, оставляя жену под присмотром частного сыщика агентства «Смотрю и вижу». Причина подозрений — проклятый фильм, где героиня, призывая любовника, выставляет в окне горящую лампу. Таким же образом, сама не зная почему, поступает Адриана, вызывая у мужа приступ ревности. А приставленный к молодой женщине сыщик так очарован красотой своей подопечной, что «случайно» знакомится с ней. В итоге — бурный роман и лживый отчет о результатах слежки по высшему разряду (безостановочное наблюдение за объектом и днем и ночью). Таково содержание спектакля по пьесе Бенедетти. Ни больше, ни меньше.
Новый опыт для актера всегда труден и важен. И желание Семака играть в комедии можно считать попыткой прорыва в новую для него область театрального. Но уж слишком много обстоятельств оказались «против».
ПЬЕСА. Бенедетти хорош тем, что нравится зрителям. На этом его положительные качества заканчиваются. Средний, проходной материал, довольно ловко состряпанный, но не больше. Что касается главной роли, то она не прописана вовсе, и если у актера нет своих фирменных штучек (читай «штампов», антре и т. д.), то делать ему вообще нечего.
РЕЖИССУРА в «От четверга до четверга» не нужна в принципе. Разве только чтобы свести воедино все актерские примочки, подтянуть по ритму, сократить длинноты. Но в спектакле нет и этого. Первый акт тянется бесконечно. Размазанная на полтора часа экспозиция и невнятная завязка сменяются во втором акте обилием физических действий: с воплями, погонями и дракой подушками…
ПАРТНЕРЫ. Таких у Семака еще не было. Дело даже не в различии театральных школ (Адриана — студентка Школы-студии МХАТ Дарья Калмыкова, сыщик — ученик мастерской Фоменко Никита Зверев, теща — Ольга Блок-Миримская — просто заслуженная артистка РФ). Для московских актеров (исключением здесь является фоменковец Никита Зверев) их роли совершенно органичны, и они существуют в законе спектакля, должно быть, понимая, что эту драматургию иначе никак и не сыграешь.
Петр Семак, взявшись за роль Паоло, оказался в ситуации беспомощной и комической одновременно. В то время как его герой сомневается, верить или не верить молодой жене, артист решает задачу — как играть в отсутствие режиссуры. Одно дело, когда роль не дается из-за своей сложности, многозначности и непонятности, другое — когда ее просто нет. Адвокат Паоло — роль для плохого артиста, может быть, ее вытянет и средний. Но хороший провалится с треском. Или будет выкручиваться. Семак вынужден играть не ярко — а броско, кричаще, не тонко — а однозначно. Адвокат в его исполнении очень нервный, он постоянно хватается за голову, с воплем кидается на диван, гортанно хохочет и машет руками. Привыкший играть с толковыми партнерами, актер сталкивается здесь с отсутствием понимания: так и заведено в подобных спектаклях, — выпячивай себя, как только можешь, а остальные пусть делают, что хотят. И создается ощущение, что Семак, соглашаясь на роль, не очень представлял себе, на что идет. Ведь на самом деле комедия и бессмысленная штучка — совсем не одно и то же.
Самая драматическая сцена в «Четверга от четверга» — общение адвоката Паоло с тещей. Отвратительно безвкусная женщина, наглая, развратная, очень похожа на торговку на рынке: не только всучит ненужную вещь втридорога, еще и пристыдит на глазах собравшейся вокруг рыночной общественности. И ничем ее не переубедишь, скорее самому стыдно станет. Такой «бешеной бабой» делает свою героиню Ольга Блок-Миримская, срывая аплодисменты удовлетворенной публики. А Семак, играющий воспитанного адвоката, отступает перед этим напором безвкусицы, будто сам он находится сейчас не на сцене, а на том самом рынке, где вообще-то продается картошка… Только вместо торговых палаток — салонные интерьеры от очень модного сейчас в Москве мебельного магазина «ИКЕА».
Московские критики в целом отнеслись к дебюту Семака на столичной сцене доброжелательно: отметив, что для него роль Паоло — задание на уровне первого курса театрального института, они все же надеются, что эта комедия положений не станет для актера личной драмой. Не оглашая приговор, они ждут артиста в новой роли в булгаковском «Беге», который ставит во МХАТе Елена Невежина, режиссер не только успешный, но и достаточно конструктивный.
Сентябрь 2002 г.
Комментарии (0)