Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

«НЕТ, НЕ ЗАБУДЕТ НИКТО НИКОГДА…», ИЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ КЕМЕРОВСКОЙ ДРАМЫ

Стойкое впечатление от нового для меня театра: Кемеровская драма смотрит своим зрителям в глаза и разговаривает с ними об их жизни в новейшей истории прямо, без экивоков. Нет, я не первый день живу на театральном свете, сто тыщ лет езжу по регионам и вполне понимаю, что без какого-нибудь Камолетти или «Боинга-Боинга» любой региональный театр пойдет по миру. И что когда попадаешь в театр — никто тебе шлягеров-кормильцев не покажет (даже Борис Мездрич в Омской драме периода расцвета ухитрялся таить от меня зажигательные итальянские комедии «пера» режиссера Паоло Ланди: они почему-то никогда не встречались в репертуаре в те дни, когда я прилетала в Омск). Все так. Но десять спектаклей Кемеровской драмы, показанных мне в апреле, когда я по командировке СТД приехала в Кузбасс, были построены главным режиссером театра Антоном Безъязыковым в такой умной последовательности, что создалось то самое стойкое впечатление: из вечера в вечер Кемеровский театр разговаривает с залом о жизни последних десятилетий нашей/моей истории, не опасаясь за то, что этот «добрый зритель в девятом ряду» все правильно поймет (сейчас уже даже боюсь утверждать, но так казалось…).

И со мной театр поговорил тоже.

Н. Юдина (Зоя Петровна). «История от Матвея». Фото из архива театра

Антон Безъязыков — с самого первого режиссерского курса Григория Козлова, с того самого, 1996 года, откуда и Галина Бызгу, и Наталия Лапина, и Александр Безруков, и Лариса Маркина, и Александр Кладько, и Руслан Кудашов, и Егор Чернышов, он руководит театром давно, он настоящий «сиделец» и строитель, но встречались мы с ним и его спектаклями на театральных перекрестках редко, точнее — почти не встречались, и лучше всего я помню Антона Безъязыкова в окружении девушек с Моховой и в аудитории, кажется, 307… И вот встретились.

Пути наши с Кемеровской драмой пересеклись в тот драматический момент, когда через каждый квартал в весеннем солнечном городе на сетчатке глаз отпечатывался однотипный плакат с одним и тем же лицом и надписью на тарабарском языке: «КуZбасс Za преZидента» и никто еще не ждал выступления Валентины Матвиенко в Госдуме 22 июня 2022 года с требованием избавить русскую речь от непонятных иностранных слов…

«Бульвар надежд в осенних листьях». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Поездка от СТД много раз переносилась — и вот… Ну какая сейчас Кемеровская драма, зачем мне спектакли и ежедневные обсуждения на труппе, когда не прошел еще первый шок, ко второму ты не готов и еще надеешься, что третьего не будет, когда в спектакли вникаешь с трудом… Но, вечер за вечером оказываясь в зале, я неожиданно для себя забывала о сиюминутной повестке, при этом театр не уходил от нее, а подкидывал в трещащую печку сознания важные вещи «на тему». Он провоцировал воспоминания и проблемы, связанные с более широким временем, с истоками сегодняшнего, с более широкой актуальностью, он рефлексировал, анализировал нашу историю, я смотрела спектакли, которые складывались в некую разножанровую сагу о стране и ее людях. Ту неделю (о других не сужу) Кемеровская драма собеседовала со своим зрителем о времени на самом разном современном материале. Во многих спектаклях даже формально возникали четкие маркеры десятилетий, песни и танцы 70-х или 90-х, спектакли строил последовательный хроникальный принцип, формулировались прямые вопросы в зал. Сцена смотрела своим зрителям в глаза не фигурально, а буквально, иногда зажигая в партере свет, иногда выводя героев с вопросами к рампе. Создавалось ощущение, что театр хорошо знаком с теми, кто ежедневно заполняет амфитеатр и две камерных сцены, что он соразмерен им. Не выше и не ниже — соразмерен, и потому может не кричать и не шептать, может — разговаривать.

«Бульвар надежд в осенних листьях». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Здесь играют довольно много спектаклей, действие которых начинается в 70–80-е — и как будто «сериально» проходит через десятилетия.

