Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

БРАТСТВО

Бeceду с Еленой Вольгуст ведет Елена Строгалева

Весь советский период своего существования, начиная с момента основания в 1922 году, Ленинградский ТЮЗ им. А. А. Брянцева, который носит имя своего создателя и основоположника советского детского театра, был легендой всесоюзного масштаба. Многое казалось инновационным в тех идеях, которые несли А. А. Брянцев и пришедший ему на смену в 1962 году З. Я. Корогодский, — это и особая атмосфера театрального зала, исключавшая культпоходы, и работа со зрителем, и постановка спектаклей для семейного просмотра. Именно З. Я. Корогодский подхватил и развил уникальную методику работы со зрителем, которую придумал А. А. Брянцев. Эта методика включала в себя и создание так называемого «делегатского собрания» — своеобразного детского парламента, «зрительского актива» театра, состоявшего из учащихся городских школ и появившегося в ТЮЗе еще в 1924 году. Делегатское собрание просуществовало более 70 лет и было уникальным явлением в сфере детского театра. О целях и задачах делегатского собрания, о различных периодах существования этого уникального коллектива «любителей театра», о методах привлечения в театр детей и подростков мы и решили поговорить с театральным критиком Еленой Владимировной Вольгуст, которая проработала педагогом в педагогической части ТЮЗа им. Брянцева десять лет.

З. Корогодский, Е. Вольгуст. 1984 г. Фото из архива Е. Вольгуст

З. Корогодский, Е. Вольгуст. 1984 г.
Фото из архива Е. Вольгуст

Елена Строгалева В каком году вы пришли работать педагогом в Театр юных зрителей?

Елена Вольгуст 9 февраля 1981 года. Ушла ровно через десять лет.

Строгалева Когда, благодаря чему и кому возник тот специфический, уникальный опыт работы со зрителем в советском детском театре, который получил название «Делегатское собрание»?

Вольгуст «Делегатским собранием» Александр Брянцев в соавторстве с Николаем Бахтиным нарекли зрительский парламент. Понимаю, насколько эти политизированные словосочетания сегодня режут слух! Но мы, тюзовцы, произносим их так же органично, как Отче наш. Безо всяких ассоциаций с законодательным органом РФ!

Первый детский театр в стране, напомню, был создан в 1922 году у нас в Питере, на любимой Моховой, а через два года Брянцев с Бахтиным придумали еще одну фишку — некое объединение детей внутри самого театра. Детей не рядовых. Исключительно круглых отличников.

Кастинг проходил в начале учебного года в каждой (!) школе. В театр делегировалось от школы по два образцовых ребенка. На круг получалось около пятисот ребят.

Строгалева Что они делали?

Вольгуст Дело в том, что Брянцев был уверен: каждый взрослый, занимающий в партере детское кресло, подобен человеку, отнимающему у ребенка кусочек хлеба или игрушку (цитирую почти дословно). Наверное, в то тяжелое и неприятное время в только что созданном театре однородный культпоходный зал был крайне важен создателям как некое доказательство того, что специальный детский театр — да, очень нужен новой стране и очень востребован. Но культпоход — картина удручающе тяжелая в любые времена. Угомонить же практически невозможно, что первых советских голодранцев, что нынешних приодетых чад.

Билет делегата ТЮЗа. 1949 г. Фото из архива А. Олехно

Билет делегата ТЮЗа. 1949 г.
Фото из архива А. Олехно

Дети-делегаты с повязками на рукавах обеспечивали порядок в зале. Более того, преисполненные мессианским чувством, они же в своих школах не сверху, а как бы снизу внедряли в сознание не охваченных искусством товарищей необходимость к нему, искусству, приблизиться. Через делегатов театр узнавал о своем зрителе массу необходимых вещей: «парламентеры» следили за реакциями на спектаклях, чертили графики восприятия по отдельным сценам. Тогда же режиссеры на самом деле больше думали о ребенке, нежели о своем художественном «я»…

Но, как вы, тезка, видите, мне все-таки меньше ста, и Брянцевский ТЮЗ чувственно мне неведом.

