
В прошлом сезоне Театр.doc потерял обоих своих основателей, идеологов и бессменных лидеров — Елена Гремина умерла через шесть недель после мужа, Михаила Угарова. Осенью коллективу предстоит переезд — третий за последние три года: арендодатели один за другим разрывают договоры с политически неблагонадежным театром. Но площадка не просто не прекращает работать — здесь вынашивают планы принципиально новых форматов.
«ДОК» СЕГОДНЯ
За последние несколько лет Театр.doc заметно изменился. Его изначальной задачей было свидетельствовать о реальности, но сегодня миссию площадки нельзя свести к одному свидетельству: у «Дока» появилось и другое направление работы — радикальное полевое театроведение, исследование сути театра театральными же средствами. Первым проектом такого толка был «Солдат» Дмитрия Волкострелова по тексту Павла Пряжко — возможно, самый короткий спектакль в истории (продолжительностью в 10 минут), который шел еще в подвале на Трехпрудном: режиссера волновала прежде всего сама возможность такой формы.
Эстафету подхватил Всеволод Лисовский — пожалуй, единственный российский режиссер, который занимается чистым концептуальным театром, не имеющим отношения ни к зрелищу, ни к рассказыванию историй. «Молчание на заданную тему» — 60-минутный сеанс тишины: актер пишет на доске тему для размышлений, а потом все сидят и молчат, предоставленные сами себе. «Молчание классиков» — серия спектаклей по хрестоматийным текстам («Гамлет», «Вакханки»), в которых исполнители не произносят реплик: зрители читают их с экрана, получая полную свободу трактовки. «Неявные воздействия» — экспансия театра в городскую повседневность: артисты всеми доступными способами нарушают нормы поведения на улицах и в вагонах метро. С недавних пор это направление в репертуаре «Дока» получило собственную площадку под названием Трансформатор.doc и под руководством Лисовского.
Другая сравнительно новая тенденция — выход за пределы современности, интерес к историческим сюжетам. Здесь пионерами были Владимир Мирзоев и Елена Гремина: Мирзоев поставил переписку Толстого со Столыпиным, Гремина — собственную пьесу «150 причин не защищать Родину». В дебютной режиссерской работе драматурга не было дешевой «актуализации», зато был очень человечный взгляд на историю — Гремина сумела показать конфликт глазами каждого из участников. С тех пор исторические темы не исчезают с афиши «Дока»: в театре появились спектакли о старообрядцах, древнегреческих философах и русском диссидентстве.
Важная часть сегодняшнего «Дока» — образовательные проекты. С недавнего времени работает придуманная Михаилом Угаровым «Антишкола» с курсами по сторителлингу, драматургии, актерским техникам и «городским интервенциям» (за последний отвечает как раз Лисовский). Фестиваль документальных заявок «Охота за реальностью», который был во многом источником репертуара для «Дока», тоже станет отчасти школой: раньше участники просто показывали театру документальные эскизы, теперь появится этап лаборатории, на котором им будут помогать опытные драматурги.
«ДОК» ЗАВТРА
Сейчас Театром.doc руководит сценарист и драматург Александр Родионов — сын Елены Греминой и последний из троих учредителей площадки, автор знаковой для театра пьесы «Война молдован за картонную коробку». Оставаться во главе «Дока» долго он не планирует: это мера на время переходного периода, осложненного переездом. Но работа Родионова не ограничивается одними административными вопросами: например, он готовит совместную лабораторию с «Новой газетой».
Начало проекту положил экс-главред издания Дмитрий Муратов, позвав театр на редакционную планерку. Решено было, что журналисты «Новой» будут носить режиссерам и драматургам «Дока» материалы, не вошедшие в статьи, — дневники командировок, интервью, комментарии. Результат этой работы покажут на «Вербатим Пати» в дружественном театру баре Untitled. Смысл этой лаборатории для театра — поиск нового подхода к документу. К проекту подключили электронных музыкантов: они соберут треки из репортерских записей, а где нет аудио — зачитают расшифровки сами.
В каком-то смысле «Док» остается семейным делом: помимо Родионова, в жизнь театра включается сценарист Иван Угаров, сын покойного худрука. Они с драматургом Максимом Курочкиным работают над пьесой «Я не я», которую Угаров и Курочкин задумали в 2016 году. Первая постановка текста запланирована в «Доке».
