Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

«НАША ЗАДАЧА — ГАРМОНИЗИРОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО»

Все началось в далекие шестидесятые, когда после Московского фестиваля молодежи и студентов вспыхнул настоящий «пантомимный бум». Стимулировали этот интерес и приезды в нашу страну Марселя Марсо. Стали множиться студии и театры пантомимы в самых разных уголках Советского Союза (это при том, что настоящего образования у нас в стране по этой части как не было, так и нет, не считая отдельных кратких курсов, например, в цирковом училище или ГИТИСе).

Даже в закрытом городе Горьком (ныне Нижний Новгород) в 1980-е одновременно существовало до двадцати пантомимных театральных коллективов.

«Наплодили» их Анатолий Малофеев и Владимир Аликин, создав еще в конце 1960-х театры «Преображение» и «Скица» и собрав у себя талантливых, увлеченных ребят, которые потом, разлетевшись из этих «гнезд», сами возглавили театры и студии пантомимы.

Среди них был и Владимир Чикишев (а с ним его верная спутница, жена и неизменная творческая помощница Марина), который возглавил коллектив в ДК «Звезда», принадлежавший Всесоюзному обществу глухих (ВОГ).

Казалось бы, вот оно: природная пантомима — язык МИМИКИ И ЖЕСТА. Только режиссируй! Но — нет: язык взрослых глухих людей был информативным и коммуникативным, как любой другой язык, однако никак не был прямо связан с природной пластикой тела.

Тут и помог случай: Владимира пригласили посмотреть ребят в интернате для глухих детей. Он начал со старших и постепенно «спустился» до четвертого класса. И вот тут увидел то, что интуитивно искал: непосредственность, наивность, открытость, доверчивость, природную готовность «вытанцовывать» общение.

Начались занятия. Сначала на ощупь: не было никакого подобного примера работы с детьми. Занимались в коридоре, в спортивном зале. Возникала масса вопросов. Как сделать, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, чтобы шел на них с желанием и интересом? Как научить слушать себя? Как научить отношению к процессу как к чему-то очень красивому и сохранить в себе это ощущение? Как научить понимать паузу, чувствовать смену ритма?

Стало ясно, что качество свободы, доверия, любви, наивности, любопытства формирует образ действия ребенка. По глазам было видно, когда ребятам интересно. Старались это закрепить.

Очень скоро стали сказываться результаты усилий: ребята на глазах менялись, раскрывались темперамент и умение фантазировать.

Да и внешние темпы впечатляют: в феврале 1987 года начались занятия, в мае уже участвовали в городском конкурсе, в сентябре — в Москве, где, посмотрев их выступление, режиссер театра Мимики и Жеста Владимир Якерсон сказал: «Это нужно посылать в Брно».

Брно всегда был меккой для глухих мимов всего мира. Здесь они каждые два года проводят свой фестиваль. И уже в 1988 году «Букашка» (так первоначально, пока не «вырос», назывался театр «Пиано») был в Брно на 10-м фестивале глухих мимов. Тогда впервые в фестивальную программу был включен детский коллектив! Поразительно, как легко дети общались с глухими разных национальностей — французами, японцами, китайцами… Для них не было языковой преграды.

Под поездку в Брно театр получил в интернате уже целую комнату, и занятия продолжились. В основу их была изначально положена пантомимическая импровизация на определенную тему. Развитие этой темы и составляет своеобразную внутреннюю музыкальную драматургию каждой импровизации. В ней можно найти все элементы музыкальных законов: экспозицию, разработку, кульминацию, репризу, коду. Все это прекрасно передают глухие дети пластикой своего тела и, конечно, под музыку. Как это возможно?

В. и М. Чикишевы. Фото из архива театра

В. и М. Чикишевы.
Фото из архива театра

И Владимир и Марина убеждены, что глухие дети наделены своим особым внутренним ритмом. Надо только его выявить и дать возможность ребенку получать удовольствие от движения, от своей фантазии, от того, что он создает что-то красивое.

Созданию этого «красивого» в немалой степени способствуют яркие, красочные, необычные костюмы, которые придумывает (а часто и шьет) сама Марина.

Несмотря на стремительность взлета, на то, что театр «Пиано» стал известен, участвовал в бесчисленном количестве фестивалей и показов и в нашей стране и за рубежом, несмотря на престижные награды, он долго не имел своего настоящего помещения. Но уж зато когда оно появилось в 2010 году — это было маленькое чудо.

Уютный, на 24 места, зал, анфиладой спускающийся к полукруглой арене-сцене, снабжен почти всеми необходимыми атрибутами взрослого театра. Свет, маленькая гримерная, а наверху еще и маленькая «детская», где можно поваляться, почитать, поиграть, пока, например, школьник-актер не занят в репетиции.

Театр «Пиано» стал известен и популярен. Сюда стали возить знатных гостей города: было чем похвастаться!