Строгалева Давайте обратимся к тому, что вам близко. Как Корогодский выстраивал отношения театра с детьми?

Вольгуст Корогодский культпоход ненавидел люто и делал все, чтобы в зрительный зал дети приходили вместе с взрослыми, лучше — семьей. Я пришла в ТЮЗ, когда делегатское собрание, как и сам театр, стойко переживали расцвет. Недруги сейчас скажут, что моя неправда, расцвет, мол, много раньше. В скобках: мне, двадцатипятилетней, так тогда казалось!

Дети на самом деле были главными в театре после Зиновия Яковлевича и артистов. Структура работы четко очерченная: пять педагогов, пять детских разно-именных отрядов. В делегатском собрании начинали жить, именно жить дети из шестых классов. Сначала они проходили у нас, педагогов, собеседование. И мы набирали отряды по возрасту. В отряде — 20-25 человек. Отчасти, может быть, наши беседы походили на театроведческий коллоквиум. Только лайт. Естественно, мы не спрашивали об истории театра, но ребенок должен был обнаружить некую живость ума, обаяние, гуманитарные интересы. Дальше происходил отбор. И образовывались разновозрастные отряды. Те, кто был в делегатском собрании с 6 по 10 класс, в театре проводили пять лет. В свободное от школьного бремени время. Отряды ежегодно пополнялись. Кто-то приходил в седьмом классе, а кто-то в десятом. Конечно же, некоторые по разным причинам бросали это увлечение. Живое дело, как говорил Корогодский.

Строгалева Какие цели ставились перед педагогами?

Вольгуст Зиновий Яковлевич не уставал проповеднически долдонить: «Наша задача — воспитание талантливого зрителя». Что это означает? Мы учили ребенка смотреть спектакль. Для того чтобы этот условный ребенок, а в будущем — врач, инженер, космонавт — был способен отличить коммерческую лабуду от сложных театральных опытов. Имею в виду не «хуже-лучше», а понимание художественных средств, методов. Наша задача — научить ребенка любить театр не как развлечение, смотреть спектакль не глазами обывателя. Наконец, позволю себе сказать — мы вкус прививали.

Недоброжелатели тут же заметят, что отнюдь не все тюзовские спектакли способствовали становлению вкуса. Несомненно. Но мы расширяли театральные знания/впечатления регулярными поездками с детьми в разные города. Помнится, за неделю в Москве мои ребята в сумме посмотрели чуть ли не тридцать (!) спектаклей.

Коллектив ТЮЗа в одной из ленинградских школ. 1985 г. Фото из архива Е. Вольгуст

Коллектив ТЮЗа в одной из ленинградских школ. 1985 г.
Фото из архива Е. Вольгуст

Строгалева Каким образом строились занятия?

Вольгуст Каждый педагог в своем отряде раз в месяц проводил сбор. К нему готовились. До этого мы выстраивали план, который утверждала зав. педагогической частью, уже давно легендарная Лада Гвидоновна Сурина. «Мы» — это достаточно солидный штат педагогов. Встретившись когда-то, мы дружим всю жизнь с Зинаидой Гуляевой (нынче зам. директора ТЮЗа), Викторией Морозовой, Татьяной Данченко, Ольгой Мурашко. Никакого идеологического пресса мы не испытывали. Совершенно спокойно говорили о той литературе, о которой школьные педагоги еще даже не пытались заикаться. Делегатское собрание — островок, где общение с детьми было напрочь лишено советской идеологии. От брянцевских времен осталось разве что одно незыблемое: дежурство ребят на спектаклях. Да, они по-прежнему стояли с повязками на рукавах по двум сторонам открытой сцены, и ни один отвязный школьник не смел взгромоздиться на нее. В антракте сдерживали специфическое культпоходное поведение. Спектакли смотрели по сто раз без устали и скуки.

Строгалева Много ли детей приходили в театр с мыслью о сцене?

Вольгуст У маленьких таковых желаний не наблюдалось. По крайней мере озвученных не помню. Многие из наших выпускников сегодня по-настоящему известные люди. Но артистов среди них… ну совсем мало. С удовольствием назову Мурада Султаниязова.