Вообще, довести до конца начинания основателей — первая задача, которая сегодня стоит перед театром. Например, незадолго до смерти Гремина задумала трилогию «Женщины.doc»: ее героини происходят из абсолютно разных слоев общества, но все они — сильные женщины, меняющие свою судьбу. Актриса и режиссер Марина Клещева, пришедшая на сцену после двух тюремных сроков, делает спектакль о таких же, как она, бывших арестантках, отстраивающих жизнь заново после долгих лет за решеткой. Многих из них посадили в 20, а выпустили в 40, в совершенно другой мир. Одна из «доноров» проекта провела в тюрьме почти 14 лет за убийство мужчины, попытавшегося ее изнасиловать: это было ее второе убийство, за первое, при похожих обстоятельствах, ее осудили условно — исключительный случай для российского правосудия. В тюрьме женщина научилась рисовать, о чем всегда мечтала.
Вторая постановка будет основана на репортаже журналистки Ксении Леоновой для сайта «Секрет фирмы» — о городе Южа в Ивановской области, где власть принадлежит женщинам: они руководят заводами, у них абсолютное большинство в админстрации. Драматургом проекта станет сама Леонова; сейчас она ищет режиссера, с которым ей будет комфортно работать.
О последней части трилогии пока мало что известно; Гремина хотела спектакль о суфражистках и успела пригласить историка Ирину Ролдугину — теперь она работает над этим проектом с драматургом Полиной Бородиной. Предположительно в спектакле будет несколько героинь, которые борются за права женщин сегодня.
Еще один театральный цикл, задуманный при старых руководителях «Дока», — о пытках в современной России. Это два спектакля — документальный и художественный; последний будет основан на черновиках ненаписанной пьесы Угарова «Предательство» об издателе анархистского журнала. Пьесу с подачи Греминой закончат режиссер Зарема Заудинова и все тот же Максим Курочкин.
Смерть основателей означает конец большого этапа в жизни театра — и коллектив собирается осмыслить итоги. Вместе с издательством Common place «Док» ведет большую работу по увековечиванию своей истории: готовятся к выходу сборник важнейших документальных пьес, когда-либо там поставленных, книга интервью и архивных материалов, накопившихся за 16 лет, двухтомник пьес и сценариев Угарова и Греминой и сборник лекций Угарова. Плюс театр готовит премьеру по дневникам ушедших руководителей.
«ДОК» ПОСЛЕЗАВТРА
Самые принципиальные планы «Дока» связаны не со сценой, а с сетью: в перспективе площадка из локального явления превратится в глобальное. В июле фестиваль молодой драматургии «Любимовка» и «Глаголев FM» — подкаст интернет-издания «Батенька, да вы трансформер» — объявили серию радиоспектаклей по новым пьесам. Первая премьера — «Война еще не началась» по тексту Михаила Дурненкова в постановке Александра Вартанова — уже доступна в iTunes и на других платформах (и это сильнейшая вещь).
Тесно связанный с фестивалем «Док», который с самого начала был не только флагманом отечественного документального театра, но и центром новой драматургии, планирует заняться тем же самым в ближайшее время. Удивительно, что это происходит только сейчас — ведь это самое логичное, что могло случиться с русскоязычной драмой.
Фестиваль «Любимовка» и Театр.doc возникли с разницей в 12 лет — как коллективные проекты драматургов, искавших альтернативу репертуарному театру, который со времен перестройки потерял интерес к современным текстам. За почти тридцать лет с основания «Любимовки» мало что поменялось: репертуарному российскому театру нужно куда меньше новых пьес, чем их пишется. По-настоящему востребованных авторов совсем немного — Дмитрий Данилов, Иван Вырыпаев, Михаил Дурненков, еще три-четыре фамилии. Десятки текстов начинают и заканчивают жизнь на фестивале, совсем как в 90-е годы.
Получается, «Любимовка» неэффективна? Нет, если смотреть на читку не как на промежуточный этап между пьесой и спектаклем, а как на самоценное театральное событие. Читка сегодня — не просто презентация текста, это особый род театра со своей эстетикой, со своими мастерами и звездами. Выход в онлайн в формате подкаста — совершенно закономерный шаг для жанра, который делает ставку прежде всего на воображение зрителя. Радиотеатр — идеальная сцена для современной пьесы: читки больше не привязаны к месту и времени, а значит, их может услышать гораздо больше людей.
У «Дока» большие планы на интернет — в отличие от «Любимовки», театр не ограничится только радиоспектаклями. По словам режиссера Заремы Заудиновой, у площадки будет целое сетевое радио, где можно будет послушать, например, шумы другого города в реальном времени: «Это та же охота за реальностью — только в аудиоформате». А еще театр собирается развивать сайт — выкладывать использованные в спектаклях документы, чтобы с ними могли знакомиться люди за пределами Москвы. Если все это правда произойдет, «Док» из театра станет чем-то большим — своеобразным открытым центром исследования реальности. А к его недругам добавится Роскомнадзор. Шутка.
Июль 2018 г.
Комментарии (0)