«Племянник» (спектакль по мотивам картин А. Войцеховского). «Упсала-цирк».
Режиссер Лариса Афанасьева





Зеленые газоны, стеклянная беседка, пруд, забор, за которым бегут мимо красные трамваи, рядом — три огромные офисные многоэтажки «Лето», «Осень», «Зима», украшенные узорами из огромных листьев или снежинок. Когда-то эта земля принадлежала князю Александру Безбородко, в советское время она превратилась в курорт «Полюстрово», а в наше время стала бизнес-центром. Именно здесь, в «межсезонье», раскинул свой шатер «единственный в мире цирк для хулиганов».
Для того чтобы выйти к пруду и «Упсала-цирку», нужно пройти через парк с небольшими домами теплого желтого цвета постройки XIX века. Территория, принадлежащая цирку, видна сразу же: на газонах разбросаны чемоданы, калоши и зонтики с землей внутри, из которых растут цветы, — такие вот клоунские клумбы. Сам шатер — маленький, горчично-желтый — напоминает о тех, что стояли на рождественских европейских ярмарках. Снаружи он украшен репродукциями картин Александра Войцеховского на тему цирка. Можно было бы даже спутать их с рисунками очень талантливого ребенка, если бы в изменении объемов реальных предметов, искажении перспективы не видна была ирония: например, на картине «Заслуженный отпуск. Цирковой носорог Афанасий отдыхает в перерыве между гастролями. Псковская область. Деревня Новополье» из-за совмещения первого и второго планов на спине Носорога оказываются и грузовик с косцами, и прогуливающийся мужчина в шляпе, тот еще отдых — тащить на своей спине грузовик с людьми. Этот художник постоянно сотрудничает с «Упсала», под его влиянием сформировался фирменный стиль цирка.
Внутри шапито нет манежа, зато есть сцена со зрительным залом. Этот маленький цирк принадлежит к семейству «нового цирка», который чаще использует сцену-коробку, чем манеж. Присутствуют и другие родовые черты: для «нового цирка» главное вовсе не демонстрация возможностей человеческого тела, как в традиционном цирке, а создание атмосферы и рассказывание историй. И даже на их сайте в программках к спектаклям «Прогулка в панамке», «Сторож слов», «Собаки» и премьерном — «Племянник» — все время повторяется слово «история».
«Племянник» — это история о том, как ребенок потерялся на улице и оказался один-одинешенек в большом сумасшедшем городе. Роль главного героя исполняет Антон Селиванов, мальчик с синдромом Дауна. Он ведет себя иначе, чем другие, но эту специфическую растерянность можно увидеть и у любого здороdого ребенка, потерявшегося в городе и испугавшегося. По сюжету он находит себе подругу, которая становится его «тетей» (Эльнара Евдокимова), она учит его объяснять странности мира, используя фантазию. Постепенно, научившись управлять реальностью в воображении, Племянник адаптируется к ней — и уже дирижирует персонажами, которые показаны будто бы так, как он их видит, со всеми странностями.


Режиссеру спектакля Ларисе Афанасьевой удалось сделать так, что любая особенность в поведении главного героя работает на историю, причем не о болезни или патологии, а об обычном этапе взросления ребенка (сквозная тема многих спектаклей «Упсала-цирка»). Вот он появляется на сцене и растерянно ждет, пока к нему подойдет «Тетя». Вот он оглядывается в полутьме, ожидая, что его поднимут невидимые зрителям руки в черных перчатках и он начнет парить в невесомости воображения. А вот он уже во фраке и пытается с помощью дирижерской палочки управлять окружающими его персонажами, но делает это неумело: просто машет ею, как трехлетний ребенок, однако все делают вид, что подчиняются ему, — как взрослые из любви к детям.
Весь мир, окружающий главного героя, продуман подробно, у каждого из исполнителей есть своя «маска», и трюки служат характеристикой персонажа. Дворник (Никита Селиванов) выполняет перевороты с ног на голову с помощью метлы; Капитан (Максим Сокулин) на корабле (а это не что иное, как замаскированный батут) с лихо закрученными черными усами и лоснящейся от самодовольства физиономией делает кульбиты и сальто; Бармен разливает сок по стаканам, как фокусник; а Тетя легко встает на руки и балансирует на спинке скамейки.
Главное, что объединяет номерную структуру спектакля, — анимация, выполненная в стиле Войцеховского. Действие мультика происходит среди новостроек, персонажи одеты так, будто они прибежали в гости из советских мультфильмов, — и костюмы артистов сделаны в том же ключе, не напоминают цирковую одежду. Мультипликация и происходящее на сцене взаимосвязаны: элементы вроде скамейки или надутого гелием красного шарика легко перемещаются из двухмерного пространства экрана в трехмерное, на сцену, а пейзажи срисованы с тех, что открываются, когда выходишь из шатра и видишь зеленые газоны, стеклянную беседку, пруд и забор, за которым бегут мимо краcные трамваи.
«Упсала-цирк» очень отличается от привычных студий для детей. В глазах каждого, даже самого маленького участника видно хулиганское желание натворить настоящих дел. Они относятся к своей работе с такой ответственностью и жаром, какие можно увидеть только у настоящих профессионалов, добившихся мировой славы. Этот драйв заставляет зрителей отбивать ладони после спектакля, а потом массировать уставшие от улыбки щеки, пусть даже трюки не всегда исполнены идеально. Зато они всегда наполнены эмоцией исполнителя, как тот красный воздушный шарик — гелием.
Июнь 2013 г.
Комментарии (0)