Строгалева То есть у Корогодского не было идей проводить актерские тренинги среди детей?

Вольгуст Нет. Никогда! Артисты плотно общались с детьми, это было вменено им в обязанность, несмотря на их немыслимую загруженность. «Козьи морды» — карались. Корогодский проводил в театре двадцать шесть часов в сутки. И ровно того же требовал от остальных, что, впрочем, известно всем взрослым театральным людям и давно вошло в легенды.

Строгалева О чем разговаривали?

Вольгуст Дети вели себя с артистами, как нетрудно догадаться, без амикошонства, но так как они их знали «наизусть», то и без зажима. Вопросов всегда хватало: смешные, наивные, трогательные задавали обычно маленькие. Большие старались изо всех сил брать «глубиной».

Строгалева Давало ли что-то театру близкое общение с детьми как с целевой аудиторией?

Вольгуст Конечно. Корогодский, как мантру, повторял слова «обратная связь»… Педагоги с лупой сидели в зале на каждом спектакле и докладывали ему про реакции детей. Он «доставал», кишки из нас вынимал и после тридцатого со дня премьеры спектакля.

Строгалева Скажите, была ли опасность того, что подростки в делегатском собрании постепенно могли превратиться в некое подобие фан-клуба?

Вольгуст Нет. Мягко, но твердо детям объяснялось, что если кто-нибудь будет замечен у служебного входа в ожидании условного Тараторкина или Хочинского/Иванова, Арефьева/ Блока, то разборки последуют неизбежно, вплоть до изгнания.

Так же, как Корогодский выстраивал дистанцию между нами и артистами, так и мы выстраивали дистанцию между детьми и закулисной жизнью. Дети не бегали по театру. Они приходили в него с главного входа. У них была тут же собственная делегатская комната. Большие сборы проходили в репетиционных залах. Шли в недра на цыпочках, не глазея по сторонам, не заглядывая в гримерки. Естественно, кто- то в кого-то был влюблен. А как иначе? На сцене же некоторые мужчины — сплошное загляденье. Мальчики реже влюблялись в актрис. Или лучше таились.

Е. Вольгуст со своим отрядом «Лира». 1980-е. Фото из архива Е. Вольгуст

Е. Вольгуст со своим отрядом «Лира». 1980-е.
Фото из архива Е. Вольгуст

Строгалева А что, на ваш взгляд, привлекало детей и держало их в театре?

Вольгуст Компания. И, безусловно, сам театр. Потому что в то время ТЮЗ им. Брянцева был прикольный, свободный. Он был глотком другого качества воздуха, отличного от спертого воздуха школы застойных 80-х. Привлекал стиль нашего общения. Педагоги же, в сущности, — молодые девчонки.

Если девочка из моего отряда могла рассказать мне про свою любовь к Борису Гребенщикову, да такую, что вот-вот вены перережет… — значит, она видела во мне человека, которому можно довериться, с которым можно делиться, не побоюсь этого слова, сокровенным. Чем только с нами дети не делились.

Строгалева То есть можно сказать, что делегатское собрание — это феномен советского времени? Создание некоего элитного внутреннего круга при внешней предельно формальной жизни.

Вольгуст Конечно. Но все-таки этот феномен был шире. Помню 60-летие делегатского собрания, когда тысячный тюзовский зал 14 февраля 1984 года был забит до отказа. Вы бы видели этих стариканов, поднимающихся из зала на клич: «Делегаты 20-х, 30-х и т. д. — встаньте!» Каста. В исключительно хорошем смысле этого слова.

Строгалева Я понимаю, что расцвет делегатского собрания пришелся на расцвет ТЮЗа им. Брянцева в эпоху Зиновия Корогодского? И с его уходом оно начало угасать.

Вольгуст Да. Фактически оно умерло.

Строгалева Почему? Почему оно не работало как некий механизм?

