Кто сегодня в андеграунде, тот завтра в мейнстриме. Как вчерашний маргинал МС Гнойный — сегодняшняя телезвезда. Или как Борис Юхананов — король андеграунда девяностых с недавних пор руководит (и это прекрасно) государственным театром в Москве на улице Тверской. Так кто есть кто (и кто есть где) в российском театральном подполье?
ПЕТЕРБУРГ: МЕТАФИЗИКА
Математик Роман Михайлов, в кругах ценителей труднодоступного культурного подполья известный как автор галлюциногенных повестей, а также танцовщик и драматург петербургского театра Morph, сообщает следующее: «Андеграунд — это копание в темных слоях человеческого психического и метапсихического, и нечеловеческого тоже. Птичьего, например». Пример с птицами взят не с потолка: Михайлов руководит исследовательской научной лабораторией, одной из задач которой является изучение языка голубей. Театр Morph славился гипнагогическими DJ-стендапами про бенгальские секты, русское детство и коллективное подсознание. В период с 2007 по 2014 год возглавляемая режиссером Сергеем Хомченковым труппа создала около 10 представлений. Они играли спектакль-ритуал «Рыба» с целью высвободить из-за решетки своего единомышленника, и это сработало. Эффектными были почти полностью пластические «Самолеты» и «Герой In», незабываемым разнузданный «Дождь»; все игрались на самых разных маленьких площадках Петербурга с непрогнозируемой регулярностью и ездили по городам. Театра Morph больше нет: Хомченков занялся кино, Михайлов — птицами.
Зато все еще есть Театр Тру, самый идеологически родственный (то есть декларирующий отказ от методов постмодернизма) канувшему в лету коллективу метафизиков в спортивных костюмах. Сибиряки Александр Артемов и Дмитрий Юшков, подрабатывавшие в 2010 году в Петербурге риэлторами, снимали арт-хаусное кино и неожиданно для самих себя написали пьесу. Потом еще одну. К 2013 году Театр Тру оказался самым заметным явлением театрального андеграунда страны, за спектакль-вопль для четырех актеров в сорочках «Нет дороги назад» под зацикленную одноименную песню чеченского барда Тимура Муцураева команда получила гран-при фестиваля «Текстура». Их же «Нерест» и «Так сказал Стас» пережили серию реинкарнаций и видоизменений — исполнялись в темноте, под баян и а капелла, на международных фестивалях и в байкерских клубах, к настоящему моменту это уже классика петербургского альтернативного театра. Артемов и Юшков изобрели собственный, поствырыпаевский, строго ритмически организованный театр текста, обеими ногами стоящий на хтонической лирике исконно русских заплеванных подъездов и бескрайних фракталов ржавых гаражей. К ним на середине пути присоединилась композитор Настасья Хрущева. В 2016 году, после эпического показа спектакля «Молодость жива» в обесточенном Центре им. Курехина в ночь перед сносом здания, Театр Тру объявил о прекращении существования. И совсем недавно — осенью 2017-го — о воссоединении; Артемов и Хрущева, уже работающие в БДТ им. Товстоногова, выпустили с прежней командой актеров премьеру вестерна «Последний ветер Дикого Запада». Юшков тем временем с головой ушел в видеоблогинг.
По-прежнему на плаву театр «Организмы» Владимира Антипова и Александра Бянкина. С 2009 года вместе с командой свободных актеров они играют спектакли в клубах и на независимых площадках; со стороны их зрелища выглядят как незадачливые концерты кружка самодеятельности (в глупых костюмах и с нескладными песнями), однако за ироничной поверхностью всякий раз обнаруживается экзистенциальная бездна. И богатырь Василий Титунин вдруг начинает неистово окунать голову в таз с водой, на выдохе изо всех сил возносить молитву, обращенную к основе основ мироздания (цитируя А. Ф. Лосева): «Самое Само!» Среди новых вещей — «Ноу Шоу» про бытование обывателей («смесь декламации, рэпа, драматической игры и танцев»). С сентября Антипов работает главным режиссером гатчинского ТЮЗа, поэтому судьба и без того мерцающих «Организмов» стала еще более туманна.
