А. Дворжак. «Русалка». Екатеринбургский государственный театр оперы и балета.
Дирижер-постановщик Оливер фон Дохнаньи, режиссер-постановщик Томаш Пилар,
художник-постановщик Павел Кодеда
Хрупкая Русалочка в чем-то невесомо-прозрачном робко тянет ладошку вверх, пытаясь поймать золотой лучик, с трудом пробивающийся к ней сквозь толщу воды. Обитательница озерного мира, она отчаянно тоскует по Принцу, которого случайно увидела — и влюбилась без памяти.
Так начинается спектакль по девятой опере Антонина Дворжака «Русалка» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Режиссер-постановщик Томаш Пилар одним этим жестом сразу задает доминантные черты образа бедной водяной девы: робкой, пугливой, полной ожидания невозможного счастья. И лишь Водяной, ее отец, скорбно стенает: «Бьеда, бьеда», — предвидя горькую судьбу дочери.
Нет нужды напоминать, что для чехов «Русалка» — все равно что для русских опера Чайковского «Евгений Онегин». «Русалка» — одна из опор чешской национальной идентичности и, несомненно, формирует национальный культурный код, наряду с «Проданной невестой» Сметаны и, пожалуй, «Енуфой» Яначека.
Сказочный сюжет оперы по либретто Ярослава Квапила полон самых типических романтических коннотаций, от «Ундины» де ла Мотт Фуке и «Русалочки» Андерсена — до «Жизели» Адана. Эта опера открывает заветную дверь, ведущую в поэтичнейший мир музыки Дворжака, полный цветущих, чуть тронутых постромантическим тлением гармоний и мелодий пленительной красоты. Что же до самой Русалки — то в русской оперной литературе есть очевидный аналог: это Снегурочка из оперы Римского-Корсакова. Ледяная дева влюбляется в Леля, пригожего пастушка, языческого русского Орфея, пленяющего сердца дев своими песнями. Но Лель — подобно Принцу — предпочитает Снегурке земную девушку Купаву, с горячей кровью, пылкую и страстную.
«Русалка» — нестерпимо грустная сказка; у нее нет и не может быть счастливого конца. И хотя бы поэтому оперу нельзя ставить как детский спектакль: слишком насыщена она архетипами и символами, слишком силен в ней метафизический подтекст. В «Русалке» отчетливо ощущается пряный, чуть тлетворный аромат fin de siècle; созданная на рубеже веков, она сама балансирует на границе миров, между постромантическим сознанием и грядущим модернизмом. Вагнеровские влияния в «Русалке» очевидны; фактически опера начинается, как «Золото Рейна», — с лукавого трио свежих девичьих голосов; Русалкины сестры плещутся в волнах и водят хороводы, как дочери Рейна.
Главная дилемма оперы — двоемирие, разделенность и несовместимость миров. Водный мир — лунный, сумрачный и прохладный. Такова и сама Русалка, Принц жалуется, что стынет в ее объятьях. Земной мир опален горячим солнцем, краски его ярки, контуры — определенны. Вот почему Принцу и Русалке не суждено соединиться, как невозможно соединить воду и огонь, лед и пламень.
Однако чешскую постановочную команду, приглашенную по рекомендации главного дирижера театра Оливера фон Дохнаньи, символика и метафизика оперы если и занимала, то во вторую очередь. Целью их было создать спектакль «для семейного просмотра», для первого знакомства с оперой. Так он и поставлен: просто, ясно, без затей, как милая сказочка. Правда, сказочка с плохим концом: ведь в финале Принц, мучимый раскаянием, гибнет от прощального поцелуя. А безутешная дева удаляется в самый холодный и темный омут, где пребудет вечно — одна.
У постановщиков получилась история про то, как нехороший Принц изменил Русалке, пленившись Чужеземной княжной — женщиной-вамп, туго затянутой в черное платье «рюмочкой»; на голове ее красовалась раздвоенная прическа-шиньон, при виде которой ум пасовал, а чувства восставали: ни дать ни взять Пиковая дама. Княжна (в первом составе — Ирина Риндзунер) сладострастно извивалась всем телом, то и дело оглаживая себя по бокам. Невротического вида Принц (Ильгам Валиев) в порыве вожделения грубо заваливал ее на стол, в нетерпении сметая с него бокалы. Тут спектакль стремительно модулировал из веселой сказочки — в опереточную стилистику «Веселой вдовы». Если же добавить, что при сцене соблазнения присутствовала Русалка, уже наряженная в белое подвенечное платье в форме перевернутого бокала — дабы подчеркнуть полную противоположность героинь, — то к Пиковой даме и «Веселой вдове» добавлялись еще ассоциации с Одеттой и Одиллией из «Лебединого озера».
