А. Кутерницкий. «Госпожа Странная
мысль». ТЮЗ им. А. Брянцева.
Режиссер Владимир Туманов

Представить себе, что замечательные спектакли «Лунные волки», «Чардым» и нынешняя премьера ТЮЗа «Госпожа Странная мысль» сделаны рукой одного человека, — невозможно. Этот спектакль — поистине «тяжелый случай», и самое обидное, что в материале потенциально содержится идея, крайне необходимая сегодняшнему ребенку любого возраста. Это — первое знакомство с устройством и законами Божьего мира, парадоксами человеческого сознания и философией, а главное — с библейской темой, с которой во времена оны начиналось воспитание.
Возможно, если бы инсценировку по роману А. Кутерницкого написала Н. Садур, спектакль В. Туманова смогли бы смотреть не только бесправные школьники, которых насильно приводят на Пионерскую площадь кормить культурой. Но, к сожалению, инсценировка сумбурна, запутанна и невыносимо длинна, а режиссер, по-видимому, вовсе не задумался, о чем он ставит детский спектакль, что — главное, а чем следовало бы пожертвовать из соображений если не композиционных, то хотя бы гуманистических — просто чтобы не превращать зал театра в пыточную камеру.
У спектакля, впрочем, есть достоинства — «библейская» сцена (Ева — Т. Шахматова, Адам — В. Любский) и замечательные костюмы. С. Граурогкайте создала и декорацию, но по стилистике она от костюмов отличается и не «справляется» с нагрузкой, возложенной на нее художницей. Это аскетичная, хоть и изящная конструкция, изображающая арочный мостик. Он весьма умозрительно олицетворяет связь разных времен и миров, но в детском спектакле со множеством мест действия важнее было бы организовать игровую среду — здесь же минимализм сценографии «поглощает», гасит остроумие и витальную энергию, идущую от интересных костюмов. Весь спектакль ожидаешь перемены декорации, смены картинки, визуального разнообразия, фокуса. Кроме того, большую часть действия и эта декорация находится за занавесом, а перед ним лишь кровать девочки — исходная точка воображаемого путешествия (звучит двусмысленно, но выглядит вполне невинно).
По сюжету девочка-подросток Лиза (А. Слынько) — по совету и протекции некоей очаровательной дамы, беспрестанно меняющей наряды, — совершает мысленное путешествие и попадает в разные времена и разные компании. Компании, конечно, не все дурные, но, прямо скажем, заняты они настолько невразумительными делами, что пересказать их развлечения и действия затруднительно. Какие-то воробьи что-то пытаются продать друг другу, охотятся на кота с повадками трансвестита, ссорятся и верещат… Возможно, современные дети даже извлекут из всего этого некий смысл — если разберут птичий язык, на котором уверенно заговорил детский театр.
А вот библейская сцена — поставлена с юмором и колоритно сыграна: хищные звери, еще (пока не укушено яблоко) не подозревающие о том, что они хищные, безмятежно проводят время в гармонии Эдема, проявляя невинный интерес к одежде обнаруженной девочки: платье — зачем оно? Впрочем, И. Соколова, исполняющая главную роль госпожи Странной мысли и постоянно являющаяся зрителю не только в разных костюмах, но в разных ипостасях, в этот раз приползет в обличье роскошного блестящего змея — и наведет порядок в истории человечества, которое попыталось было обойтись без «странных» мыслей.
Таким образом, авторы спектакля разобрались с природой и происхождением Странных мыслей, но не убоялись ни своих открытий, ни сумятицы в головах тех зрителей, которые способны воспринять столь изощренную логику режиссуры и драматургии, смело ставящую знак равенства между советами дьявола и всеми неординарными идеями, посещавшими когда-либо человеческий разум.
Комментарии (0)