«Проделки Зигмунда». Компани Филипп Жанти.
Текст и постановка Филиппа Жанти

Всякий художник стремится к той точке в своей биографии, когда имя начинает работать само по себе. Филипп Жанти этой точки давно достиг, о чем и говорит наличие одноименной корпорации, которая привезла нынешним летом в Москву спектакль «Проделки Зигмунда». Местная пресса называла Жанти не иначе как гением, ну в крайнем случае — великим. Удивляет не превосходная степень заслуженных эпитетов, а количество этой самой прессы. Никогда не думала, что критики с таким рвением посещают театр кукол. Пишут, видимо, тайно и исключительно в стол. Ну да бог с ним.
Спектакль анализу не поддался, и обескураженные коллеги, перечислив парутройку эпизодов, в подавляющем большинстве пускались рассуждать о происхождении сценического текста из текстов дедушки Фрейда, чье имя, к слову сказать, тоже довольно рано стало работать на своего владельца. Пересказать то, что увидели прорвавшиеся в битковые в течение трех дней залы зрители, действительно, сложно. Но к психоанализу данное представление имеет отношение ровно настолько, насколько театр предмета вообще. К сожалению многих, мало отношения оно имеет и к нынешнему Жанти, которого ожидали увидеть. В начале 1980-х он, решив поэкспериментировать с ручным (и в прямом и переносном смыслах) театром, создал вместе с женой камерный спектакль и объездил с ним полсвета. Потом справедливо его забросил, а спустя 20 лет благосклонно разрешил попользоваться изрядно запылившейся игрушкой своим сотоварищам.
«Проделкам Зигмунда» явно довлеют печать времени создания и привкус эксперимента, и добавленный в реквизит мобильник никак не делает зрелище современным. Начинается действие с трюка, понастоящему кукольного, остроумного, эффектного, впечатляющего в любую эпоху. Высокая фигура в длинном пальто и с отсутствующей головой прижимает к груди небольшой ящик, ощупывает нервными пальцами деревянные стенки, распахивает дверцу и являет зрителю содержимое, коим и является отсутствующая на привычном месте без умолку болтающая часть тела. Вернувшись куда следует, голова с изумлением наблюдает, как собственной жизнью начинают жить руки, не только не завися от желаний хозяина, но и буквально воплощая пословицу о руке правой, которая не ведает, «что делает левая». Но далее руки, «переместившись» на ширму, представляют одного за другим множество невероятных героев, действующих в абсурдных, а порой весьма банальных ситуациях. Образы, конечно не лишенные смысла, как скажем, кровожадная росянка с лепестками в виде женских грудей, засасывающая попадающихся на пути мужских особей и цинично сплевывающая их одежку, сильно напоминали интернетнорекламные шутки. И пользователи в зале открывали для себя лишь то, что «вона еще когда такое было…».
Профессионалы-кукольники открытий не совершили. В плюсе оказались лишь те, кто пришел на имя и подивился тому, какое баловство, оказывается, позволял себе мастер марионетки и автор грандиозных пластических полотен философ Жанти.
Комментарии (0)