Справедливости ради заметим, что второй состав оказался гораздо сильнее первого в вокальном плане и смотрелся органичнее — в плане сценическом. Скажем, во второй день Княжну пела Надежда Бабинцева — глубоким, грудным, окрашенным вкрадчивыми обертонами звуком. При этом она както умудрилась сгладить, смягчить бьющую наповал вульгарность мизансцены с Принцем на столе.
В первый день Русалку пела дебютантка Ольга Тенякова. Хрупкая девушка, она справилась с партией неплохо; голос звучал нежно и звонко, но ее вокальному потенциалу еще предстоит развиться. Гораздо выразительней и свободней Русалку спела и сыграла опытная Елена Дементьева; под стать ей был и Принц из второго состава (Кирилл Матвеев); хоть это была его первая крупная партия в жизни, он и осанкой королевской вышел, и стабильным звучанием тенора порадовал. Матвеев, несомненно, обладает выраженной актерской харизмой, на него хочется смотреть, его хочется слушать — невзирая на некоторые погрешности вокала.
Из двух Водяных — приглашенного Вазгена Газаряна и «своего» Михаила Коробейникова — я безоговорочно отдала бы предпочтение второму. Баритон Коробейникова был гуще, плотнее, летел дальше, звучал объемнее, и в нелепом одеянии Водяного он смотрелся гораздо естественней. Инфернальная Ежибаба (Ксения Ковалевская во второй день) — элегантная дама в черном цилиндре набекрень и турнюре, украшенном перьями, — блистала гордой красою и грудным меццо, творя страшную магию превращения над клокочущим котлом: «Чуры-муры-чух!», под опахалами своих жутковатых приспешников.
Самым минималистичным, строгим и сдержанным по оформлению оказался третий акт. А самым задорным, красочным и суматошливым — второй, «земной»: действие происходит во дворце Принца. Полным ходом идет подготовка к свадьбе; придворные ропщут, Русалка тоскует, а Принц разочаровывается в своем выборе.
Там и сям сверкают блестки простодушного юмора. Оживленные диалоги комических персонажей — Охотника и Поваренка — смешили, но то и дело оказывались за гранью хорошего вкуса. Ежибаба, тычущая Поваренка огромной вилкой в филейные части, — это было уже слишком, скорее, по разряду клоунады; впрочем, вкусы у всех разные.
Весь второй акт прошел на фоне мельтешения разноцветных «конфет», шумно удирающих от преследующего их повара. На фоне кислотно-ярких костюмов особенно запомнился фантазийный окрас «зефира бело-розового» с белым курчавым паричком на голове.
Лучшее в визуальном облике спектакля — видео, созданное видеодизайнером и художником-постановщиком Павлом Кодедой. Разнообразное струение вод на заднем плане в первом акте, огромная луна, повисшая над сценой (к ней обращается Русалка в своей знаменитой арии «Месяц на небе»), таинственный сумрак и колеблющиеся тени транслируют ощущение зыбкости, эфемерности, призрачности. И в этот сотканный из лунного света и водной ряби мир вдруг грубо, зримо — и немного смешно оттого, что прием банальный, — выдвигается платформа с Водяным, восседающим на троне из корявых сучьев. Все как мы любим — свисающие с чела зеленые водоросли, на голове — корона из сучков. Смысловой и визуальный диссонанс между рефлексами теней, полной чарующего томления музыкой, призрачными бликами видео — и массивным троном с Водяным, обряженным так, будто он заглянул с детского утренника, неприятно отрезвляет.
Оркестр под управлением фон Дохнаньи звучал прозрачно, предельно четко по артикуляции, корректно и аккуратно; чувствовалось, что любит маэстро эту музыку, дорожит каждой фразой, каждым нюансом оркестровки, как драгоценностью. Собственно, выбор «Русалки» для постановки напрямую связан с деятельностью и художественными интересами главного дирижера театра, природного словака, родившегося в бывшей Чехословакии. С успехом поставив в Екатеринбургском театре «Сатьяграху» Гласса и упрочив свой статус главного постановкой «Пассажирки» Вайнберга, он обрел право влиять на формирование репертуара — и этим правом воспользовался.
Май 2017 г.
Комментарии (0)