Театр Lusores — самый стабильный. Труппа строгих юношей и девушек в черных одеждах под руководством Александра Савчука аскетично исполняет Хармса, Хлебникова и эпос о Гильгамеше. Из огромного числа независимых театров Петербурга, не претендующих на статус подпольщиков, «лузеров» отличает тяга к метафизике древности, к работе с невидимыми связями всего со всем и, собственно, к копанию в темных слоях человеческого. За коллективами вроде БААТ, «Этюд-театр», «Невидимый театр», «Новый императорский театр», «Плохой театр» — следить в этом отношении менее увлекательно. Что уж говорить о состоявшихся авторских проектах вроде театра post, Pop-up театра или, к примеру, о «Таком театре» и АХЕ. Хорошо знакомые театры Срединного мира, вполне человеческого и в лучшем смысле общедоступного.
Осенью 2017 года в Петербурге о себе заявил «Театр. На вынос», мгновенно приняв на себя центр тяжести неправильного театра. Как пелось в песне группы «Кирпичи»: «Мой дом там, куда я кину кепку», — «Театр. На вынос» там, где оказался слоняющийся долговязый (и лучезарный) Алексей Ершов. Например, возле огромной лужи на заброшенной стройке в центре города, где был молниеносно поставлен спектакль «Старик и море» с импресарио и талисманом петербургского андеграунда Данилом Вачегиным на надувной лодке в главной роли. Или на рынке, или на Невском, или где угодно; Ершов знакомится со случайным прохожим и через несколько дней выпускает о нем документальный променад-спектакль. Подобным образом он готовит постановки экспериментальной оперы и пьесы, написанной котом. А для некоторых спектаклей, о которых режиссер просил не упоминать, ему требовалось незаконно проникать вместе со зрителями в государственные учреждения. Так молодой человек, не поступивший в ГИТИС в Москве, переехавший в Петербург и отчисленный из СПбГАТИ, придает здешнему андеграунду московский колорит нелегальности.
МОСКВА: ПРАНК
Главный чародей московского андеграунда — Всеволод Лисовский. Его кочующий «Трансформатор. doc» магнитом притягивает на все готовых бездельников в расцвете сил. Фронтальная вещь Лисовского — «Неявные воздействия», это городской пранк-променад с импровизационным маршрутом. Группа артистов вместе со зрителями ходят по улицам, едут в метро, заходят в здание; на каждом этапе устраивается мини-моноспектакль на основе выпавшего по жребию текста — античной драмы, жесткой современной пьесы, научного трактата и песен российской эстрады. Из десятка не менее сильных вещей Лисовского нельзя не назвать исторического значения вещь «Молчание на заданную тему»: артист Алексей Юдников в течение часа молчит перед зрителями. Впрочем, 24 октября 2015 года на спектакль никто не пришел, и он состоялся. «Молчание» с успехом идет в репертуаре Театра. doc уже четвертый год, по франшизе выпущены спектакли в Петербурге театром post и в Казани в Лаборатории «Угол»; в обоих театрах молчат актрисы.
Адепт Лисовского номер один — Вася Березин. Он устраивает подпольные выставки пожилых художников-графоманов, читает рэп, участвует в экспериментах Лисовского и ставит спектакли сам в заброшенных депо (для бездомных) и заколоченных кинотеатрах (с горящим пианино). Спектакль «Уроды» длится пять часов без антракта, и в нем играют престарелые обездоленные фрики. А еще он пишет на всех стенах города «Vasya Berezin», ставит оперу про Холокост, открывает собственное пространство под названием «Биотеатр» и выпустил премьеру по пьесе кота первее «Театра. На вынос». Другое дело, что его спектакль предназначен исключительно для котов и компьютеров, так что ни один человек его никогда не увидит.