Вольгуст Как любил говорить сам Корогодский: «Вы плохо генерируете идеи». Генерировал идеи в театре, конечно, он. И так же, как любая ножка от стола при нем не отваливалась, так и шестеренки делегатского собрания крутились благодаря имеющимся у него смазочным материалам.

Когда после Корогодского пришел Андрей Андреев, собрание продолжало существовать, но уже без былой энергии, драйва. Новый худрук не был нацелен на сохранение этой чудесной, как мне она видится, «игрушки». Не его вина или беда. Так уж вышло. Следующий в списке главных — Анатолий Праудин — тлеющие угли просто залил водой. Начал строить другой тип отношений с детьми, но этот сюжет вне моих личных наблюдений.

Е. Вольгуст в зале ТЮЗа. 1986 г. Фото из архива Е. Вольгуст

Е. Вольгуст в зале ТЮЗа. 1986 г.
Фото из архива Е. Вольгуст

Строгалева Мне кажется, еще проблема в том, что конец 80-х — начало 90-х — эпоха все расширяющегося культурного пространства. Оно менялось, и дети уже не были прежними. На ваш взгляд, сейчас работа с детьми в театре возможна?

Вольгуст Мощный театр, властитель детских дум. Ну не смешна ли эта теза? Во времена ярчайших технических, увы, бездушных забав. Не знаю, что должно произойти на сцене, чтобы ребенку захотелось длить и длить общение…

Не погибнет никогда все-таки только детский самодеятельный театр. То есть условный ТЮТ. К слову, Корогодский не выносил самодеятельное детское творчество.

Строгалева Была ли попытка выхода к более широкой аудитории? Был ли подхвачен опыт делегатского собрания в других театрах на территории СССР?

Вольгуст Такого крутого монолитного организма, по-моему, не было.

Строгалева То есть делегатское собрание — уникальное в своем роде явление?

Вольгуст Да. Да. Это наш, только наш эксклюзивный путь.

Июль 2013 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (8)

  1. Мария Брусовани

    Спасибо за теплую и интересную публикацию, которая к тому же дала мне лишний повод подумать о маме, Минне Дмитриевне Лебедевой. В этом году ей бы тоже исполнилось 90 лет. Она была членом делегатского собрания с 1936 пр 1941 год. Окончила школу и закончились для нее ТЮЗовские дни – началась война.

  2. Елена Крылова

    Елена Владимировна, у Вас получилось как на гугльей карте: смотришь сверху – и видишь, где расположено ДС по отношению к театру, школе, советской системе ценностей… а крутанёшь колёсико – и много мелких милых деталек…
    Все мы родом из детства. Наше детство – ДС. Привитая здесь система ценностей не рассосалась несмотря на все метаморфозы нас и общества. То, что среди нас так много учителей и врачей – оттуда. То, что нам интересно быть родителями – тоже. Страсть к игре, перевоплощению, опробованию новых жизненных ролей… Склонность к самоанализу – порой чрезмерная… Потребность в самовыражении и умение её реализовать…
    Делегаты встречаются в самых неожиданных местах, "всё заделегажено". Наши люди заседают в правительстве Ленобласти и варят борщ на камбузе "Штандарта", дымят сигаретами на околотеатральных тусовках и бегут в труселях в январе "Дорогу жизни", а ещё – учат, лечат, пишут. Если б захотели вдруг, могли бы, наверное, "взять власть", – но мы ж "Борисом Годуновым" воспитаны, знаем, что рваться к власти нехорошо. Мы – как Митьки, которые "никого не хотят победить и поэтому завоюют весь мир".
    Елена Королькова (ныне Крылова), ЛЕВ.

  3. Елена Вольгуст

    Кате Киселевой.
    Катя, спасибо! Посмотрела в ФБ место твоей работы (пусть все знают): Исполнительный директор в РОО “Дети и родители против рака”
    И ничего другого, кроме: горжусь тобой сказать не могу.
    И когда встречаю в метро на Маяковской Дениса Комкова, нейрохирурга Поленовского, едущего с работы черт знает когда – тоже горжусь.
    И когда узнаю, что Оля Волобуева, кроме всех своих способностей еще и супермама (не стану рассказывать публично, что именно меня потрясает) – тоже горжусь.И Аней Волькович!)) И наверное, нашим мачо Максимом Вилочкиным))) Где он?
    Никакой личной моей заслуги в вашей профессиональной состоятельности нет. Есть всегдашняя радость за вас всех и благодарность судьбе за свои десять лет в этом театре. Доме!

