Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

МЕЖДУ «ЛЕТОМ», «ОСЕНЬЮ» И «ЗИМОЙ»

«Племянник» (спектакль по мотивам картин А. Войцеховского). «Упсала-цирк».
Режиссер Лариса Афанасьева

Зеленые газоны, стеклянная беседка, пруд, забор, за которым бегут мимо красные трамваи, рядом — три огромные офисные многоэтажки «Лето», «Осень», «Зима», украшенные узорами из огромных листьев или снежинок. Когда-то эта земля принадлежала князю Александру Безбородко, в советское время она превратилась в курорт «Полюстрово», а в наше время стала бизнес-центром. Именно здесь, в «межсезонье», раскинул свой шатер «единственный в мире цирк для хулиганов».

Участники спектакля «Племянник». Фото Д. Зорькиной

Участники спектакля «Племянник».
Фото Д. Зорькиной

Для того чтобы выйти к пруду и «Упсала-цирку», нужно пройти через парк с небольшими домами теплого желтого цвета постройки XIX века. Территория, принадлежащая цирку, видна сразу же: на газонах разбросаны чемоданы, калоши и зонтики с землей внутри, из которых растут цветы, — такие вот клоунские клумбы. Сам шатер — маленький, горчично-желтый — напоминает о тех, что стояли на рождественских европейских ярмарках. Снаружи он украшен репродукциями картин Александра Войцеховского на тему цирка. Можно было бы даже спутать их с рисунками очень талантливого ребенка, если бы в изменении объемов реальных предметов, искажении перспективы не видна была ирония: например, на картине «Заслуженный отпуск. Цирковой носорог Афанасий отдыхает в перерыве между гастролями. Псковская область. Деревня Новополье» из-за совмещения первого и второго планов на спине Носорога оказываются и грузовик с косцами, и прогуливающийся мужчина в шляпе, тот еще отдых — тащить на своей спине грузовик с людьми. Этот художник постоянно сотрудничает с «Упсала», под его влиянием сформировался фирменный стиль цирка.

Антон Селиванов (Племянник). Фото Д. Зорькиной

Антон Селиванов (Племянник).
Фото Д. Зорькиной

Внутри шапито нет манежа, зато есть сцена со зрительным залом. Этот маленький цирк принадлежит к семейству «нового цирка», который чаще использует сцену-коробку, чем манеж. Присутствуют и другие родовые черты: для «нового цирка» главное вовсе не демонстрация возможностей человеческого тела, как в традиционном цирке, а создание атмосферы и рассказывание историй. И даже на их сайте в программках к спектаклям «Прогулка в панамке», «Сторож слов», «Собаки» и премьерном — «Племянник» — все время повторяется слово «история».

«Племянник» — это история о том, как ребенок потерялся на улице и оказался один-одинешенек в большом сумасшедшем городе. Роль главного героя исполняет Антон Селиванов, мальчик с синдромом Дауна. Он ведет себя иначе, чем другие, но эту специфическую растерянность можно увидеть и у любого здороdого ребенка, потерявшегося в городе и испугавшегося. По сюжету он находит себе подругу, которая становится его «тетей» (Эльнара Евдокимова), она учит его объяснять странности мира, используя фантазию. Постепенно, научившись управлять реальностью в воображении, Племянник адаптируется к ней — и уже дирижирует персонажами, которые показаны будто бы так, как он их видит, со всеми странностями.

Сцены из спектакля. Фото Д. Зорькиной

Сцены из спектакля.
Фото Д. Зорькиной

Режиссеру спектакля Ларисе Афанасьевой удалось сделать так, что любая особенность в поведении главного героя работает на историю, причем не о болезни или патологии, а об обычном этапе взросления ребенка (сквозная тема многих спектаклей «Упсала-цирка»). Вот он появляется на сцене и растерянно ждет, пока к нему подойдет «Тетя». Вот он оглядывается в полутьме, ожидая, что его поднимут невидимые зрителям руки в черных перчатках и он начнет парить в невесомости воображения. А вот он уже во фраке и пытается с помощью дирижерской палочки управлять окружающими его персонажами, но делает это неумело: просто машет ею, как трехлетний ребенок, однако все делают вид, что подчиняются ему, — как взрослые из любви к детям.

Весь мир, окружающий главного героя, продуман подробно, у каждого из исполнителей есть своя «маска», и трюки служат характеристикой персонажа. Дворник (Никита Селиванов) выполняет перевороты с ног на голову с помощью метлы; Капитан (Максим Сокулин) на корабле (а это не что иное, как замаскированный батут) с лихо закрученными черными усами и лоснящейся от самодовольства физиономией делает кульбиты и сальто; Бармен разливает сок по стаканам, как фокусник; а Тетя легко встает на руки и балансирует на спинке скамейки.

Главное, что объединяет номерную структуру спектакля, — анимация, выполненная в стиле Войцеховского. Действие мультика происходит среди новостроек, персонажи одеты так, будто они прибежали в гости из советских мультфильмов, — и костюмы артистов сделаны в том же ключе, не напоминают цирковую одежду. Мультипликация и происходящее на сцене взаимосвязаны: элементы вроде скамейки или надутого гелием красного шарика легко перемещаются из двухмерного пространства экрана в трехмерное, на сцену, а пейзажи срисованы с тех, что открываются, когда выходишь из шатра и видишь зеленые газоны, стеклянную беседку, пруд и забор, за которым бегут мимо краcные трамваи.

«Упсала-цирк» очень отличается от привычных студий для детей. В глазах каждого, даже самого маленького участника видно хулиганское желание натворить настоящих дел. Они относятся к своей работе с такой ответственностью и жаром, какие можно увидеть только у настоящих профессионалов, добившихся мировой славы. Этот драйв заставляет зрителей отбивать ладони после спектакля, а потом массировать уставшие от улыбки щеки, пусть даже трюки не всегда исполнены идеально. Зато они всегда наполнены эмоцией исполнителя, как тот красный воздушный шарик — гелием.

Июнь 2013 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.