Спектакли другого знаменитого подпольщика — мрачного ретрофутуриста Донатаса Грудовича — многие никогда не увидят по другой причине. Они зачастую не анонсируются вовсе и играются инкогнито. Все арт-выходки Грудовича (и единомышленников в черной униформе), декларирующего «эпоху безымянности», выпускаются с пометкой «Театр-партизан». Например, его лоу-фай драма на икеевском диване «Fucking A…» одно время шла в сквоте в Доме Наркомфина, куда можно было попасть, сказав охраннику на первом этаже, что ты идешь на день рождения. Говорят, в том же сквоте некоторое время давали спектакли в ванной для одного зрителя. А программный пранк-перформанс «Кубофоб» (Грудович, помещенный в бетонного цвета конструкцию из огромных параллелепипедов, с опаской перемещается по улицам) буквально рассчитан на встречу со случайной аудиторией. Сегодня главная вещь Донатаса — изредка появляющийся на контркультурных фестивалях «Мистический стриптиз», — вероятно, будет играться в подвале Дома Спиридонова, где сто лет назад располагался бордель.
Среди десятков независимых команд, ютящихся на «Хитровке», в кинотеатре «Спутник» и в малом зале ЦИМа, выделяются сентиментальные «Эскизы в пространстве» и энергичный «Театр им. Алехандро Валенсио». Если первые имеют интеллигентное лицо и не будут ориентированы против семейной аудитории, а значит, легко впишутся во всякое конвенциональное театральное пространство, то со вторыми не так просто. Их набитый ненормативной лексикой импровизационный стендап-квартет «Четыре жирных уе…» смогли принять к себе только в бесстрашном Театре. doc.
РОССИЯ: NOT FOUND
Подпольная театральная жизнь за пределами Москвы и Петербурга практически не исследована. В Краснодаре на заброшенном заводе ЗИМ время от времени ставит авангардистские спектакли по Беккету, Блоку и Метерлинку экстравагантная художница Светлана Василенко. В Волгограде живет художник-минималист Константин Терентьев и пишет бесконечную «Лесную пьесу». В Казани двадцатилетний драматург Андрей Жиганов записывает на диктофон ночные разговоры своих друзей и предлагает им потом повторить все то же самое в театре. В Новосибирске некоторое время существовал коллектив «Ангел Копуста», исследующий театральными средствами исключительно тексты обэриутов.
Каждый из названных случаев был обнаружен случайно. При нацеленном поиске сведущие люди направляют неизменно к студенческим театрам-студиям вроде челябинского «Манекена» и независимым коллективам, занимающимся современной драматургией: ЦСД в Екатеринбурге, белгородская «Новая сцена-2», «Угол» (и экспериментальный «Пакет-театр») в Казани, тульский «Барабан», «Телеграм-театр» (бывший театр «Вера») в Йошкар-Оле, ижевский «Les Partisans».
Что касается действительно подпольных театральных образований, то существуют они, очевидно, вне радаров комьюнити и проявляют себя, например, в среде музыкальной DIY-культуры. Пророк Санбой в городе Ярцево надевает золотой плащ, зализывает гриву и отправляется танцевать и петь для бездомных, а потом и вовсе устраивает полномасштабное шоу на сцене местного ДК. Группа «Уроды под водой», памятуя опыт небезызвестного «Кафтана смеха», надевают маски зверей и выстраивают психоделические декорации на своих концертах в труднодоступных индустриальных пространствах. Театральный ли это андеграунд? Нет. Копание ли это — посредством театрального инструментария — в темных слоях человеческого психического и метапсихического, и нечеловеческого тоже? Безусловно.
С очевидностью можно заключить разве только следующее: благотворная среда, собственная публика и разнообразие представителей театрального андеграунда безоговорочно существуют только в Петербурге (и это исторически закономерно), с оговорками — в Москве, намечаются в Казани и совершенно отсутствуют где бы то ни было еще на территории страны. О причинах такого положения дел исчерпывающе высказался неравнодушный режиссер с аналитическим умом Борис Павлович: «Там просто уровень граунда выше».
Февраль 2018 г.
Комментарии (0)