Однако театральное пространство театра резко контрастировало с остальным зданием интерната, сохранившего быт и стиль советских времен с унылой грязно-зеленой краской на стенах.

В игровых залах «Наутилуса». Фото из архива театра

В игровых залах «Наутилуса».
Фото из архива театра

И вот всего два года назад в интернате произошли знаменательные изменения: Владимира Чикишева назначили его директором. Это было очень разумное решение. Ведь все, что предшествовало этому назначению, все успехи и достижения театра «Пиано» были следствием не только творческой, но и большой организационной работы, а также следствием удивительного таланта и обаяния обоих Чикишевых.

Обаяние и заразительность этих людей (помимо природных данных) зиждется на абсолютной увлеченности своим делом. Да и дело это постоянно прирастает новыми и новыми маленькими победами — творческими и организационными. Следить за этим (а особенно помогать) необычайно увлекательно. Вокруг театра (а теперь и интерната), постоянно варится какая-то «творческая каша», здесь можно встретить самых разных людей, и помощь порой приходит совершенно неожиданно.

Два года назад, получив интернат практически летом, Владимир должен был уже к началу учебного года сделать его каким-то другим. А как это осуществить за три месяца без дополнительных бюджетных вложений?

И тем не менее уже 1 сентября школа была другая. Перекрасили многие стены (из уныло и тяжело¬зеленых они стали светлыми, а в некоторых спальнях просто веселыми: расписали облаками, солнышками, цветами). Было много волонтеров, несли из домов разные вещи: коврики, ткани, мебель. Каждому помощнику и каждой вещи тут же находилось применение. Так был снят первый пиковый агрессивный фон старого интерната.

Не сразу, но стали меняться и учителя. А те, кто «не выдержал нового цвета стен» (как деликатно выразилась Марина), сами ушли из школы.

Была разработана программа «Школа-театр-дом», где театр стал вектором, направлением развития. Весь поток детей проходит через театр, а классу к шестому происходит отбор, остаются самые способные, те, кто уже не мыслит себя без театра.

Здесь нет никакого принуждения. Задача руководителей (а теперь вместе с родителями работает помощником режиссера и Анастасия Чикишева) — увлечь детей.

Сцены из спектаклей. Фото из архива театра

Сцены из спектаклей.
Фото из архива театра

«„Дети должны учиться“ — эти слова мы часто слышим как нечто само собой разумеющееся, и это в корне неправильно, — говорит Владимир Чикишев. — Дети НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ. Надо сделать так, чтобы им ЗАХОТЕЛОСЬ учиться или играть в театре, репетировать. Вот, например, приходит весна, им хочется играть в футбол, бегать по улице, скакать в классики, а тут — репетиция. Я сам ставлю себе задачу завоевать внимание детей. Каждый раз придумываю что-то необычное. Ну, например, появляюсь перед ними в клоунском костюме, показываю что-то, рассказываю, бегу в здание, они за мной, вижу горящие, заинтересованные глаза. Здесь важно поддержать этот интерес, не допустить падения градуса. Так идет поиск разных приспособлений. Вот, например, мяч. Заверни его в тряпочку, и это уже не мяч, а комета. Она летает, она непредсказуема. Она вдруг становится „кусачей“. Это самый настоящий актерский этюд. Игровое самочувствие — самое главное…».

Игровое самочувствие присутствует не только в театре, оно теперь разлито в воздухе этого удивительного интерната. А сконцентрировано, конечно, в двух игровых залах-комнатах под романтическим названием «Наутилус». Подобно легендарному подводному кораблю, наперекор «большому миру», он сохраняет свою уникальную атмосферу — атмосферу добра и творчества. «Наутилус» поражает воображение обилием игровых возможностей на квадратный метр. Попробую лишь бегло перечислить малую толику и совсем не по порядку.

Вот сухой бассейн с пластмассовыми шариками, играющий разными цветами с помощью пульта.

Вот лего-стол в виде палитры, ребенок «проныривает» в «дырочки» этого стола и рисует или играет (в лего, например, отсюда и название — лего-стол).

Вот современная «бочка Диогена» — круглое, уютное пространство под лесенкой, где так удобно устроиться и поиграть, почитать, «поболтать» вдвоем.

Вот сказочное текстильное «Лукоморье» с деревом, где на ветках размещены сказочные текстильные же персонажи, с мягким «дуплом», где, конечно, так интересно играть в куклы и тряпочки.

Вот полукруглый амфитеатрик, под сидениями которого размещаются ящички с игрушками, а в ящиках — развивающие и обучающие игры, конструкторы, наборы для исследований и экспериментов, паззлы и головоломки. И все описания этих игр — на языке жестов!

Вот столы для занятий песочной анимацией…

Вот аквариум с рыбками и затонувшим кораблем.

Вот маленький паровозик под потолком обеих комнат, бегущий по затейливому кругу-карте мимо таинственных и сказочных домиков и планет, появляющийся, кажется, из какой-то заветной детской мечты.

