«Лес».
Спектакль-грибница.
Куратор проекта Борис Павлович
Один из сквозных мотивов в дискурсе Владимира Бибихина — молчание, побеждающее толчею приблизительных слов. Только в нем человек открывает полноту своей связи с миром. Под знаком этой философии мы бродили три месяца маршрутами «Леса» Бориса Павловича — и незаметно вышли из осени в зиму. В конце марафона задаешься вопросом: нужно ли выговаривать такой опыт? Уверенного ответа нет. Но по весне, вопреки календарю, грибница ожидает новые всходы. Может, меты первопроходцев пригодятся тем, кто двинется дальше?
В готовности перемещаться с площадки «Скороход» на линии Васильевского, чередовать парадные интерьеры Комиссаржевки и полутемный цоколь «Борея» вряд ли главное — жажда зрителя насытиться философски. Долгоиграющая история дает ему редкий шанс «собирать» феномен Бибихина из зыбких, непрямых отражений, через многоголосие медиумов. Проект возник не в одночасье, слухи будоражили воображение задолго до октября. В этой ситуации можно было начать дрейф к философскому материку самостоятельно, загодя — как с чтением пьесы перед спектаклем. Но принять в перформере первого вестника неакадемической мысли Бибихина — другое. Речь философа далека от отточенных максим: она взыскующе обращена к жизни. На этой территории и устанавливается наш контакт с актером — человеческое доверие ему готово опередить профессиональные мерки. Может, проводник нужен зрителю и как страховка на очной ставке с философской мыслью, что для сегодняшнего человека очевидный экстрим?
Разные части проекта помнят про ассоциацию лесного ландшафта с эхом, окликая друг друга: авторский мир Бибихина постепенно проявляется как лексикон. Кошка, что умеет быть кошкой. Немота рыбы и вещие знаки птиц. Человек, высказыванию которого должна прийти пора, — как с греческим «кайрос». В некоторых моментах сквозного бибихинского текста живет свернутый жест, потенциал действия, который перформеры развивают сюжетно. Почти в каждой работе по-своему вспыхивает миг выхода из метрической системы — ситуация покидания равновесия, близкая представлениям о коллизии. Чаще других оказывается востребован и смысл узнавания себя как присутствия в мире, бытия при сути: многие работы устремлены к этой точке композиционно.
Для меня все началось с «Лекции» — и по силе впечатление от нее уже ничто не перекрыло. Ольга Мирошникова отталкивается от обстоятельств середины 90-х, когда Бибихин прочитал курс лекций «Пора» на философском факультете МГУ. Актриса входит в учебную аудиторию Европейского университета, прикрывает подбородок шутливым лоскутом трикотажа, с прорезью для речи: борода — и кивок сегодняшней пандемии разом. Доставая из дипломата записи, закладки, обещает закончить в 18.45, пораньше — чтобы осталось время для вопросов. На наших часах при этом уже больше восьми. И дальше на час зависаешь в неопределенном времени — но безусловном, магическом контакте с самой персоной. Пропорции иронии, игры, приглашения к мысленному диалогу в этом действе какие-то на редкость правильные, легкие, совсем не в ущерб глубине. Всякий, кто имел дело с аудиторией слушателей, уловит здесь надстройку над прямым просветительским сюжетом: лекторство как коммуникация. Час незаметно истечет — а времени на вопросы не останется. Так нередко бывает и в жизни.
Где-то на десятой минуте, в преддверии разговора об истреблении пифагорейцев, в аудиторию входит опоздавшая — Валентина Луценко. Присев в первом ряду, понемногу начинает жить своей возмутительно-восхитительной жизнью: ставит телефон на зарядку, балдеет от чего-то в наушниках, предается дыхательным практикам перед лекторским подиумом. Вплоть до финала две эти линии будут переплетаться почти джазово, деля пространство — и наше внимание. И в какой-то момент выпады странной особы перестанут казаться помехой монологу лектора: восторжествует баланс. Пунктир ненормативного, «безбашенного», допущенный в учебное пространство, словно раскачивает нашу уверенность в том, что полноценный контакт с оратором — только глаза в глаза. Ведь что-то свое про круг Пифагора эксцентричная студентка, кажется, из процесса выносит. На последней минуте она тихо вручает лектору мандарин — и, приоткрыв окно, две актрисы глядят в метель на Шпалерной.