Вот «Бульвар надежд в осенних листьях» кемеровского автора Эрика Горьковского (режиссер Михаил Быков). История одного дома за полвека, начиная с 70-х, этакие «Покровские ворота», «Зеленая зона» и одновременно «Дом, в котором я живу» в жанре музыкальной мелодрамы. Абсолютно зрительская история, никаких новостей. Но ничего плохого в таких спектаклях нет, зритель имеет право на нарратив. Действующие лица — герои из 1970-х — заезжают в новый дом. И «живут» там до настоящего времени. Рушатся судьбы, растут дети, стареют взрослые, меняется быт и формы жизни — и на смену зимним хранилищам за форточкой приходят холодильники, и при входе в дом уже не моют в корыте сапожки… Действием правит поворотный круг и быстрая смена эпизодов. Но в эпизодах этих нет вранья, актеры и детали подлинны, точны, глаз у театра памятлив. Если ты не театральный сноб, то, сидя в зале, можешь вспомнить и свой новый дом, куда въехал в 13 лет, да так и живешь в нем до сих пор, пережив многих соседей-интеллигентов… В спектакле по-настоящему драматической для меня выглядит именно эта тема ненужности интеллигентов, людей науки. Здесь их два: Генрих Карлович — прекрасно-значительный Юрий Темирбаев, похожий на многих вузовских преподавателей и потрясающе, как две капли воды — на нашего легендарного Юрия Николаевича Чирву. И другой гений, не «вскочивший» в 90-е, Петр — Антон Остапенко (прекрасный этот актер во всех спектаклях отвечает за неустойчивую духовность и одновременно стойкое человеческое желание «не скурвиться»).

Ю. Темирбаев (Генрих Карлович). «Бульвар надежд в осенних листьях». Фото М. Дмитревской

В «Бульваре» (на темные аллеи спектакль не претендует даже по названию) работает механизм узнавания и отождествления, просыпается твоя собственная разбуженная память о времени, когда наш адрес был — не дом и не улица. Но ностальгия, берущая зрителя мягкой и, кажется, ласковой рукой, позволяет проблемно и неласково вспоминать периоды отечественной истории: а как оно все катилось и прикатилось? Кто стрелял и кто шел в бандиты? Кто погиб, умер, не выжил или стал подлецом? И куда все ушло? И у кого, собственно, состоялась жизнь?.. Наверное, автор в значительной степени писал с кемеровской натуры, но выходит наш общий вальс о тотальной «несбыче мечт», а теперь и вообще об окончании той жизни, которую мы считали жизнью: с этим дурацким бытом, надеждами на завтра и уверенностью в то, что завтра будет. Зрители разных поколений вписаны в определенные сегменты спектакля: кто-то узнает себя в 80-х, а кто-то — родителей. И, несмотря на финальный хэппи-энд одной отдельно взятой любовной истории, лирический «Бульвар» рождает осеннее настроение. После него, наверное, надо задумчиво брести прямо от театра по знаменитому бульвару — и именно в осенних листьях, грустя о несбывшихся упованиях последнего полувека…

Есть в репертуаре и выдержанный в ретроэстетике, отлично, достоверно сыгранный хорошим актерским ансамблем спектакль Антона Безъязыкова «Царёвы» по пьесе Д. Орлова. Про плохую семью. Про ложные ценности. Про невозможность общего дома и сада… Про то, как за благополучным фасадом — тараканы. Спектакль «о семейных ценностях» не программный, но он точно подрывает одну из идеологем — о том, как прекрасно было жить при советской власти и как хороша была «единая общность советский народ». «Царёвы» точно станут кормильцем театра и победят по кассе «Боинг-Боинг»…

«История от Матвея». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Несомненно событийным в ряду «исторических хроник» стал для меня спектакль Олега Липовецкого «История от Матвея» по пьесе Нины Беленицкой. Это тоже как будто «сериал», и здесь тоже поэпизодно (уже без флера осенних листьев) танцами и шлягерами маркированы этапы наших десятилетий. Это, собственно, история страны, экстраполированная на историю одного класса, одной школы, где менялись директора и нравы…

Поколение сорокалетних+ дожило до возраста рефлексии и скорбно осмысляет свою личную историю обретенной и поруганной свободы… Но история поколенческой травмы дана в спектакле не слезно, а лирико-эксцентрически, травестийно, «весело, добродушно, со всякими безобиднымивыходками…» — как говорится у Шварца. И «то ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь»…

