В текстах Олжаса я вижу важный для современной российской драматургии кейс — это, возможно, единственный сегодня русскоязычный автор, который говорит о боли, насилии, травме, катастрофе, не прибегая к художественным приемам. Жанайдаров не заигрывает, не играет, не стилизует. Это всегда прямое повествование — неспешное разворачивание истории, поступательное движение к событию. Его метод чем-то напоминает гражданскую журналистику, чем-то — историческое исследование, чем-то — свидетельское документальное кино. В любом случае, мне нравится тон автора, его прямота и человеческая позиция.
Ценными лично для себя считаю две работы Олжаса, рефлексирующие над опытом советской трагедии в Казахстане: «Джут» и «План». В обеих пьесах Жанайдаров говорит о том, о чем в Казахстане говорить не принято, а в России просто не знают. Это истории голода, искусственно созданного советским правительством на казахской земле в 30-х годах XX века. Это смелые пьесы. И, что наиболее ценно, пьесы, обращенные к сегодняшнему дню.
Алексей ЖИТКОВСКИЙ, драматург
В счастливом 2013 году филолог и литературовед Марк Липовецкий совместно с американской коллегой Биргит Боймерс определил современную русскую драматургию как череду «перфомансов насилия». Ранние пьесы Олжаса Жанайдарова совершенно точно созвучны этому определению. Журналист, писатель, педагог и куратор двух крупных драматургических фестивалей, Олжас из текста в текст исследует порог человеческого терпения и бездну бессознательного, в которую смотрятся герои «Магазина», «Алдара» и других пьес. В его подробных слепках действительности главными становятся детали, как бисер рассыпанные по тексту и принуждающие нас к медленному чтению, арифметике сцен и дедукции воображения.
Мария СИЗОВА, театровед
Мне кажется, что между Лешей Житковским и Олжасом Жанайдаровым есть разница. И заключается она в том, что у обоих есть интерес к каким-то жестким темам, просто Леша иногда делает вид, что пишет комедии, но на самом деле это грустные, даже безысходные истории, в которых просто очень много юмора; а у Олжаса, наоборот, очевидно, что по форме это всегда трагедия и «жесткач», хотя и у него обязательно есть юмор. Работать с ними обоими совершенно прекрасно, интересно, легко, приятно, они оба умеют контактировать с людьми, хотя и по-разному: Олжас очень внимательно относится к внутренним мотивам людей, а Леша очень хорошо считывает какие-то внешние факторы. А еще Олжас очень спокойный и имеет талант «разговорить» человека, причем так, что ты даже не замечаешь, как он это сделал. Леша же очень обаятельный, в него влюбляешься, ему доверяешь и сразу открываешься.
Вера ПОПОВА, режиссер
Комментарии (0)