Опыт «Лекции» дал и важную зарубку на будущее. В аудитории были предусмотрены инструменты для путевых заметок — Павлович уже делал так в «Исследовании ужаса». Параллели авторской мысли Бибихина вспыхивают в уме постоянно: обрадовавшись, я исписала чуть не полтетради. Про звезду, ободряющую собственным молчанием рыб, — у Введенского, про иной оттенок безмолвия — в метерлинковском «Сокровище смиренных». Но выяснилось, что забрать с собой скоропись не удастся. В сквозном пространстве «Леса» вершится круговорот тетрадей: они кочуют с площадки на площадку. В ремарках-автографах тебе дана возможность встречи с другим — тем, с кем разминулся на очередном маршруте. Читатьросчерки незнакомой руки, вникать в ее зарисовки и дорожные знаки сделалось дальше необходимым «затактом» к каждому новому шагу.
Черты сходства обнаруживаются в «Ожидании» и «Актрисе» — они устроены линейно и развиваются как сюжеты самоузнавания. Татьяна Шуклина погружает нас в обстоятельства на грани нервного срыва: театральный администратор отчаянно тянет время из-за актрисы, опаздывающей к началу спектакля. Действие происходит в фойе «Субботы», перформер мечется между зрителями и предбанником, мониторит ситуацию по телефону. Делает все, чтобы мы услышали: «Свернули не туда… вернуться… может, вам сюда и не нужно?» Смысл разговора оставляет автомобильную навигацию — делает рывок к экзистенциальному. Тезис Бибихина об отказе от поступка, что может оказаться спасительным, здесь взят на развилке. Опаздывающей нужно опоздать окончательно, не появиться, чтобы администратор отказался замещать другого и пошел на риск собственного высказывания. До этого момента актриса демонстрировала взвинченность немного искусственно, напоказ. Теперь — шаг к смятению, порыв вернуть зрителям деньги: понятно, он не находит поддержки. И наступает перелом — время «пора», потребность заговорить своим голосом.
Контакт с нами качественно меняется. После долгой паузы, в которой — сброшенный к полумраку свет, добыча кипятка у барной стойки, медленное поглощение бутерброда под блюз, перформер делает вдох и спокойно выходит в центр фойе. Стартует с вопроса: бывает ли стыдная забывчивость? Все девочки помнят первый танец с отцом — а ее память молчит. Просит кого-то из зрителей потанцевать с ней, доверчиво приникает к плечу вызвавшегося. Каждое следующее слово убеждает все сильнее: прерывистый лирический монолог произносится Татьяной Шуклиной, от первого лица. Но к финалу — странный сдвиг к verbatim, фразам о счастье администратора, что невидимо миру. И отрефлексировать впечатление с Звенигородской как-то не удается: прорыв к личной речи в «Ожидании» налицо, но ее субъект остается для зрителя непроясненным, размытым.
Тут нужно притормозить для главного вопроса: уместность аналитики в отношении спонтанных опусов «Леса». Грань между представлением и практикой жизни в них подвижна. Заметки post factum бессильны передать главное в этих часовых действах: опыт со-размышления, очерченный условием «сейчас». В какой-то момент с иронией примериваешься к лейтмотиву героини «Ожидания»: она говорит — не могу отменить свое присутствие в мире. И я — не могу не искать всюду сигналов драматургии, даже на лесных полянах. Кое-что отыскивается и тут. Можно заметить, что аналог метричности несколько участников проекта готовы увидеть в самих обстоятельствах роли: внятно обозначенные вначале, они преодолеваются далее выходом в перформативность.
