Культурные лифты Нью-Йоркa разнообразны: есть стеклянные, скоростные, есть и старые, испытанные, металлические, бренчащиe «долгожители» с мягким ходом. Но есть и другие — перебрасывающие в иные миры.
МЕГАПРОЕКТ СЕЗОНА
Главный лифт прошлого Нью-Йоркского театрального сезона это «Берег утопии» Вивиан-Бомон театра при Линкольн-центре. Премьеры этой трилогии Стоппарда следовали одна за другой — «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Спасение»: с февраля спектакли режиссера Джека О’Брайена шли как театральный марафон — друг за другом в один или два дня. Более сорока актеров, взрослые и дети, участвуют в этой эпической трилогии, в которой мир XIX века «отражен» в буквальном и в переносном смысле этого слова — действие происходит на грандиозной сцене с зеркальным полом.

Повествование, тяготеющее к повторению тем и мотивов, пользуется как бы «двойной оптикой»: «русских мыслителей» режиссер дает крупным планом, а народ, который безмолвствует, подан общими планами. Этот принцип используется и на уровне композиции: на втором плане, ближе к заднику, действуют второстепенные персонажи, а на первом — Герцен, Белинский, Бакунин, Огарев, Станкевич, Тургенев, вынесенные историей на полукруглый подиум, выступающий в зал. Интеллигенты, охваченные полемическим запалом и лихорадочной жаждой справедливости, возвышают публику, давая ей экзистенциальную вертикаль вечно современных идей свободы. Некоторые эпизоды буквально воспроизводят классические картины, такие, например, как «Свобода на барикадах» Делакруа и «Завтрак на траве» Мане. Другие напоминают народно-декоративное искусство: на штанкетах спускаются хрустальные купола храма Василия Блаженного. Эпоха доподлинно воспроизводится в костюмах, манерах и обстановке так же, как в прекрасных диалогах Стоппарда, но это больше внешнее сходство, а не имманентное свойство текста и режиссуры. Спектакль публицистичен, он волнует эмоциональным напряжением слова, но даже хорошая игра актеров — Итэн Хоук (Михаил Бакунин), Билли Крадап (Белинский), Брайан О’Берн (Герцен) не способна рассеять сомнение, что речь идет, прежде всего, о коммерческом зрелище.
ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ УСПЕХ
Большинство «утонченных путешественников» приезжает в Нью-Йорк со всего мира в надежде пополнить свой набор впечатлений экскурсией по Манхэттэну: двухэтажный автобус, посещение Статуи Свободы, прогулка в Центральном парке, и, конечно же, мюзикл на Бродвее. Один из первых в списке их желаний — мюзикл «Кордебалет». Это шоу о закулисье театра — одна из бродвейских реконструкций, оригинал которой, появившись впервые в 1975 году в Шуберт-театре, теперь воссоздан с точностью до последнего гвоздя — восстановлены хореография, костюмы, музыка, песни и текст, в основе которого реальные истории артистов кордебалета. Старый/новый хит идет наряду с другими долгожителями Бродвея, такими как «Les Miserables». Продюсер этих коммерческих бегемотов Камерон Макинтош не так давно выпустил на рынок новый мюзикл — «Мери Поппинс». Сценарий основан не только на прозе П. Трэверс, но и на одноименном фильме У. Диснея. В недавно реконструированном театре «Новый Амстердам» на Бродвее, где идет спектакль, у входа в фойе зрителей поджидают продавцы сувениров и зонтиков — именно с таким зонтом под музыку братьев Шэрман летит под купол самая известная в мире гувернантка.
Коммерческий характер Бродвея не отрицает его демократическую сторону — там идет и вполне классическая драма, и совершенно новые тексты, интересом к которым известен Линкольн-центр. Одним из фаворитов последнего времени была пьеса «Чистый дом» Сары Рул (которая относится к группе драматургов «13 P»). Путь этой пьесы от университетских театров и экспериментальных площадок на коммерческую сцену иллюстрирует путь американской новой драмы — трансфер на Бродвей.
Другой привлекательный для «театральных вкладчиков» способ осуществления драматических постановок на «главной улице» — это драматические постановки, в которых участвуют звезды — Джулия Робертс, Сидни Пуатье, Джулиан Мур, Ванесса Редгрейв. Бродвей, умноженный на Голливуд, — это, кажется, беспроигрышный ход, когда вместо актера играет его брэнд. К сожалению, чаще всего эти спектакли оборачиваются художественными разочарованиями, хотя и являются удачным финансовым вложением в большой театральный рынок.
