Нет ни одного атеиста перед чистым листом бумаги.
Всяк перекрестится, когда напишет, как, к примеру, я на первой странице оборотки когда-то написал: «Николай Коляда. Баба Шанель. Пьеса в двух действиях».
Думаете, сразу знал, что пьеса кому-то будет нужна? Что ее сто театров поставят?
Ага, как же.
В ужасе думал над первым листочком: «Напишу вот эту пьесу, а мои же студенты прочитают ее, а потом в общаге на окошке будут сидеть, курить, и вздыхать, и меня обсуждать, и говорить: „Наш-то — совсем спятил“».
А это — самое страшное.
Если студенты твои, молодежь тебя уже за старого маразматика считают и ты это знаешь и понимаешь — это просто капец.

О. Лоевский и Н. Коляда на Фестивале театров малых городов России. Нижний Тагил, 2022 г. Фото М. Дмитревской
Садишься писать пьесу — пускаешься в плаванье.
А что там будет — неизвестно.
Утонул — спасся?
Начал писать — а дальше дрожь и страх.
Страх перед чистым листом бумаги.
Это самый страшный страх.
Ты сто сорок пьес написал, а вот надо писать новую, потому что что-то толкает тебя в руки.
Хотя понятно — что.
Один артист, когда я его спросил: «Почему ты работаешь артистом?», ответил мне: «Потому что я больше ничего не умею».
Вот и я так.
От страха, что завтра жрать нечего будет, что на карточке денег нет, садишься писать и страшишься, что провалишься, что никому твоя пьеса не нужна будет, а надо написать хоть что-то, потому что хочется жрать не картошку, а мясо.
Какое вдохновение?!
Вы о чем?!
Вранье все это.
Писатель пишет, потому что ничего другого не умеет.
А жизнь уже устоялась, и ты спокоен: сыт, пьян и нос в табаке. А тут вдруг все разрушится и твое бездельное настоящее превратится в кошмар: таксистом работать или на стройку кирпичи класть.
И что?
Сумеешь свою спокойную жизнь поменять?
Да никогда.
Страшно.
Пишешь, а у стола на книжной полке стоят твои экзаменаторы, выглядывают из корешков книг: Чехов, Достоевский и их братья.
Страшно, что напишешь что-то и тебя раздавят.
Еще Достоевский сказал: «Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно».
Вот это главный страх.
Слова придумали люди, чтобы скрывать свои мысли и чувства.
В драматургии — главное: подтекст.
Не «что и как говорю», а «что думаю» при этом.
Говорить и писать можно полную чушь, но если вчитаться и всмотреться в текст, то сразу виден Великий Страх.
Страх каждого пишущего.
Сквозь каждую строчку этот Страх видно: а я хороший? а вам интересно? а вы дочитаете до конца? а это кому-то надо?
Правду сказать, у меня есть еще один страх: не дай бог, напишу плохое о том, что люблю, или кто-то подумает, что я издеваюсь или глумлюсь над тем, что мне дорого.
Правда.
Дураков полно.
Придумают такое, что на голову не наденешь.
И тут уж будь осторожен, чтобы других толкований не было бы: пиши только так и никак иначе.
Правда, я видел и таких, что уверены, что у них все гениально и им нестрашно.
Вот это уже — клиника, Кащенко. Им ничего не страшно. Ну и исполать вам.
Знаю, что многие пишут и думают: нужна провокация какая-то, хоть и страшно.
Но про это нельзя — негры, про церковь нельзя — проклянут, оскорбятся, про нетрадиционные меньшинства — можно, но аккуратнее: заклюют.
А у нас ведь как: всё на продажу.
И если ты не торгуешь тем, что тебя волнует, о чем ты ночью один плачешь, глядя в беленый потолок при выключенном свете, если не говоришь, что у тебя в душе, в сердце, если не рассказываешь про счастье в своем лоскутном детстве из Пресногорьковки и про беду, которая сейчас вокруг тебя, про страх старости, про страх смерти, если не рассказываешь самые затаенные мысли, и страхи, и страсти, и про свои невольные предательства, за которые стыдно повиниться на людях. Если ты не честен, не боишься, а только все пытаешься считать в голове: строчка — рубль, еще строчка — два рубля, то никому не надо будет твое барахло написанное.
Деньги надо считать и зарабатывать — это хорошо, но хорошо, когда ты честно свои деньги заработал.
Вот — чтобы понравиться: это — не надо.
А так хочется всем понравиться.
Вот это — страшно, что сидит оно в тебе: хочу понравиться княгине Марье Алексеевне.
Вот этот страх самый страшный.
Потому что так не бывает.
«Глаголом жечь сердца людей» — глупо. Не получается.
265 пьес я прочитал в этом году на конкурсе драматургов «Евразия».
У нас на конкурсе возрастной ценз, до 35 лет. То есть дети.
Дети пишут о страхе потерять родителей или о страхе, что родители ушли и как жить без них, о страхе школы — почти в каждой пьесе есть эта тема: школа — словно шрам у каждого, мало кому там понравилось.
И все же вижу: чаще всего все в пьесах прикрываются.
Боятся рассказать главное.
Все прячутся.
Никто не хочет рассказать про себя честно.
Боится всяк и все.
Страшатся рассказать правду.
Все чего-то сочиняют, какую-то херабору непонятно про кого.
Вот и происходит: «Писатель пописывает, читатель почитывает».
А что там говорил Розанов?
«Души в вас нет, господа, вот и не выходит литературы».
А вообще, если уж не умствовать и не выпендриваться: мне в моем возрасте ничего уже не страшно.
65 лет, знаете ли, — многовастенько.
А что, казаки придут и меня и театр сожгут мой?
Ну вперед.
Посадят меня?
Ну посади.
Оштрафуют?
Да штрафуй, по хер уже, денег не было и не будет.
Мне надо бояться оскорбить власть?
Да зачем она мне нужна.
Мы всегда жили параллельно, никогда не пересекались.
Делайте вы там, что хотите, я буду в своем огороде поливать цветы.
Вообще-то, правду сказать, ерунда все, что я написал выше.
Потому что мне — нестрашно.
Душа бессмертна, чего бояться.
А уж как вам — не знаю.
Июнь 2022 г.
Комментарии (0)