«Светлый путь. 19.17». МХТ им. А. П. Чехова.
Автор и режиссер Александр Молочников, художники Сергей Чобан и Агния Стерлигова

Юбилейный год революции закончился. Однако поток театральных сюжетов на означенную тему не иссякает. И дело не только в датской отчетности. Для режиссеров события 1917-го — еще и хороший способ для упражнений в «большом стиле». Грандиозность события требует соответствующего вложения художественных средств. «Светлый путь. 19.17» — последняя часть исторической трилогии Александра Молочникова, посвященной разнообразным формам революционных движений, от декабристов до Октября.
Действие начинается в 1917 году накануне Октябрьской революции в классе балетного училища, где эфемерные танцовщицы у станка под руководством педагога Веры (Виктория Исакова) обсуждают тяготы военной и революционной эпохи и недостачу женихов. В классе появляется слесарь Макар (Артем Быстров), влюбленный в Веру. Страсть Макара и Веры стирает сословные противоречия. Но счастливое совместное будущее не уготовано героям. Отправляясь по просьбе возлюбленной за кипятком, Макар попадает в лапы обаятельных злодеев — Вождя, Н. К. Крупской и Л. Д. Троцкого.
Вложив в грудь Макара вместо сердца пламенный мотор, мигающий зеленой лампочкой, и пообещав накормить всю страну «хлебами, которые люди будут печь прямо из животов», и «сметаной из облаков», вожди революции отправляют героя на разнообразные задания, вроде взятия Зимнего, возвращения солдат с полей Первой мировой или решения вопросов коллективизации и борьбы с кулаками на селе. В это время верная Вера ждет своего Макара и разделяет тяготы коммунального житья-бытья с соседками-пролетарками, явившимися из сел в поисках «свободной любви», обещанной им женщиной с железным сердцем, бабой-роботом — Александрой Коллонтай (Паулина Андреева). Военный коммунизм сменяет НЭП, НЭП — индустриализация и коллективизация, философов и прочую интеллигенцию сажают на пароход, Ленин перевоплощается в Сталина, а светлое будущее так и не наступает. Тем временем Вера теряет веру, а Макар окончательно превращается в репрессивную машину, исполняющую волю своего хозяина.
В монументальном, как по эстетике, так и по охвату событий эпохи, спектакле Молочникова встречаются множество стилей: здесь и футуристические мотивы, и научно-фантастическое кино, и сказочный фольклор, и конструктивизм, и немецкий экспрессионизм в духе «Метрополиса» Фрица Ланга. Но, пожалуй, больше всего (и это особенно чувствуется в сценографии — действительно грандиозный дебют в драматическом театре архитекторов Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой) балета, главного вида искусства в любую имперскую эпоху. Сам сюжет — любовь на фоне грандиозных исторических событий и при их непосредственном участии — как либретто героического балета. Недаром так значительна роль «масс», кордебалета — будь то ученицы из класса Веры или массовка, по ходу действия перевоплощающаяся то в солдат, то в казаков, то в пролетарок, то в чевенгурцев. Недаром действие начинается в танцклассе, а рисованный задник, представляющий монументальный портал, анфиладой комнат уходящий вдаль, впрямую наследует традициям перспективной декорации.
Например, сексуальная революция проиллюстрирована грандиозной балетной сценой: бывшие скромницы-ученицы синхронно раздвигают ноги, превращенные в детали слаженно работающего механизма свободной любви. А рассказ о сотворении нового человека представлен превосходно стилизованным черно-белым фильмом в духе «Аэлиты».
Типология героев, их функции и характер связей отсылают к народной сказке о том, как дубоватый, но симпатичный, к тому же наделенный сверхъестественной силой герой по заказу нехорошего «царя» раз за разом выполняет фантастические задания, а тем временем его уверовавшая в новую жизнь и нового человека «Василиса» ждет дома. Тип же рассказывания позаимствован из комикса, простодушно линейного по способу изложения событий. Впрочем, я грешу на современные графические книги: они зачастую предлагают самые виртуозные способы композиционной компоновки материала, включающие и монтаж, и игру планов, и систему гиперссылок.
Внутри каждой отдельно взятой картинки этот комикс очень придуманный. Жанровые качели носят нас от капустника (именно так сделан эпизод взятия Зимнего, когда воинственные казаки во главе с Евгением Сытым деловито интересуются у Макара: «Вы жиды?» — «Нет». — «А где жиды?» — «Временное правительство — жиды, Керенский!», или сцена, где артисты с накладной грудью, новые соседки Веры, домогаются любви по распределительной системе у прячущегося от них в сортире баса императорской оперы) — до драматически развернутых сцен, вроде той, где все тот же оперный бас (Алексей Вертков) жертвует собой — уступает место на последнем «корабле философов» аристократке, соседке по коммуналке.
Такое же плоское впечатление остается и от текста. В программке нам сообщают, что пьеса написана в соавторстве Александром Молочниковым и Андреем Золотаревым. Но кажется, будто текст сочинялся в процессе репетиций: диалоги больше напоминают подписи к картинкам, придуманные буквально на ходу. В них нет стремительности, остроты и парадоксов диалогов «Бунтарей», которые вели за собой артистов, определяли природу их существования, блеск и энергию импровизаций.
Может быть, поэтому разноголосица чувствуется и в природе актерского существования. Виктория Исакова (балерина Вера) нежно любит своего Макара и противостоит железной машине истории в том же режиме, в каком противостояла чиновничьему аппарату и механизмам манипуляции в «Мученике». И, кажется, вполне всерьез воспринимает обещания «сметаны из облаков». Наивный Макар Артема Быстрова сыгран этаким простодушным Буратино, которого водят за нос мошенники Кот и Лиса. Игорь Верник (Вождь) и Ирина Пегова (Крупская) выступают в качестве хитрых манипуляторов. К чести артистов, действия злодеев лишены какого бы то ни было целеполагания, как в марвеловском комиксе. Злодеи хотят захватить мир, проводят грандиозный эксперимент — а зачем и почему, не так важно. Алексей Вертков, острый и ироничный, исполняет своего «баса» с той степенью оправдания и погружения, какие присущи его работам в СТИ. А «народ» (солдаты, казаки, чевенгурцы), в отдельных представителях которого узнаются Евгений Сытый и Евгений Перевалов, и вовсе выведен некой слепой и агрессивной нерассуждающей массой, движимой энергией разрушения.
Странно, но изобретательный, придуманный спектакль Молочникова в своем посыле и способе изложения материала наследует перестроечному искусству. Сложностью исторического процесса здесь жертвуют во имя внятности политического памфлета, в котором совершенно ясно, где хорошие, а где плохие, кто виноват и на чьей стороне симпатии режиссера.
В этом комиксе есть и блеск, и разнообразие культурных кодов, нет только глубины. История представлена чем-то вроде нелепой шутки, странного анекдота, где вместо «мирового духа» правит злая прихоть, приводящая к изничтожению «человеческого», будь то физическая расправа или превращение в железяку. В нем есть желание снять напряжение, преодолеть посттравматическое состояние, в котором страна находится уже 100 лет. Ведь в финале история закольцовывается, оказываясь дурным сном Веры. И вновь влюбленный Макар уходит за кипятком. А значит, возможен совсем другой вариант развития событий… Другая, альтернативная реальность.
Январь 2018 г.
Комментарии (0)