Я репетировал в Саровском театре драмы (где только что вступил в должность главного режиссера) спектакль «Карлсон вернулся!» по инсценировке Николая Коляды. И объяснял артистам свое понимание материала таким образом: мальчик от одиночества придумал себе виртуального друга, и фрекен Бок, осознавая это, начинает ему подыгрывать, а в финале сюжета они прощаются с Карлсоном вместе с излечившимся Малышом. Вот в это время мне попалась пьеса Олега Михайлова «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века». Нужно ли говорить, что я буквально свихнулся от счастья, потому что пьеса показалась мне и глубже, и драматичней моих размышлений. И я положил ее в «портфель» до счастливого случая.
Случай не заставил себя долго ждать. Всего через три года я приступил к работе над этой пьесой с прекрасной артисткой Натальей Кузнецовой. Я написал незнакомому мне драматургу по поводу авторского разрешения, и мы познакомились заочно. С удивлением я узнал, что Олег окончил ЕГТИ, в котором я проучился в общей сложности 11 лет, что он хорошо знаком с моим Мастером, более того, он написал мне: «Я доверяю режиссеру, получившему диплом в мастерской профессора В. И. Анисимова».
Затем Олег приезжал к нам в Нижний Новгород на спектакль. Мы организовали его встречу со зрителями. И это была отличная встреча. Зритель пришел думающий, любознательный. Задавали хорошие вопросы. Так я узнал, что Олег учился у Михаила Рощина, и даже некоторые секреты кухни драматурга. После спектакля мы вышли практически друзьями. Потом встречались в Орле. Потом в Первоуральске (это моя родина). Все это время мы переписывались: я отправлял Олегу видео своих спектаклей, он присылал мне свои пьесы. Так я прочитал «Нави Волырк», «Дамскую комнату». «Клятвенные девы» я читал еще до очного знакомства. Мне все время хотелось ставить его пьесы. Я предлагал их театрам, не находил отклика. Постепенно эта искренняя привязанность стала не такой горячей. Олег увлекся предложением Первоуральского театра драмы «Вариант» и вместе с театром создал целый эпос из четырех или даже пяти (я точно не помню) пьес, основанных на истории края и города. Я тоже занялся другими проектами. Чуть реже стали писать друг другу.
Мне нравится умение Олега предложить режиссеру такой взгляд на частную жизнь, в котором отсвечивает время, эпоха, если хотите. И в истории албанской семьи, и в походе декабристок на край земли, и в «Красной комнате» есть этот ракурс, это мерцание времени. Мне такие творческие задачи кажутся интересными. В этом есть вызов режиссеру. Реализация такой задачи требует ювелирной точности в отборе выразительных средств, бюджета, другими словами говоря. «Нави Волырк» до сих пор в моем портфеле, я не теряю надежды поставить эту пьесу.
Александр РЯПИСОВ, режиссер
Комментарии (0)