
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Елена Всеволодовна Третьякова всегда немного отстранена, как бы наблюдает за всем со стороны. Если в происходящем ее что-то не устраивает, то за вежливым замечанием скроется ироничная усмешка. Причем порой кажется, что эта усмешка нужна не для того, чтобы пристыдить кого-то, а для нее самой, в качестве констатации абсурдности ситуации. Она сдвинет очки на кончик носа, взглянет на человека и скажет что-то очень подходящее случаю. Ее жесты редко бывают плавными, обычно они отрывистые и резкие, но это сочетается с ее характером и манерой говорить — всегда конкретно и понятно.
На премьере «Семинара» она сообщила, что ее нет в социальных сетях — она и в реальности не успевает жить. Связаться с ней можно только по телефону или по электронной почте.
Когда Елена Всеволодовна анализирует спектакли, все кажется таким простым и понятным. В ее текстах всегда есть сюжет, и студентов она тоже учит этому.
Антон, Наташа, Сима, Алина, Настя, Алиса, Даша, Аня — участники семинара, авторы. Они уже «могут схватить спектакль и создать неплохую короткую рецензию», но пока не специалисты в написании актерских портретов.
Декорации в таком спектакле имеют значение, но не решающее. Они определенно задают нужную атмосферу. На сцене может быть телевизор с видеозаписью какого-нибудь спектакля. Местом действия становится и класс, где стол педагога стоит напротив парт, за которыми сидят студенты — участники перформанса. Иногда действие разворачивается в кабинете № 6 проректора по учебной работе.
В этой локации проявляются элементы сайтспецифик. Люди входят в зону театрального действия и взаимодействуют с ним, изучают предметы, оставляют программки и буклеты спектаклей Третьяковой на подпись. Все происходит под музыкальное сопровождение распевающихся или репетирующих текст актеров и актрис. Музыкальное напряжение усиливается периодически раздающимися звонками на стационарный телефон, на которые отвечает кто-то из участников семинара.
После третьего звонка вход в партер закрывается на ключ, а телефоны по просьбе театра отключают.
СЦЕНА ПЕРВАЯ. МИЗАНСЦЕНА У ФОНТАНА
Музыка: Танец Феи Драже из «Щелкунчика» Чайковского
Спектакль начинается. Оппонент театрально раскладывает листы со своими замечаниями на столе и с гордым, даже надменным видом пробегает глазами по тексту работы. Некоторые из участников судорожно делают это впервые.
Елена Всеволодовна — еще не отошла от роли проректора, может первые минуты действия разговаривать по телефону или уточнять что-то в пухлом черном ежедневнике. Автор работы в это время нехотя готовит бумажки, на которых будет записывать комментарии своих коллег.
СЦЕНА ВТОРАЯ. АВТОР УДАЛЯЕТСЯ ЗА КУЛИСЫ
Музыка: Ария Германа из «Пиковой дамы» Чайковского
На семинаре всегда присутствуют несколько авторов. В первую очередь это, конечно, автор курсовой работы, которую все обсуждают. При этом он почти ничего не говорит, слушает и записывает, только иногда возражает и защищает свою точку зрения. Есть еще оппонент — его роль более значимая: он высказывается первым, и его развернутая артистичная речь может повлиять на впечатление от всего действия. Елена Всеволодовна — «автор» семинара — при этом как будто держится в стороне.
Герой, он же оппонент, чувствует свою «оставленность», он предоставлен самому себе. Ему может показаться, что он довольно конструктивно высказывается, использует серьезные, умные слова. Он заканчивает монолог, вроде даже ставит интонационную точку в оппонировании, но Елена Всеволодовна, глядя поверх очков, спрашивает: «А по спектаклю-то что?» Или замечает: «Ближе к актеру, пожалуйста». И вот оппонент судорожно пытается придумать «ЧТО?». А ведь была подготовлена речь…
СЦЕНА ТРЕТЬЯ. КУЛЬМИНАЦИЯ
Музыка: Танец рыцарей из «Ромео и Джульетты» Прокофьева
Постепенно монологи переходят в дискуссию. Каждый участник семинара оказывается перед выбором: он либо сдается под натиском вопросов Елены Всеволодовны, либо доказывает свою точку зрения. Спрашивая и уточняя, она учит собирать мысли воедино. А почему в спектакле Петрова «Кармен» сцена решена как арена? И для чего на авансцену выведен автор новеллы Проспер Мериме? Есть ли ирония в спектакле Бархатова «Мертвые души» и зачем? Действительно ли Борис Александра Кузнецова в спектакле Могучего «Гроза» остранен в роли? Может, он играет собирательный образ оперного певца? Или вживается в образ героя? И как это работает на концепцию спектакля? Если у участника семинара получится более-менее убедительно ответить на все эти вопросы, она принимает его точку зрения. Точнее — не спорит. Но, скорее всего, убедить Елену Всеволодовну не получится.
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ. АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ, В ЧЕМ ВСЕ ДЕЛО
Музыка: ария Герцога из оперы «Риголетто» Верди
После этого наступает еще одна важная часть спектакля. Чтение работы с комментарием. Это всегда комическая сцена. Елена Всеволодовна может высмеивать «розовые сопли в сахаре» или то, каким именно способом театроведу не удалось «найти слово». Особенно сильно она реагирует на слово «яркая» и фразу «режиссерская задумка», еще сильнее — на «интересную и яркую режиссерскую задумку». В этот момент Елена Всеволодовна становится главным действующим лицом, но, несмотря на суровые слова, по-человечески она никак не ожесточается. Когда все совсем плохо — она даже, наоборот, становится мягче. Здесь — она педагог, а когда она обсуждала спектакль — она была прежде всего критиком, категоричным и конкретным.
СЦЕНА ПЯТАЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Музыка: Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина
«Текст в целом состоялся, но над ним надо еще поработать».
ПОСЛЕДНЯЯ РЕМАРКА
За два года репетиций спектакль «Семинар» явно вырос и окреп. И даже становится немного грустно, что он будет находиться в репертуаре Института сценических искусств еще только два года. Но зато потом начнется работа над новой постановкой.
Август 2018 г.
Комментарии (0)