Создатели «Лужи» замечательны тем, что жонглируют воздухом. Они заставляют поверить, что мы, когда придем домой, можем открыть холодильник и жонглировать картошкой и морковкой, как они, будто в этом нет никакого труда.
Раньше жонглировали ради другого: великий Сергей Игнатов бросил одиннадцать колец, поймал их головой и вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Есть еще Энтони Гати, Григорий Попович — каждый из них рекордсмен в подбрасывании в воздух определенного количества булав, мячей, колец. А «DeFracto» достойны Книги Гиннеса, хотя жонглируют одним мячом. Они не первые, конечно, ищут новое в этом жанре — есть, к примеру, Жером Тома, который жонглирует пластиковыми пакетиками. Но в «Луже» мы увидели новую краску в жонглировании. Жонглирование основано на принципе повтора: падает — поднимаешь, падает — поднимаешь. И их не раздражает, что нужно поднимать мячи, они получают удовольствие, когда мячи падают.
Я случайно летел с одним из артистов из Парижа, и он все время жонглировал одним мячиком. Мячик падал, ему помогали находить его под креслами. И я понял, что он начал свое шоу уже в самолете. В этом есть радость такого искусства — ни красных носов, ни грима, ни блесток. Они просто, лаконично работают. А после ты совсем иначе смотришь на воздух, который нас окружает.
Тут есть еще много нюансов. Очень важна фактура материала, важно, из чего мяч сделан. Например, когда их мячи падают, звук возникает приятный. Если мяч из кожзаменителя — будет совсем другой звук. В Японии много лет назад я побывал в жонглерской школе, где дети шили мячи из кусочков ткани и набивали гречкой, просом, рисом, манкой. Я не знаю, чем именно набиты мячи у «DeFracto», но важно ощущение натуральности и приятный звук, который они издают при падении.
Форум важен уже тем, что привез этот спектакль и потихоньку разворачивает наше цирковое искусство. Не нужно слов, хотя было много сказано ценного про прошлое и настоящее режиссуры. Нужно просто двигать воздух перед собой.
Александр ФРИШ
Комментарии (0)