  4. Katerina Kiseleva

    Про эксклюзив я полностью согласна! Большое спасибо Делегатскому собранию за самое прекрасное время в моей жизни. Подписываюсь под каждым словом Елены Владимировны. Помню эту поездку в Москву – полное сумасшествие – за несколько дней весенних каникул мы посетили в Москве столько спектаклей сколько я, наверное, в Москве за всё остальное время не посетила. А время какое было – середина 80-х! Перестройка!!! Пришла я в ДС и застала Великого Корогодского, по другому мы не думали. Сейчас, по прошествии лет, понимаю, какя прекрасная система была создана в ТЮЗе, какая домашняя атмосфера царила там для всех (надеюсь), кто был как-то причастен к театру. В ДС я пробыла около 3-х лет, и именно это время меня сформировало. Помню день, когда приехал Аркадий Райкин. Это было "ВАУ!" говоря "современным языком". Фото! Какие фото в статье! Я нашла себя! Совершенно не помню этого момента, когда нас фотографировали. Дорогая, обожаемая Елена Владимировна! Я так часто вспоминаю Вас с огромной благодарностью, а сейчас за это интервью очень Вам признательна. ДС и ТЮЗ научили меня особому отношению к театру. Спасибо большое всем причастным к этому делу людям. Очень жаль, что пришли в театр люди, не понимающие определенных ценностей, и разрушили этот мир. Не знаю, возможно, это было закономерно. Я счастлива, что в моей жизни было ДС.

  5. Полина Заславская

    Спасибо! Мои воспоминания более ранние, но по ощущениям они близки. Не профессию, ощущение жизни, отношение к ней, к искусству, вот что получили мы в театре. Мы научились уважению к человеку, независимо от того, ярок ли он, бросается ли в глаза, или тихо и незаметно делает свое дело. "Смотрят все, а видят немногие"… Мы учились видеть. И да, братство! Лицейское, духовное. "Мы одной крови", независимо от того, совпали ли наши делегатские годы.

  6. Мария

    Чудесные слова, Леночка )) и воспоминания. Жаль только, что все глаголы в прошедшем времени…

  7. Андрей Шаронов

    Спасибо! Я до сегодняшнего дня рассказываю своим друзьям и ученикам об уникальном нынче явлении, феномене, чуде – Делегатском собрании! Ни ЛГИТМиК, ни последующие театральные удачи и провалы никогда не стали и не станут эмоциональнее ярче тех первых театральных ощущений, подаренных мне ТЮЗом и ДТ! Боже, как коротка и неблагодарна наша память!

  8. Михаил

    Елена Восторженная. Такой я её и помню, делегаткой. Театр – магнит, особенно успешный. особенно для детей. Таким был Ленинградский ТЮЗ 70-х годов. И для успеха театра Корогодский сделал очень много. Когда я пришёл работать в театр в 1970 году, то застал эту форму работы, “Делегатское собрание” , полностью деградировавшей.
    Детей присылали из школ уже по разнарядке. Делегатское собрание было похоже на карикатуру на пионерскую организацию: слёты, дежурства, стенгазеты, речёвки по сценариям. Девочки рвались в ДС, уверенные, что это кратчайший путь в студию, а затем на сцену. И судьба некоторых подтвердила это. Корогодский всячески искал путь к взрослым, которые оценивают искусство и дают звания и награды. Ему было нелегко, так как органы власти были настроены по отношению к нему враждебно, ,и он сам делал немало, чтобы увеличить эту пропасть. А театр был замечательный, билеты спрашивали от станции метро “Пушкинская”, зрители шептали: “Вон сам Хочинский пошёл, а вон Шуранова…”

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.