Вот волшебный планшет, позволяющий управлять компьютером и совершать виртуальные 3D-экскурсии по художественным галереям и музеям мира, архитектурным и природным памятникам, исследовать самые отдаленные уголки земного шара и даже путешествовать по всей Галактике.

Перечислять эти «вот» можно долго. Главное — есть удивительная «подлодка» детского счастья, и дети чувствуют, что все это сделано специально для них.

«„Наутилус“ сделан руками и сердцами, с большим привлечением внебюджетных средств», — говорит Владимир.

Без участия бюджета в этом театре, в этой школе сделано многое. Целые организации (их больше сорока) и отдельные люди (их уже и не сосчитать) помогали и помогают «Пиано» самыми разными способами.

Как только Владимир возглавил интернат, естественным образом сложился попечительский совет. Люди, вошедшие в него, — это те, кто реально помогали и помогают школе. Возглавил этот совет молодой бизнесмен Андрей Ивкин. «Мне 27 лет, я состоявшийся человек, — говорит он, — заработал и на квартиру, и на все другое. Что дальше? Для чего стоит жить? У меня фирма, торгуем световым оборудованием. Когда мне два года назад позвонили и спросили, не могу ли я поделиться прожекторами, светильниками и другим оборудованием с интернатом глухих детей, я сразу ответил согласием. У меня тогда на складе было много „залежалой“ продукции, которая прекрасно пошла в дело. А теперь это мое хобби: как только могу улучить свободное время, я еду сюда. Уже знаю всех ребят. Мне интересно их понять, знать, что их волнует. И еще: я здесь обязательно делаю что-то своими руками: один день — освещение лестничного пролета, другой — устанавливаем компьютеры в холле, сегодня — лампочки на потолке в коридоре (они загораются по мере того, как человек проходит по коридору, и сами гаснут, когда свет уже не нужен). Привлекаю иногда к этой работе и моих друзей. Я твердо уверен, что если делаешь добро, то добро к тебе и возвращается. А главное, мне это самому нравится: хобби такое на сегодняшний день. Я здесь получаю столько положительных эмоций, встречаю очень интересных и очень разных людей, с которыми жизнь в другом случае никогда бы меня не столкнула».

Среди этих разных людей неожиданно оказались курсанты Нижегородской академии МВД. Впрочем, почему неожиданно? Нет, вполне логично: академия расположена по соседству с интернатом. А добрые соседи должны помогать друг другу. На счету академии уже много добрых дел. Недаром, чтобы войти в сказочный «Наутилус», нужно прикоснуться к отпечатку руки генерала Конева, и тогда разными цветами загорятся иллюминаторы-светильники на стене коридора, оповещающие, что вход открыт. Генерал Андрей Николаевич Конев — ректор этой самой соседней академии МВД. Академия и финансировала проект «Наутилуса». И не только финансировала. Многие ребята-курсанты протоптали сюда дорожку и своими руками помогали строить «Наутилус». Красивая девушка, по имени Земфира, курсантка академии, рассказывает, как с первого же раза была поражена дружеской и творческой атмосферой, царящей в этой школе-интернате (ей приходилось бывать в разных школах). А теперь она здесь уже на правах верного друга и помощника. И для таких друзей двери этой удивительной школы всегда распахнуты.

Сама же школа-интернат расположена среди большого лесного-паркового-садового массива. У самой школы 3,6 гектаров земли. И здесь тоже заметны перемены, происходящие в последние два года. Вот, например, совсем недавно начали строить детскую площадку при поддержке Фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой (выиграли конкурс). Это практически игровой-спортивный развивающий комплекс для всех возрастов. Здесь можно будет готовить параолимпийский резерв, устроить комплексную площадку для образовательных организаций в округе: детдома, лесной школы и еще двух общеобразовательных школ в округе. Можно устраивать соревнования, совместные уроки физкультуры. Площадка уже смонтирована, решается вопрос с ограждением. Потому что сказка сказкой, а школа живет в условиях реальной жизни: надо позаботиться и о защите. Вон покрытие площадки какое дорогое, из каких качественных плит! Какой соблазн для некоторых граждан — перетащить это покрытие на свои садовые участки.

И возникает еще одна проблема: как подготовить детей (да еще таких особенных) к этой жизни? К жизни, которая совсем не такая, как в удивительной подводной лодке «Наутилус».

«И получается, что единственный выход — это через игру сладить с этим миром, — говорит Владимир Чикишев. — Дети должны жить среди людей и умудряться быть счастливыми. В мире много агрессии, конфронтации. Как уйти от этого? Надо научить детей уходить от конфликта. И еще: игровое самочувствие — самое главное. Наша задача — гармонизировать пространство, тогда оно меняется. Только поэтому, думаю, нам удалось сохраниться. А что еще можно сделать, чтобы изменить окружающее?»

Август 2013 г.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.