НОВАЯ ДРАМА
Театры с традициями, такие как Атлантик-театр, постоянно работают с современными текстами, хотя и не обязательно — новейшими. Характерной в этом смысле является пьеса 1970-х годов «День рождения и после него» нью-йоркского драматурга Тины Хов. Спектакль начинается как вполне традиционно-реалистическая картина, в которой нет абсолютно ничего, что могло бы предвещать радикальное изменение, он кажется скроенным по меркам «семейного постановочного театра». «В состоятельных обществах, — говорит Тина Хов, — у женщин есть выбор: заботиться о детях дома или быть освобожденной от домашних забот мамой. Пьеса „День рождения и после него“ написана мною как продолжение яростного спора, который то затихает, то снова вспыхивает между теми, кто хочет жить, раскрывая все свои потенциальные возможности как философ, артист, деятель мира, — и теми, кто сосредоточен на детях».
Но внимательная к деталям режиссура Кристиана Паркера, сосредоточенная на актерской работе, предлагающая зрителю и актеру возможность думать вместе с персонажами, доводит историю до абсурда в стиле Ионеско, специалистом по которому Тина Хов, собственно, и является.

«PS 122» — это открытая площадка для экспериментальных поисков новой драмы и режиссуры на Манхэттэне. Подобные маленькие сцены поддерживаются за счет специализированных грантов и таким образом обеспечивают относительную свободу для появления новых имен в нью-йоркской театральной афише.
Скажем, в прошлом сезоне, в рамках фестиваля «Буэнос-Айрес в переводе» режиссер Яна Росс представила пьесу «Королевство, страна или пустошь под снегом» аргентинского драматурга Лолы Ариас. «Для меня постановка пьесы Л. Ариас была продолжением определенного способа работы с актером. Я создаю очень жесткие обстоятельства физического существования в мирe текста, где мы часто уходим от слов почти на несколько недель». Доведенные до крайности формы физического существования актера и его взаимодействие с текстом, предметом и сценическим пространством были основным смысловым вектором спектакля, действие которого захватывало ритмизированным словом и движением.
Другое пространство для театральных поисков в Манхэттэне — это Театр «59Е59», в котором была представлена одна из лучших, по мнению «Нью-Йорк Таймс», театральных премьер сезона «В континууме». В документально-публицистическом стиле режиссер Роберт О’Хара проводит параллель между двумя черными женщинами, которые, существуя в полярных культурных контекстах Зимбабве и Америки, объединены трагической проблемой СПИДа. Спектакль — почти агитка, но авторам-исполнителям удается коснуться и внутренних проблем. Актрисы, которые одновременно и авторы этих полудокументальных монологов-плачей, строят спектакль на резких обрывах сюжетных линий, на переходах в зоны черного юмора, хотя в целом их попытка обобщений оказывается не до конца удачной.
«Венера» режиссера Джеси Хилл (Йельская Драматическая школа) рассказывает простую и экзотическую историю сложным драматургическим языком. Автор пьесы, обладатель премии «Пулитцер» Сюзан-Лори Паркс инициировала проект «365 дней». Каждый день на протяжении одного года Паркс писала по одной новой пьесе, которые иногда состояли из несколько строчек, а иногда из законченных миниатюр. В этом году пьесы, объединенные группами, начали осуществляться на сценах всей Америки как цельный драматургический проект. Это уже не только театр, но и акция по поддержке театра как такового: это проникновение театра в каждодневную жизнь клерка почтового офиса, менеджера среднего звена и домохозяйки из пригорода.
Бруклинская академия музыки (БАМ) — территория европейской театральной альтернативы в Америке. В БАМе показывают спектакли мастеров театра, оперы, кино, современного танца, имена которых образуют в Европе «первую линию», независимо от их коммерческого потенциала. Это же стремление к представлению «чистого искусства» из Европы демонстрирует в Нью-Йорке и Театральный центр «Сигал», работающий в формате читок пьес, докладов-портретов, семинаров, посвященных важнейшим явлениям современного театра, мастер-классов, видеодемонстраций, занимающийся издательской деятельностью.
В Нью-Йорке любые пространства становятся сценой, иногда это и галереи, как МУЗЕЙ современного искусства МОМА, в котором в связи с крупнейшей выставкой, связанной с дадаистами, был показан спектакль «Вустер-групп» — диалог со сложной экспозицией был продолжен средствами театра.
Нью-Йорк — это город в постоянном движении, на перекрестках между европейским и американским театром, между экспериментом и классикой, документом и живописью или высокой технологии и танца возникают интереснейшие спектакли, за которыми мы впредь будем следить.
Комментарии (0)