Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ИСКУССТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

К. Хиггинс, Ж.-К. Каррьер. «Гарольд и Мод». Театр Комедии им. Н. Акимова.
Режиссер Григорий Козлов, художник Александр Орлов

Вполне очевидно, что в самом названии театра Комедии заложена его «жанровая программа». Собственно, аксиоме о том, что здесь должны ставить комедии, театр следовал до сих пор вполне добросовестно, хотя и с некоторыми оговорками. «Гарольд и Мод» — самая большая из таких оговорок за последнее время. И дело не в том, что спектакль получился не смешной. Дело в том, что он и не должен быть смешным. Ведь в основе — грустная пьеса Хиггинса и Каррьера про то, как молодой человек Гарольд, занятый лишь тем, что время от времени имитирует собственные самоубийства, знакомится на кладбище, куда он ходит в свободное от самоубийств время, с пожилой дамой по имени Мод (как окажется позже — с очень сомнительным прошлым и настоящим), влюбляется в нее и делает ей предложение. Но старушка Мод, накануне смекнувшая, что восьмидесятилетие — самое время для смерти, и вдобавок ко всему лишившаяся жилья, одним махом решает и экзистенциальный, и жилищный вопрос: выпивает яд, оставляя Гарольда одного с его странной любовью. Такой вот далеко не комедийный сюжет и отнюдь не веселый финал.

С. Агафонов (Гарольд), О. Антонова (Мод). Фото В. Гордта

С. Агафонов (Гарольд), О. Антонова (Мод).
Фото В. Гордта

Спектакль «Гарольд и Мод» — бенефис народной артистки России Ольги Антоновой. Ее героиня отлично сохранилась, даром что восьмидесяти лет от роду. Секрет ее привлекательности и прекрасного настроения в здоровом образе жизни, который Мод не устает пропагандировать. Так что Ольге Антоновой не приходится притворяться скукоженной старухой. Ну, разве что изобразить пару раз, как у Мод прихватывает поясницу — но с кем не случается! Зато Антонова весь спектакль притворяется, что ее героиня бодра, энергична и весела. Так когда-то были натянуто и неестественно бодры и веселы герои жизнеутверждающих советских кинофильмов. Старушка Мод Ольги Антоновой по заряду деланного оптимизма и физических сил дает фору юному немощному Гарольду, который еле-еле отваживается взобраться на качели, подвешенные в паре метров над землей. Вообще-то, Гарольд в исполнении дебютанта Сергея Агафонова не похож на парня из робкого десятка. В начале спектакля он бодрой и уверенной походкой выходит на сцену из зрительного зала и под звуки песни «Back in USSR» ложится в деревянный гробик. А уже через некоторое время, видимо, отдохнув в такой необычной «кровати», предается новому развлечению: делает себе петлю, причем таким привычным жестом, будто завязывает галстук перед зеркалом. Правда, бесконечно имитируя собственные самоубийства с целью то ли поразвлечься, то ли привлечь к себе внимание матери (и без того, впрочем, занятой лишь проблемами сына и безуспешно подыскивающей ему невесту), Гарольд вряд ли когда-нибудь отважится покончить с собой по-настоящему, как это сделает Мод (опять-таки, неестественный и нелогичный для такой энергичной и жизнелюбивой натуры, как Мод, финал).

Но пока до финального аккорда еще далеко, режиссер Григорий Козлов всеми силами пытается развлечь зрителей. Он обыгрывает так и эдак «проделки» Гарольда. Он веселит публику образом матери главного героя (Мадам Чейзен — Елена Капица). Он забавляет сценами с тремя потенциальными невестами (Елизавета Александрова исполняет все три роли, умело вводя в зрителей в заблуждение: они думают, что каждый раз на сцене появляется новая актриса). То есть режиссер всеми силами пытается «дотянуть» пьесу Хиггинса и Каррьера до привычного для театра Комедии жанра.

Развлекая, авторы спектакля, видимо, стремятся еще и поучать. С помощью художника Александра Орлова Григорий Козлов пытается придать происходящему на сцене «глубокий философский смысл». Так, все герои спектакля, кроме Гарольда после появления в его жизни Мод и самой Мод, одеты в чернобелые костюмы. Скупая черно-белая сценография, скорее всего, призвана подчеркнуть бесцветность скучного существования героев (хотя в подобном контексте гораздо уместнее был бы серый). Зато в доме оптимистки Мод, у которой живет тюлень, украденный из зоопарка, — все цветное, и все напоминает о море, песке, небе, луне и облаках Магритта. Ее жилище легко превращается в морское побережье, пускай и нарисованное. Вообще, сцены в спектакле перетекают одна в другую, этот прием, видимо, и породил идею декорации-«конструктора». Но в то же время разрисованный задник в квартире Мод, трансформирующейся в пляж, добавляет всему происходящему на сцене неестественности — неестественности, далекой от условности и близкой к фальши, которой и так немало и в самой истории, и, увы, в игре Ольги Антоновой.

О. Антонова (Мод), С. Агафонов (Гарольд). Фото В. Гордта

О. Антонова (Мод), С. Агафонов (Гарольд).
Фото В. Гордта

Кроме разрисованного задника авторы спектакля используют передвигающийся занавес, который, закрывая одну половину сцены, открывает другую. К чему такая «половинчатость» — не ясно. Трудно поверить (хотя именно эта мысль приходит на ум), что режиссер просто не в состоянии задействовать все пространство сцены. Так что идея с занавесами остается загадкой, как и идея использовать песню «Back in USSR». Что касается музыкального оформления спектакля в целом, то здесь обнаруживается очевидное несоответствие темпоритма, заданного музыкальным рядом, темпоритму действия, диалогов, которые получаются затянутыми, вязкими и оттого — неживыми, фальшивыми.

В финале, когда Мод остается без дома, Гарольд делает ей сюрприз: его возлюбленная оказывается в окружении любимых цветов — подсолнухов. Но, увы, искусственные подсолнухи на деревянном планшете сцены так и остаются искусственными, раздражая своей неестественной желтизной, величиной и мертвыми лепестками. Вероятно, создатели спектакля решили быть верными избранному стилю до самого конца.

Июль 2006 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (1)

  1. Артем

    Спектакль очень понравился! Есть моменты и для смеха, и для филосовствования)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.