«История от Матвея». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Пьесу Нины Беленицкой подмывает называть «Наш класс» по аналогии с пьесой Тадеуша Слободзянека. Здесь одноклассников тоже разводит жизнь — сообразно перемене политических режимов. И финал предъявляет нам отца Владимира, которым стал вечный классный стукач Вова (отличная роль Ивана Крылова), из года в год читающий на школьной линейке стихи вечного Михалкова «Как хорошо, что наяву я не в Америке живу…» Предъявляет и его, Владимира, «матушку», в которую превратилась главная дура и главная красотка класса Яна (Дарья Мартышина), и любовь Матвея Аню, ставшую мерзотным идеологом, хуже той, какой была ненавистная детям шкрабиха Зоя Петровна в блистательно точном исполнении Натальи Юдиной (я узнавала своих советских завучей — на раз). Но сравнивать Беленицкую и Слободзянека не будем, спектакль Липовецкого сделан с несомненным юмором, мышечно упруг, насыщен деталями-напоминаниями, сбит, труппа берет общий ансамблевый способ существования и держит тему, как снаряд в тренажерном зале. Классные — во всех смыслах — отношения налажены, разработаны, банты, форма, МММ, переглядки, Чечня, похороны, смешные переживания, влюбленности заявляют о себе внятно, быстро, весело, мелькают ритмично… Спектакль структурирован музыкальными треками, песни пронумерованы, ими движется история — от «Прекрасного далека» через «Этот поезд в огне» к Богдану Титомиру и «Калинке-малинке»… А завершается история школьного государства треком «Вместе весело шагать по просторам». Это когда «разные судьбы» уже состоялись, лучшие одноклассники погибли, худшие устроились и Матвей оказывается совсем один в пустоте… Горькая горечь в этом завершении.

Н. Юдина (Зоя Петровна), А. Остапенко (Денис Юрьевич). «История от Матвея». Фото из архива театра

Сообразно трекам четко меняются руководители школы. На смену старому директору, которого выносили на носилках и он нетвердо делал движение рукой, приветствуя учеников (читай — Брежнев-Черненко), ненадолго приходит мягкотелый Илья Михайлович (читай — Горбачев), потом его место заступает пьющий учитель-демократ Денис Юрьевич (Антон Остапенко). С ним ребята поют по гитару, радуются — «Холодная война кончилась!», с ним кричат «Я свободен!», слушают новогоднее обращение Рейгана к советскому народу, строят баррикады из парт, вывешивают революционные лозунги в окнах класса и раздают плакаты, написанные на ватмане, зрителям, примеривают джинсы, пришедшие с гуманитарной помощью… При этом Денис Юрьевич оказывается слаб, а Зоя Петровна с ее строевым шагом и острой указкой никуда не девается («Проиграла — не значит смирилась», — формулирует она), Зоя Петровна вечно присутствует в меняющейся жизни, активизируясь при звуках «Лебединого озера», и в какой-то момент начинаешь ценить ее преданность делу и умение защитить учеников: ну, например, когда с перепою от спирта «Рояль» умирает в гостинице американский парень Элайдже (Владимир Волков) — гость из прекрасного прошлого, периода прекращения холодной войны, — именно Зоя Петровна берет ситуацию на себя…

Д. Мартышина (Яна Мостовичуйте), И. Крылов (Володя Шулепов). «История от Матвея». Фото из архива театра

Спектакль обращен к нашей личной памяти, позволю себе личное и я. Лет десять назад я встретила свою завучиху Черепахину — открытую сталинистку и душителя всего живого в нашей школе, автора моей четверки по поведению за протесты на Ленинских уроках и прочие подвиги. Она сидела на набережной, ей было далеко за 80… «Да, Дмитревская, признаюсь, я недооценила тебя когда-то. Но работать продолжаю, только веду теперь историю до ХХ века. От взглядов своих не отказалась, так что поступила честно: только до ХХ века». Речь ее была четкой, как и у Зои Петровны. А вот если бы мы встретились сейчас, прикиньте, как победно смотрела бы Черепахина: ее ведь таки взяла.