«Актриса» Кристины Токаревой — единственная из виденных мною работ, где идеи Бибихина развиваются не в нейтральной среде, но исходят из резонанса с конкретным пространством. Эффектный лестничный марш театра Комиссаржевской: мы преодолеваем его, влекомые актрисой в среднее фойе. Здесь она напряженно мерит круги, перемежая реплики Норы, восклицания критики, строчки Блока памяти Комиссаржевской, — а из больших окон открывается вид на галерею «Пассажа» с оживленной толпой. Перила на площадке перед амфитеатром: отсюда мы провожаем взглядом хрупкую фигурку, покидающую театр. Эти пространственные перемены — про траекторию неуклонного восхождения. К чему? Ролевое и здесь поначалу окарикатурено, фиксировано: актриса берет тон экзальтированного экскурсовода, собираясь вести зрителей маршрутами мифа. Первая на пути — Греция с ее театром, помещавшимся между торжищем и храмом: на Итальянскую летит эхо. Дальше — шаги к мифу о Комиссаржевской и постепенное расставание с уверенными интонациями. Перформер словно чувствует невозможность постигнуть актерский феномен извне — через очертания биографии, чужие мемуары. И медленно настраивается на слышание внутренних вопрошаний Комиссаржевской, проецирует их на себя.
Поворотными в драматургии «Актрисы» становятся моменты языкового сдвига — то, что Бибихин называл «сменой аспекта». Лингвист по первому образованию и переводчик М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна, он ценил возможность взглянуть на слово вне закрепленных коннотаций — как бы открыть его заново. Обстоятельства Норы, уходящей из-под мужской опеки, останавливают внимание актрисы на слове «решимость». В его этимологии — связь с разрешением, развязыванием, распусканием. И, высвободив волосы из пучка, она долго кружит, как в танце дервиша: отпускает себя навстречу интуитивному. В расставании Комиссаржевской с «Пассажем» сегодняшняя Кристина Токарева угадывает жест не капитуляции — но внутренней сосредоточенности, чреватой продолжением. Как в умолкании ребенка перед открывшимся слишком значительным, большим.
Уже у черты Нового года появились «Письма» Вероники Абдулмуминовой — самый дерзкий, провокативный голос проекта. Материал переписки Владимира Бибихина и Ольги Седаковой, кажется, мало располагающий к изощренным концептам, преображен двойным остраннением: герои зависают между текстом «Лысой певицы» Ионеско и компьютерной игрой The Sims. Зрителю, не слишком продвинутому в гаджетах, приходится туговато — но фантастическая отдача Юлии Захаркиной и Михаила Титоренко действует поверх всяких барьеров. Психологические вибрации реальных участников эпистолярия загнаны сценой в жесткий регламент: шарнирные колени и локти, движение по прямым траекториям, схематичные реакции-междометия. В этой тактике, поначалу шокирующей, может, — намерение обнажить ход самой мысли, не обременяя ее «слишком человеческим»: в одном из писем Седаковой есть реплика про неприятие «задушевности» в русском искусстве.
Метричность действия, возведенная в степень, снова предполагает сбой, выход из заданности. Переписка, где дачная Азаровка окликала Ожигово, в какой-то момент поменяет направление — и придет пора «Писем о Рембрандте»: они появились уже после ухода философа и посвящены поэтом его памяти. Обмен репликами сменится монологизмом, и контрапункт России — Запада словно потеряет актуальность ввиду тех сфер, где географические границы отменены. «Недоуменность» перед объемом бытия — ключевой пункт в пространстве Бибихина — здесь словно материализуется музыкой Владимира Раннева: она дает «Письмам» дыхание полноценной формы. И перспектива самостоятельного проката выглядит для этой части вполне реально.
Еще мой цикл успел вместить творение очередной главы «Книги» с Борисом Павловичем и Ксенией Плюсниной: кодекс писаного и неписаного в сегодняшнем театре, навеянный бибихинским «Введением в философию права».
Еще — было чудное «Застолье» Саши Никитиной и артистов фонда Alma Mater: пироги, песни, воображаемые путешествия — и толкование записок-мыслей Бибихина, вытянутых из шапки.
И еще — непременно будет встреча с «Пустотой». На первом круге я до нее не дошла. Но тетрадные голоса, как один, уверяют: ждать весны — стоит.
Первая половина февраля 2022 г.
Комментарии (0)