Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ШАПИТО

КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ

Полунин С., Табачникова Н. Алхимия снежности. М.; Лондон, 2014.

Как известно, алхимики многие столетия посвятили поискам магической субстанции — философского камня, средства для превращения свинца в золото, обретения вечной молодости и нечеловеческой мудрости. Камень они не нашли, но по ходу дела заложили основы нескольких современных наук, изобрели перегонный куб, фарфор и много других полезных вещей. А еще — оставили потомкам трактаты, в том числе и богато иллюстрированные, написанные образно-поэтическим языком (да-да, иногда даже стихами!), дабы скрыть свои тайны от не посвященных в «великое делание». По тем страницам бродят львы, фениксы, единороги, саламандры и василиски, храня доверенные им вековые секреты…

Думается, что создатели книги «Алхимия снежности» дали ей такое название совсем не случайно. В самом деле: любая история успеха (тем более — успеха творческого) заключает в себе не только факты, но и (непременно) какой-то секрет, разгадку которого вполне можно приравнять к поискам философского камня. Ведь далеко не каждый талант, даже помноженный на прилежный труд, встречается с удачей. В чем тут дело, какие звезды должны сойтись вместе и по какой дороге нужно отправиться, чтобы оказаться в нужное время под этими звездами? Тайна велика, и многие жаждут безошибочного рецепта.

Так или иначе, а взять в руки эту книжку весьма приятно — издание литературно-художественное, добротное (твердая обложка, хорошая бумага, интеллигентные широкие поля, деликатный довольно крупный шрифт), красочно оформленное (множество иллюстраций Квинта Бухгольца, которые хочется рассматривать подробно и не спеша). На цветной суперобложке разместился фотопортрет клоуна: половина знаменитого лица в сценическом гриме, знаменитые снежные кудри обрамляют висок, кусочек знаменитого солнечно-желтого комбинезона светится в уголке, знаменитый клоунский глаз глядит настороженно-пристально… Кто ты, возжаждавший знакомства с полунинской «алхимией»? Книга посвящена знаменитому «сНежному шоу», которое уже посмотрели (и наверняка еще посмотрят) миллионы зрителей.

Кажется, что сама форма повествования — спонтанно-мозаичная — провоцирует на такое же восприятие: начать читать с любой страницы, потом отложить, а потом опять открыть наугад. Вот если бы так же удалось посмотреть спектакль, который Слава Полунин на первых страницах представляет как свое «любимое дитя». Правда, практически невозможно вообразить человека, который смог бы выйти из зала и добровольно прервать свое зрительское участие! Вот разве что — если бы можно было, по минутной потребности души, каким-то волшебным образом телепортироваться в «снежное» пространство и обратно… Театральные технологии до этого пока не доросли, но книга почти убеждает, что полунинская команда и такой вопрос способна решить в обозримом будущем.

Историей и рецептурой создания своего фантастически успешного проекта автор делится фантастически щедро, не без лукавства облекая всю эту ценнейшую информацию в форму лирического эссе. Компоненты и первоэлементы («праздничные люди», «веселая наука менеджмента», «национальные образы смеха» и т. п.) причудливо перетасованы с фундаментальными персонами (Бахтин, Арто, Хармс и т. д.). А рядом — мирно расположились на ночлег носорог с белым медведем, едет по телеграфным проводам циркач на одноколесном велике, бродит под сказочным снегопадом слоновое семейство, летает со страницы на страницу домик-вагончик со светящимися окошками. Реализованные сценарии, нереализованные проекты. Истории реальные и фантастические. Сны и письма. Люди и образы. Заглянув на четвертую, глубокого синего тона, страницу обложки, читаем под фотографией знаменитого Асисяя, что-то кричащего в желтую трубку своего знаменитого телефона: «Я сказочник, а потому вы можете не верить ни одному моему слову». Вон оно как!

Вроде бы раскрыв все секреты, авторы «Алхимии снежности» резюмируют: «не пытайтесь повторить». И правильно: не повторяйте, идите своим путем, ищите свой философский камень. Двух одинаковых и быть не может.

Анна КОНСТАНТИНОВА
Февраль 2015 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.