Премия имени Владислава Стржельчика, учрежденная десять лет назад Людмилой Шуваловой, Алисой Фрейндлих, Кириллом Лавровым, — сочинение блестящее. Каждый год 31 января, в день рождения Владислава Игнатьевича, благодаря стараниям худрука Дома Актера Нелли Бродской, любимый всеми Дом до отказа наполнен людьми, которым не изменяет память, для которых имя Стржельчика — абсолютно живое имя. На нем нет патины, оно не сопровождается легкой высокомерной усмешкой — репликой молодых типа: «Да ладно вам вспоминать… Вы еще Варламова с Давыдовым, чай, помните!» Не так. Разновозрастной зал с замиранием, повторяю, все десять лет кряду, смотрит кинопленку, на которой Владислав Игнатьевич предстает и большим артистом, и породистым красавцем, и аристократом во всех поколениях, и барином в лучшем смысле этого слова.
Казалось бы, премия его имени вручается тем, кто хоть по каким-то параметрам, хоть чем-то, да сродни. Не красавец, но талантлив, не шибко одарен — однако глаз не отвести. И т. д.
Так оно и случалось.
То же, как распорядились премией им. Стржельчика нынче, — огромная часть общественности, напрямую принадлежащей к театральной, считает случаем беспрецедентным.
В этом году ее сочли необходимым вручить артисту БДТ Федору Лаврову. Бог, как говорится, в помощь наследнику талантливейших родителей: Натальи Боровковой и Николая Лаврова. Речь не об актере. Отнюдь.

О том, что впервые в истории существования премии вдруг возникла номинация «Критик». Доселе никто из пишущих не удостаивался чести, в горячечные головы зоилов не приходило претендовать на соприкосновение с именем, на которое пристало равняться лишь цеховым братьям — артистам. Нынче же премию вручили… Жанне Зарецкой, о которой еще пару лет назад со сцены БДТ при полном зале с горечью говорил Кирилл Лавров как о критике, не ведающем о существовании этических норм.
Впрочем, «божья роса» не туманит взора, не тупит его. И с безмятежностью на челе, безо всяких видимых признаков рефлексии удостоенный премии критик, благодарит… Алису Бруновну, о которой только что (15 ноября 2007 года) в журнале «Афиша» писал: «В прошлом одна из лучших актрис додинского МДТ Ирина Селезнева живет в Лондоне. Цветаеву Селезнева читает не хуже Фрейндлих, а поет — лучше, в чем и можно убедиться на ее сольном спектакле-концерте».
Без комментариев. По-моему.
Комментарии (0)