Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ЦИРК ХУЛИГАНОВ

«Упсала-цирк»

Сотрудники «Упсала-цирка» иронично называют воспитанников — детей и подростков из неблагополучных семей — «хулиганами», пытаясь акцентировать внимание на романтическом стремлении ребят к свободе и риску. Пользуясь методом цирковой педагогики, хулиганскую бесшабашность и склонность к авантюрам здесь пытаются направить в творческое русло. В отличие от многих социально ориентированных проектов, в «Упсала» стремятся сохранить индивидуальность и непосредственность подопечных — связь с уличной культурой в постановках зачастую становится материалом для творчества.

Л. Афанасьева. Фото из архива цирка

Л. Афанасьева.
Фото из архива цирка

Художественный руководитель проекта Лариса Афанасьева Основная задача «Упсала-цирка» — не воспитание цирковых артистов. С помощью цирковых методов мы работаем над творческой и, в первую очередь, человеческой энергией ребенка, помогаем открыть в себе новые способности и развиваем умение мыслить самостоятельно«.

История «Упсала» берет отсчет с 2000 года, когда немецкий социальный и театральный педагог Астрид Шорн, будучи студенткой, отправилась в Петербург на стажировку. Вместе с Ларисой Афанасьевой они взялись за воплощение рискованной, а на первый взгляд и вовсе неосуществимой идеи — сделать из уличных хулиганов цирковых артистов. Немногие предпочли цирк улице, однако небольшая труппа все же была набрана; тренировки проводили прямо на улице. За первый год существования проекта сформировалась команда из профессиональных цирковых тренеров и хореографов.

Собственной площадкой проект обзавелся лишь в 2010 году. Разноцветный цирковой шатер расположен в бизнес-квартале на Свердловской набережной. Здесь же, в соседнем здании, находится офис и пространство для мастер-классов и занятий с репетиторами.

Финансовую поддержку проект получает главным образом от европейских благотворительных фондов.

Лариса Афанасьева «Государство не предлагает нам помощь — к сожалению, мы не можем быть партнерами по определению, у правительства другие цели. Тем не менее Комитет по культуре оказывает нам содействие в проведении фестиваля „Летающие дети“ — это уже большой шаг с их стороны».

Сейчас в цирке около семидесяти артистов от 6 до 20 лет. Набор проводится раз в три года — сотрудники «Упсала» находят потенциальных жонглеров и акробатов в партнерских социальных учреждениях, часть воспитанников приводят социальные работники.

Лариса Афанасьева: «Физические или психологические данные не имеют принципиального значения. Единственный критерий — желание ребенка, но на первом этапе даже он не может быть определяющим, поскольку мотивация чаще всего возникает уже в процессе. Случай, когда мы ничего не вкладываем в ребенка, а он уже заинтересован, — скорее чудо. Мы просто открываем наши двери и говорим: „Добро пожаловать, вы вытащили счастливый билет!“ Дальнейший выбор остается за детьми. В этом году я попытаюсь несколько изменить структуру приема — хочется сделать так, чтобы ребята понимали, что они попадают в действительно крутой цирк, чтобы они боролись за возможность участвовать в нашем проекте. Мы планируем проводить мастер-классы в школах для трудных подростков и приглашать к нам тех, кто действительно в этом заинтересован. Хочется поднять статус цирка в глазах детей».

Свободного времени у юных артистов практически не остается — каждую субботу артисты «Упсала» показывают спектакль. Репетиции продолжительностью в два-три часа проводятся пять раз в неделю. Детей обучают жонглированию, акробатике, хореографии и основам актерского мастерства.

Лариса Афанасьева: «В этом году был введен новый предмет — история цирка. Мы знакомим ребят со знаковыми фигурами в истории цирка, чтобы они получили более полное представление о том, чем занимаются. О Чарли Чаплине, Юрии Никулине, Вячеславе Полунине, Леониде Енгибарове на наших уроках дети слышат впервые».

