Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЖАЛЬ, ЧТО ВАС НЕ БЫЛО С НАМИ…

ПИСЬМО ЗАВЛИТА — 2

А напрасно, дорогая редакция, вы не выбрались в мае в Новосибирск. Это понятно — у вас на носу выход очередного номера, у вас грядет переезд, полно дел в театральной академии — но у нас-то день рождения! К всеобщему удивлению, Городскому драм.театру под руководством С.Афанасьева исполнилось уже / всего (нужное подчеркнуть) 10 лет.

На день рождения мы устроили «Фестиваль, посвященный 10-летию театра Сергея Афанасьева». Так в Новосибирске принято — каждому театру по фестивалю. «Глобус» проводит Рождественский фестиваль искусств (эта затея в дополнительной информации не нуждается — отличной организацией, звучными именами и небывалым в провинции размахом фестиваль очень быстро стал известен в России), а также в конце каждого сезона «Минифест» — отчет о прожитом театральном годе. «Красный Факел» иногда устраивает «Фестиваль», или «Дни», имени Веры Редлих, «Старый дом» придумал внутритеатральную «Большую Медведицу — в этом году она представляла режиссеров «Старого дома», по большей части актеров театра, увлекающихся режиссурой.

Вот мы и решили расширить зрительские представления о ГДТ — собрать и показать, на что способны наши люди на другой территории. Например, Афанасьев поставил два спектакля: «Продавец дождя» Р.Нэша и «Вишневый сад» в Северском театре для детей и юношества. Северск город закрытый, номерной (Томск-7), ну как туда попасть новосибирским поклонникам Афанасьева? А в рамках Фестиваля — пожалуйста, оба спектакля театр показал в Новосибирске. Существует на окраине города авторский театр «Подмостки», и идет у них спектакль Евгения Рогулькина «Клочки из записок сумасшедшего». Как не пригласить спектакль на фестиваль?

Женя Рогулькин нам тоже не чужой человек: в Афанасьевском театре шла его «Школа с театральным уклоном», а сейчас он руководит театральной студией «Бродячая собачка». Ближайший сосед — «Красный факел» был представлен моноспектаклем Владимира Лемешонка «Люди, львы, орлы и куропатки…», Лемешонок играет у Афанасьева великолепного рогоносца Бруно, доктора Астрова и барона Мюнхгаузена. В следующем сезоне питерский житель Игорь Ларин будет ставить у нас «Барышню-крестьянку» и «Станционного смотрителя». Чтобы зрители не удивлялись, кого мы пригласили на постановку, чтобы актеры представляли себе, с кем им предстоит работать, к нам приехали три спектакля театра «Монплезир» — моноспектакли Ларина «Евгений Онегин» и «Буратино. Большая жизнь» и спектакль по мотивам пьесы А.П.Чехова «Чайка», который играют Игорь Ларин и актриса Александринского театра Галина Карелина.

Гастроли «Монплезира» произвели фурор. Его спектакли актеры с воодушевлением пересказывали друг другу, а сердца администраторов были навек покорены огромными глазами и упорным и необъяснимым нежеланием Ларина танцевать на ежедневных банкетах. Мотивы «Чайки» звучали с утра до вечера. В 12.00 начинал Лемешонок: «Люди, львы, орлы и куропатки». «Рогатые олени, гуси, пауки», — продолжала Галина Карелина в 18.00. А в 22 часа в кабаре творилось и вовсе что-то непотребное — театр из Бийска «Куклы-великаны» показывал пародию «Баклан». Вообще-то мастерами капустников оказались артисты Северского театра с их хитом — сказкой про Гамлета (ударение на второй слог, пожалуйста). Что получится, если ТЮЗовским артистам, всю жизнь мечтающим играть шекспировские роли, дать сыграть «Гамлета»? В чем были, не переодеваясь после утренника, — в косоворотках с народными орнаментами, в расписных шалях, в озорных веночках. Надо было видеть, с каким энтузиазмом столичные критики кричали вслед за главным героем, перепутавшим роли и сбившимся с Гамлета на привычного Деда Мороза: «Призрак, появись!»

Театр расширился не только в глазах зрителей, но и в буквальном смысле слова, переехав из 28-местного зала ДК Октябрьской революции в бывший кинотеатр «Победа», а нынче одноименный Центр современного искусства под руководством Сергея Афанасьева (в Новосибирске теперь много всего под руководством Афанасьева. А в соседнем с «Победой» здании располагается телефон и телеграф (к чему бы это?). В день открытия фестиваля работа продолжалась своим чередом — молодые артисты заканчивали перетягивать старые кресла; Афанасьев делал попытку просверлить бетонную стену; в директорском кабинете кладовщица строчила кулисы, на высоких ступенях зрительного зала устанавливали готовые кресла — всего 166, в типографии досыхал и брошюровался юбилейный буклет. Тот неожиданный факт, что мы все успели, так удивил, что даже вдохновил Ольгу Галахову, главного редактора московской театральной газеты «ДА» на цикл пародий: как написали бы о фестивале разные столичные газеты:

Сегодня в Новосибирске тусняк у Афанасьева. Лихой сибиряк въехал на японской «Тойоте» в кинотеатр «Победа». Фуршет будет. («МК»)

Шаг за шагом якобы режиссер Афанасьев с якобы талантливой труппой захватывает бастионы, завоеванные социалистической революцией. Сначала он оккупировал ДК Октябрьской революции, но ему показалось мало.

Вот и сегодня фуршет на народные деньги оскверняет народную святыню кинотеатра «Победа». («Правда». В рубрике «Наступление»).

То, что успел сделать коллектив театра Афанасьева с залом, не предназначенным для сцены, за день до торжественного открытия, МВБ классифицирует как экономическое чудо. Б.Н.Ельцину рекомендовано ознакомиться с сибирским феноменом. Чубайс выехал — должен успеть на фуршет. («Коммерсант — daily». В рубрике «Экономическое чудо»).

Ныне ГДТ — в прошлом «Молодежный» театр не забывает о своей былой резвости. Вход в зал оснащен крутым подъемом, а выход не менее крутым спуском. Хороший тренинг для скалолазов и слаломистов. («Спорт». В рубрике «Новые виды спорта»).

Не прошло и десяти лет, как Афанасьев получил помещение. Пройдет еще десять — пока они приведут его в порядок. Потом еще десять, и ГДТ переименуют в БДТ, а БДТ — в ГДТ. («Независимая газета». В рубрике «Бродячая собака»).

Интересно, а что написали бы о фестивале в «ПТЖ»? Что вы там вообще делаете, в Петербурге? Козлов, Дитятковский, Фильштинские и компания, режиссеры-дипломники СПГАТИ, Ларин — все у нас. Недавно в «Глобус» приезжал Туманов, наверное, договорились о постановке. Приезжайте, может быть, сделаете выездной номер — «Петербургский театральный журнал» в Новосибирске"?

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.