
Давно известно: центральные СМИ интересуют только БДТ, Александринка и МДТ. До недавнего времени иногда темой мог стать театр им. Ленсовета, но после ухода Юрия Бутусова, произошедшего «между номерами» 91 и 92, Ленсовет вряд ли останется в трендовом перечне. В общем, в чести — «регулярный парк», по которому прогуливаются столичные критики.
Да и мы сами, как будто живя общероссийским театральным процессом, десятками и сотнями его спектаклей, рисуем в журнале довольно избирательную собственно петербургскую театральную карту. Взгляд с вертолета: вот Нева, а вот Фонтанка… Примерно представляя себе, где сегодня растет искусство, туда и ходим. И, в общем, искажаем историю театра, как искажают ее те, кто сделал когда-то Малый театр исключительно «домом Островского», вынеся за борт 98 % текущего репертуара, который ежевечерне представлялся публике в этом «доме» и никакими художественными достоинствами не обладал — так же, как и репертуар императорской сцены в Петербурге. Некоторые историки давно уже говорят о необходимости переписать сценическую историю отечественного театра: не Гоголем и Островским она определялась в своей реальности.
Вот и сейчас мы — по трендам, а зритель великого города идет и по другим адресам. Вполне заповедным, где нога критика ступает реже, чем на ступени БДТ, Александринки и МДТ, а иногда и не ступает вовсе.
Короче, мы решили вернуться в «знакомый до слез» и посвятить ему номер больше обычного. Тем более — при начале «ПТЖ» была заложена традиция портретирования театров. Успели тогда оглядеть МДТ, Александринку, Молодежку… Сейчас мы тоже предложили коллегам и самим себе на выбор все адреса кроме «трендовых». Каждый автор выбрал, что хотел, некоторые хотели, но не сделали… И пока комплект сформировался из будней Комиссаржевки, ТЮЗа, Театра на Васильевском, «Санктъ-Петербургъ Оперы» и БТК с одной его стороны, а именно — детской. Весна ушла на отсмотр и осознание текущего репертуара, который остается вне поля критики, но который собирает залы. Задача была — нарисовать лицо каждого театра. Думаю, и в будущем нас ждут другие культурные походы «на этюды» с красками и кистями для живописания театральных организмов, растущих на невских берегах.
Петербург изнутри, он же — снаружи, его облик глазами иногородних коллег… Этот номер носит внутреннее название «петербургский», поэтому логично было продолжить именно в нем историю возникновения «Петербургского театрального журнала» и побеседовать с художником, этот город во многом нынче олицетворяющим, — с Александром Шишкиным. Ну, и так далее.
Пересказывать номер не буду. Читайте.
Не хочется ничего и общественно-политического, хотя по-прежнему идет дело Седьмой студии. Но ровно в те дни, когда сдается номер, произошло убийство журналиста Аркадия Бабченко, тяжело пережитое всеми. А на следующий день оказалось, что Бабченко не застрелили, что это была инсценировка. И это резонансное, провокационное (неизвестно, с чьей стороны, если включить драманализ), посвоему театрализованное шоу с героем — независимым журналистом, который отважно пошел играть, но играть в театре спецслужб, этот гиньоль, пародия на убийство окончательно подорвали веру хоть в какую-то истинность любой информации, в том числе информации от «независимых журналистов» (теперь в кавычках). От очень многих слышу в эти дни, и сама так чувствую: спасительны только собственное дело, только профессия. Как при советской власти, когда были «они» и были «мы» и «они» нас не интересовали.
Мы сделали очередной номер. Готовится следующий — традиционно молодежный, студенческий, как всегда мучительный для тех, у кого происходит «проба пера». Что точно знаю — там будет раздел «Трендец». Подождем! До встречи.
Июнь 2018 г.
Комментарии (0)