«ГАМЛЕТ» КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДРАМА
У. Шекспир. «Гамлет». Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Владимир Фирер
«Гамлет» Юрия Бутусова — это спектакль о театре, притом в самом овеществленном и буквальном смысле этого слова, о театре как о производстве, месте работы или службы, месте, где одни играют роли, а другой организует тех, кто играет.
Говорит ли об этом режиссер впрямую или проговаривается, но, по мне, так сквозной и содержательный сюжет этого спектакля — про то, как трудно, невыносимо трудно работается режиссеру не в театре вообще, а во вполне конкретном театре.
Одна из важных сцен для понимания тайного (сознательного ли, бессознательного ли) сюжета бутусовского «Гамлета» — остроумный и с блеском поданный Александром Новиковым апарт в роли Первого актера (совсем не случайно он же потом играет и Могильщика). И совсем не случайно весь монолог Новикова («Не орать! Мера и есть нежность!» и прочие высказывания по существу актерской профессии) сопровождается дружным хохотком партера, где, как правило, на премьерных показах сидит «своя», театральная, приглашенная публика.
В этом спектакле все артисты труппы, ученики разных мастеров и выпускники разных поколений, существуют вразнобой, по разным законам, будто не договариваясь, тут нет общих правил для команды актеров, которые внятно обозначены в других спектаклях Бутусова. Нет, здесь есть заостренно, эксцентрично существующий в роли Полония Олег Федоров, нарочито артикулирующий каждое слово роли, есть очень киношные, вялые, в тарантиновской манере решенные Розенкранц — Всеволод Цурило и Гильденстерн — Сергей Волков, есть умышленно простоватый Клавдий, которого Сергей Перегудов играет как характерного персонажа, совсем не героязлодея, есть немногословная в физической и эмоциональной реализациях Гертруда — Евгения Евстигнеева, есть двуликая Офелия — обаятельная и с небольшим акцентом говорящая порусски Юстина Вонщик и мимический, молчаливый персонаж с забеленным лицом в исполнении Федора Пшеничного… Лаура Пицхелаури — Гамлет — безусловно, неврастеническое, хрупкое, ломкое, ранимое альтер эго режиссера Бутусова.
В разное время альтер эго Бутусова были персонажи Хабенского, Трухина, Трибунцева, Александры Урсуляк, и вот теперь в театре Ленсовета он нашел свое новое, актуальное альтер эго — Лауру Пицхелаури в роли Гамлета. Новый герой-неврастеник, ни мужчина, ни женщина, дух ли, воля ли, томящаяся ли душа…
Комментарии (0)