«История от Матвея». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

«История от Матвея» точно заставляет зал страдать или раздражаться. Когда на круглом диске глупой Луны или какой-то другой планеты, откуда дети 80-х ждали гостей из будущего, проходят, обозначая периоды новейшей отечественной истории, кадры кинохроники (вот Горбачев хоронит Черненко, вот штурмуют Белый дом, вот заряжает воду Алан Чумак, а вот жестко вяжут «за пластмассовый стаканчик»), — перед сидящими в зале проходит либо вся их жизнь, либо большой ее кусок. И любая жизнь упирается в финальное «No signal» на этом самом диске и, конечно, в песню про «Прекрасное далеко». Которое вообще-то просили-просили не быть жестоким, а оно все равно сделалось…

«История от Матвея». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Отечественная история реально, каждодневно заворачивается вспять и приходит в тупик (глагол «спятить» — однокоренной с «пятиться», ходить пятками вперед — сумасшествие). Прекрасная одноклассница Матвея Аня (Софья Чинкова) становится школьной директрисой похуже Зои Петровны. Та истово кричала с трибуны-88: «Сколько врагов у нашей страны!», а Аня несет с той же трибуны идеологическую пургу, похожую на свежую инструкцию по проведению патриотического урока: «На свете есть много стран, органически ненавидящих Россию». Да и сам автор этого «школьного евангелия», описывающего жизнь одного класса с 1988 по 2018 год, милый кудрявый мальчик Матвей (Юрий Андреев) в финале оказывается автором диссертации «Критика факта перед силой веры» или что-то в этом роде… И уж не Мединский ли он? Нет, не Мединский: ведь в финале оставшийсяинфантилом новый евангелист Матфей улетает куда-то с гуманоидами, оставляя нас наедине с собственной историей, а Мединский пока никуда не улетел и продолжает творить ее…

«История от Матвея». Сцены из спектакля. Фото из архива театра

Краткий курс двадцатилетней истории заканчивается неутешительно. В одной из сцен, когда ребята пьют «За нашу и вашу свободу», они обещают встретиться через двадцать лет и посмотреть, какими были и какими стали… Так вот — «не стали». Но есть эпизод, когда нетрезвый Денис Юрьевич обращается с этим вопросом о судьбе свободы прямо в зал, к зрителям… Возле меня некоторые, постарше, плакали, а некоторые, помладше, сидели с напряженными лицами.

«История от Матвея». Сцены из спектакля. Фото из архива театра

А я… Театральный сухарь, я плакала в финале злыми слезами, чего со мной практически не бывает (конечно, нервы развинчены, но признать это не стыдно), и вышла с этой безнадежной комедии строгого режима абсолютно раздавленная. Я долго ходила по легендарному ночному бульвару города Кемерово, безо всяких осенних листьев, а потом купила в магазинчике 100 г водки и выпила в гостинице. Помянула, так сказать, нашу и вашу…

«История от Матвея». Сцены из спектакля. Фото из архива театра

Рядом с хрониками существуют как бы аналитические сегменты времени, спектакли об определенных периодах все той же истории.

Очерк отечественной истории — и «Дикое поле» по сценарию Луцика и Саморядова (режиссер Олег Липовецкий), прочитанное здесь на малой сцене — как история нового спасителя, спустившегося в дикий глубинный народ аккурат в самые 90-е… «Война бы началась — все веселее жить», — посреди степной тоски мечтает мужик с коровой (Тимофей Шилов — актер редкой неулыбчивой достоверности и точности). Мужик, а мужик, ты еще сохранился где-то там? Тебе было скучно в развале, когда «угля не будет, бензина не будет, ничего не будет»? Мечта твоя, мужик, сбылась, кончилась скука…

«Дикое поле». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Раньше здесь была больница. Раньше здесь лечили. Раньше летали санитарные самолеты. Но развалилась страна, и врачу Мите (Антон Остапенко) остаются только бинты и чистота души да терпение. И он бесконечно, ритуально моет стол, сохраняя хоть какой-то порядок в диком мире, где убитого молнией закапывают в землю… и он выживает. И где звучит вопрос о втором пришествии: «А я его спрошу: отвернулся ли он от русских?»… В этом мире Христу уподоблен как раз тихий молчаливый Митя, живущий и врачующий среди беспробудного дикого народного алкоголизма с оглушающими здравицами родине («А значит, и Россия стоять будет от моря и до моря»). Или алкоголики — или сумасшедшие «на холмах» (один из них придет и прирежет доктора Митю).

