Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

СОБЫТИЯ

ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

«Петербургский театральный сезон» в Праге

Каждый культурный человек непременно вспомнит в этом контексте легендарные «Русские сезоны» в Париже в начале ХХ века. Тогда, как известно, усилиями Сергея Дягилева и при покровительстве императорского двора русская культура была представлена миру спектаклями с участием лучших артистов оперы и балета и выставками работ выдающихся художников.

Современный крупный европейский проект «Петербургский театральный сезон в Праге» с подобными же благими намерениями — популяризировать русскую культуру в Европе — задумали и успешно провели в 2007 году Виктор Минков, директор и художественный руководитель театра «Приют Комедианта», и Власта Смолакова, директор Чешского центра в Москве, при весомой поддержке городских властей обоих городов и стран и при активном участии Института театра в Праге.

С 5 по 9 ноября чешская столица рукоплескала лучшим, по мнению принимающей стороны, спектаклям, поставленным в Петербурге в последние годы. На сцене театра «Швандово Дивадло на Смихове» были сыграны «Трамвай „Желание“» и «Двое на качелях» «Приюта Комедианта», «Вий» Большого театра кукол, «Ивановъ» Небольшого драматического театра и «Дон Жуан» Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.

Рассказывать подробно об этих спектаклях нет необходимости: все они хорошо известны нашей публике и критике. Как они были сыграны и как приняты в Праге? Разумеется, актеры нервничали — но это было благородное волнение, выливавшееся в сильную и точную эмоцию. Конечно, зрители удивляли порой неожиданной реакцией — но это было живое, непосредственное восприятие. Пражский зритель «Сезонов», по большей части состоявший из русской диаспоры и «наших чешских товарищей» и коллег по театральному цеху, был подчеркнуто благодарным и внимательным и с каждым спектаклем — все более и более экспрессивным. Где еще, как не на гастролях и на премьерах, можно увидеть, как публика импульсивно вскакивает, и услышать бурные продолжительные аплодисменты не только под занавес, но и в антракте, и даже по ходу действия?

Предсказуемо торжественно звучали речи чиновников и почетных гостей на открытии и во время официальных мероприятий (говорили про «мощный театральный десант», «культурную интеграцию», «выдающееся мастерство русских актеров» и «неподражаемую петербургскую школу»). Столица Чехии была прекрасна и радушна. Настроение у актеров, режиссеров, администраторов и критиков было неизменно приподнятое. Впоследствии они назвали это сказкой — даже те, кому попасть на губернаторский прием и погулять по Праге вдоволь не удалось. Так, БТК, с утреннего рейса примчавшись на монтаж декораций и репетиции, на следующее утро после спектакля, сыгранного на небывалом подъеме и с благодарными овациями принятого, отправился прямиком в аэропорт и чешской столицы толком не видел. А «Дон Жуан» просто «не поместился» на сцену «Швандово Дивадло», и Морфов со своими исполнителями с утра до самого вечера мудрил: переделывал, подгонял, менял. В результате — столь же шумный, как у всех наших «сезонных» гастролеров, успех. «Приютским» же повезло больше других: у них было два спектакля и четыре дня счастья.

Импровизированный мастер-класс провел в самодеятельном студенческом театре Вениамин Фильштинский. Русские студенты пражских университетов, будущие врачи, экономисты, педагоги и инженеры, привезли любимого режиссера в развеселый клуб «Петрович» в Старом городе и после светской беседы уговорили «немного помочь с этюдами». Несколько часов Фильштинский «предъявлял серьезные требования», толковал о «начале правды», учил «доставать из текста биографию» и «догадываться о том, что не написано в тексте пьесы».

Где у Дягилева — Леон Бакст и Наталья Гончарова, там у Минкова — Виктор Кронбауэр и Владимир Постнов. Выставка театральной фотографии этих фотохудожников, знаменитого опытнейшего чешского экспонента и бодрого петербургского дебютанта, была открыта во дворце Портгеймка на Смихове в рамках фестиваля. Оба — штатные фотографы городской филармонии, обоих живо интересует музыка, оба любят, понимают и чувствуют театр, как парадный, так и закулисный. Виктор Кронбауэр снимал у нас спектакли М. Бычкова, А. Могучего, Л. Эренбурга, Э. Някрошюса, С. Женовача, Д. Крымова, причем чаще всего видел постановки впервые, то есть фактически смотрел их сквозь объектив, иногда работая с официальным разрешением в кармане, а иногда и пиратским способом. Владимира Постнова открыто-лояльно допускают на репетиции и позволяют, по меткому выражению Кронбауэра, «клацать своим фотоаппаратом» во многих театрах Петербурга. Четкие цветные фотографии Кронбауэра так и просятся на стильную афишу и могут быть визитной карточкой любого спектакля, черно-белые работы Постнова — лиричны, метафоричны и изысканны.

Следующий этап проекта — «Пражский театральный сезон в Петербурге» — пройдет с 28 марта по 1 апреля 2008 года. Чешская сторона совместно с российскими коллегами и друзьями отобрала пять самых интересных спектаклей, идущих на пражских подмостках. Театр «Швандово Дивадло на Смихове» представит две работы: «Школа жен» Мольера и «Периферия» Ф. Лангера. Пражский камерный театр привезет спектакль «Исправитель мира» по Т. Бернгарду. «Чиногерни клуб» («Драматический клуб») покажет «Сиротливый Запад» Макдонаха. Все эти постановки петербургский зритель увидит на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской. А в «Приюте Комедианта» сыграют оригинальный синтетический кукольно-драматический спектакль «Рокки-IX» пражского театра «Бухты а лоутки».

Логичным продолжением «сезонов» станет осенняя высадка театрального десанта из нашего города в новой «точке» — в Германии. К участию в «Петербургском театральном сезоне в Берлине» в ноябре 2008 года уже заявлены спектакли «Дама с камелиями» («Приют Комедианта»), «Оскар и Розовая дама» (театр им. Ленсовета), «Дни Турбиных» (Молодежный театр на Фонтанке) и «Всадник Сuprum» («Кукольный формат»).

Нам остается с нетерпением и любопытством ждать ответного визита немецких театров, а затем — новых стран, новых гастролей и новых интересных имен. Театральный «сезонный» диалог Петербурга с Европой обещает быть долгим и, как надеются организаторы и участники, плодотворным и взаимовыгодным.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.