«Post Scriptum». Новый Рижский театр.
Режиссер Алвис Херманис, художник Кристине Юрьяне
Это тот случай, когда ты замираешь в растерянности, понимая, что все твои прошлые слова и умения формулировать остались в прошлой жизни. А сейчас жизнь другая, и слова должны быть другими.
И тем не менее в том, что спектакль Алвиса Херманиса «Post Scriptum» состоялся, я вижу какую-то высшую волю и замысел. Кажется, что еще три месяца назад о нем никто и не помышлял. Об этой женщине на диване с вечно включенным телевизором. Об этой скромной «однушке» с ковром на стене где-то на окраинах Москвы. О ее трагедии, случившейся двадцать лет назад, которая так странно пересеклась и совпала с запрещенной главой «У Тихона» из романа Ф. Достоевского «Бесы», где Ставрогин признается в страшном грехе — изнасиловании бедной маленькой десятилетней Матреши.
И всех их, и эту женщину Надю, и Ставрогина, и Тихона, и Матрешу, сыграет одна актриса Чулпан Хаматова. Одна за всех. Загнанная в угол маленькой комнаты. Это не фигурально, а буквально так. Алвис Херманис любит герметичные, замкнутые пространства, любит эту обыденную, скромную будничность, в которую вдруг врывается шаровой молнией история или большая беда. Что в принципе в координатах его нового спектакля одно и то же.
Есть некая сила, которая существует помимо нас и наших жалких планов, которая может в одночасье смести и разрушить этот наш уютный маленький театральный мирок. И его первая актриса останется одна. Без своих ролей. Такая же пострадавшая, как и все. Без вины виноватая.
Мы часто задаемся вопросом, почему вдруг все внимание, вся любовь и все лучшие роли достаются какому-то одному артисту. Кто эти избранники и почему именно им дано вдруг стать «символом поколения»? Почему потом по их ролям и лицам будут узнавать и читать историю нашего времени?
Тут много должно сойтись обстоятельств. И, наверное, не стоит сбрасывать со счетов и то, что на театральном сленге называется «фарт». Но одной только удачей такую актерскую судьбу, как у Чулпан, конечно, не объяснить. Тут что-то другое. Но что? И тут, я уверен, вступают в силу некие высшие инстанции, это их выбор, их тайная режиссура.
Есть странные совпадения, что в год выхода ее первого фильма «Время танцора» появился на экранах и знаменитый «Брат» Алексея Балабанова. Поразительно, что они пришли одновременно — Данила Багров, которого сыграл Сергей Бодров-младший, и та самая девочка Катя из фильма «Время танцора».
Оба дети перестройки. Оба начинали в 90-е. Обоим суждено будет пройти свой путь надежд, обольщений, разочарований, взлетов, крушений. Брат и Сестра… Для Брата этот путь оборвется очень рано в неполные тридцать один год в Кармадонском ущелье. А Сестра выживет. Женщина, как много раз доказывала жизнь, выносливее мужчины.
Там, где мужчина не справляется, отступает, предает или погибает, появляется женщина.
Там, где мужчина малодушно цепляется за свои выгоды и компромиссы, женщина принимает единственно правильное решение.
Так было в фильмах, так было в спектаклях, так было и есть в жизни самой Чулпан Хаматовой.
Но каждый раз, когда она оказывалась в очередной «стране глухих», она старалась не только вернуть ее обитателям давно утраченный слух, но и дать им услышать голос надежды.
Сегодня я думаю обо всех этих удивительных женщинах, сыгранных ею в разные годы. Об этих сестрах по общей судьбе нести на своих плечах тяжелое бремя бесконечных печалей, на которые не поскупился для них ХХ, а теперь, как мы видим, и ХХI век.
И Анна Франк, и Лара из «Доктора Живаго», и Маша Мухина из «Голой пионерки», и Патриция Хольман из «Трех товарищей», и Зулейха, и Гитель в «Двое на качелях», и Раиса Максимовна Горбачева, и вот теперь Надя…
«Подари жизнь» — это ведь не только название самого известного благотворительного фонда в России, который создала Чулпан вместе с Диной Корзун в 2005 году.
Это ее программа действий, но, если угодно, еще и девиз русской актерской школы. Вчера все убедились в этом снова на спектакле Алвиса Херманиса «Post Scriptum».
Июнь 2022 г.
Комментарии (0)