А. Остапенко (Митя). «Дикое поле». Фото из архива театра

Это спектакль срединного состояния. Не бытовая правда и не игровая театральность. Поле — не дикое, наоборот, это ровный сценический квадрат, очерченный белым каре. Геометрия. Никакой дичи. Восемь белых табуреток, с которых резко в эпизод входят персонажи, до поры по-брехтовски безучастно сидящие и наблюдающие жизнь на игровом поле. А потом с места в карьер — на площадку, в игру, в краску, в запой, в драку… Чтобы, закончив, резко перейти черту — и мгновенно выключиться. Вечный ритуал: вкл. — выкл. Чистый прием, отличные актерские реакции, достоверные смачные страшные типажи диких мужиков, к которым бесконечно ездит на разборки милиционер (Михаил Быков из спектакля в спектакль играет по несколько персонажей, он явный мастер энергичной характерности).

«Дикое поле». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Страшный социальный очерк — спектакль «Стражи Тадж Махала» Раджива Джозефа — о двух парнях, охраняющих тоталитарный покой шаха, блестящий минималистичный спектакль Ярослава Рахманина — приговор тоталитарной власти и ее верным солдатам… Агра, 1648 год. Ну да, конечно, Агра и, конечно, 1648-й.

«Дикое поле». Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Два верных друга, бравый Хумаюн, который хочет быть образцовым потомственным стражем, верным слугой, лучшим караульным у мавзолея (зачеркнуто) дворца Тадж-Махала (Роман Манадышев), и небольшой мечтательный толстячок Бабур (удивительно глубокая работа Игоря Сорвилова) несут дежурство перед открытием шедевра. Великой красоты еще никто не созерцал. Тишина, цикада и звезда (знаете, как изобразить в театре живую звезду? Подожгите висящую ниточку — и живой огонек поползет вверх…). Красота мира, экзотическая птица (Софья Чинкова), впереди вся жизнь, и только есть один слух: завтра шах прикажет отрубить кисти рук архитектору, построившему Тадж-Махал, чтобы тот не смог сотворить ничегоподобного…

Р. Манадышев (Хумаюн), С. Чинкова (Птица). «Стражи Тадж-Махала». Фото из архива театра

И. Сорвилов (Бабур). «Стражи Тадж-Махала». Фото из архива театра

А. Остапенко в спектакле «Человек из К». Фото из архива театра

Отрубленных рук оказывается не две, а 40 000, всю ночь по приказу шаха Хумаюн и Бабур рубят руки. Бабур рубит, Хумаюн прижигает. Приказ. Полиэтилен, закрывающий стены небольшого помещения, где идет спектакль, становится красным от кровавого дождя. Что это? Сребреница? Еще какое-то известное место трагической резни? Их послали — и они рубят, а потом убирают кровавые остатки и утешают себя: «Мы просто делали свою работу». Но оба уже безумны, и главное — архитектор Устад Иса не кричал, когда ему рубили руки… И еще более главное для Бабура — «Я убил красоту». На свете не будет ничего прекраснее Тадж-Махала, а ведь могло быть…

Их повысят до стражей гарема, вот она, карьера, но тут мечтательному Бабуру, Боху (они зовут друг друга Хума и Боха) приходит мысль — ведь если убить шаха (а они будут близко от него) — красота оживет. И Хума доносит на друга. И приходит к нему в тюрьму. И обрубает ему кисти рук. А Бабур жалеет его: ведь теперь тому станет так плохо жить…

Прекрасный упругий диалог, два характера и безукоризненная логика жизни в тоталитарной стране, поступив на службу к которой уже не отвертишься. Предашь. Отрубишь. Сойдешь с ума.

Есть в репертуаре Кемеровской драмы и документальная визитная карточка — «Человек из К» (режиссер Антон Безъязыков), есть и неудачный спектакль легендарного кемеровчанина Евгения Гришковца «Между делом» (калька с московского). Все они — про сегодня и сейчас, все подкреплены хорошей, партнерской кемеровской труппой, и по прошествии недели я могла бы написать мини-портреты многих артистов, увидев их во множестве ролей в густонаселенных спектаклях. Но в ту апрельскую неделю куда важнее были месседжи, которые посылала залу сцена, куда важнее была единая сценическая общность — российский народ, о котором ставил и о котором думал театр. В день моего отъезда в Кемеровской драме начиналась драматургическая лаборатория, а это значит — опять работа над отечественной историей, над ее вчера и сегодня. В надежде на завтра.

Июнь 2022 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.