На репетициях. Фото из архива цирка

На репетициях.
Фото из архива цирка

Создатели проекта называют «Упсала-цирк» театральным: каждый спектакль — это в первую очередь история, близкая самим ребятам, — о доверии и предательстве в «Собаках», о стремлении к мечте в «Прогулке в шляпе» и «Стороже снов». Акробатические трюки и жонглирование в цирковых спектаклях становятся средством общения со зрителем.

В рамках «Упсала» запущено два самостоятельных проекта — «Особый ребенок» для детей, имеющих отклонения в развитии, и «Цирк за забором», в котором принимают участие несовершеннолетние мальчики, совершившие преступления. Впрочем, об особенностях работы с необычными детьми, равно как и о конфликтах, возникающих в работе с трудными подростками, предпочитают не говорить — ведь творческий процесс никогда не обходится без конфликтов.

Проект регулярно участвует в международных фестивалях и цирковых обменах. Первая поездка в Берлин состоялась уже в 2001-м, с тех пор раз в год артисты «Упсала» отправляются в турне по Европе. В их гастрольном списке Финляндия, Англия, Швейцария, Франция, Люксембург.

Лариса Афанасьева: «На фестивалях „Упсала“ выступает наравне с другими цирками, как любительскими, так и профессиональными. Люди всегда очень удивляются, когда узнают, что наш проект социальный. Мы изначально ставили задачу создать нечто большее. Хочется, чтобы во время представления публика не задумывалась о социальном статусе детей. Если зрительный зал будет аплодировать им стоя не потому, что они бедные или из групп социального риска, а потому, что показывают что-то настоящее, у ребят будет стимул расти дальше».

Проекту помогает отряд волонтеров: помимо постоянного состава добровольцев, около тридцати человек из России и Европы принимают участие в одноразовых акциях.

Лариса Афанасьева: «Волонтеры — это живая творческая энергия и огромная поддержка. Важно ощущать, что вокруг есть люди, которые, так же, как и ты, хотят что-то изменить, хотят помогать, Неравнодушно относятся к чужим проблемам. Для меня это большой источник вдохновения. Недавно к нам приехал замечательный волонтер из Германии Робин — очень брутальный персонаж, весь татуированный. По профессии он столяр, плотник. Раньше Робин ремонтировал органы в немецких церквях, теперь приехал в Россию помогать детям, хочет что-то построить в нашем шатре. Здорово, что рядом с таким удивительным человеком находятся наши дети, это их заражает и вдохновляет».

Сотрудники «Упсала» стараются поддерживать связь с выпускниками. Некоторые из артистов остаются работать в проекте.

Лариса Афанасьева: «Большинство ребят меняют тот жизненный сценарий, который им предлагают родители. У них появляется возможность изменить свое положение, возникают новые амбиции. Пять наших выпускников из разных поколений пробовали поступить в вузы, некоторым это даже удалось, что для нас уже победа. Сейчас четверо выпускников работают в „Упсала-цирке“ в качестве тренеров».

В июле в цирке прошел предпремьерный показ постановки «Племянник», с которой артисты отправились на фестиваль во Францию — в России официальная премьера состоится осенью.

Лариса Афанасьева: «Спектакль посвящается всем Форрестам Гампам — на его создание нас вдохновила картина Александра Войцеховского „Прогулка с племянником“. Главную роль в нем исполняет мальчик с синдромом Дауна. Перед нами стоит крайне ответственная задача — история, которую мы покажем, должна получиться не про болезнь, а про счастье».

И зрители, и артисты напрасно беспокоились за особенного выступающего — он вполне уверенно справлялся с задачей, ни разу не сбившись и не растерявшись. И новая история, как и в прочих спектаклях «Упсала-цирка», получилась не только про счастье, но и про способность преодолевать трудности.

Июнь 2013 г.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*