Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МГНОВЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНОЙ ВЕСНЫ»

ЗАМЕТКИ ЧЛЕНА ЖЮРИ ОБЛАСТНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТЕАТРОВ

Впервые на фестивале любительских театров области я оказался почти случайно два года тому назад. Как и в нынешний раз, он тоже проходил в Луге и оставил самые приятные впечатления и о виденных спектаклях, и о необыкновенной теплоте фестивальной атмосферы.

Областное театральное любительство представляет собой весьма любопытный феномен. Несмотря на то, что театры разбросаны по области, они объединены в достаточно цельное явление во многом благодаря этому фестивалю, который существует уже более десятка лет. Здесь они имеют возможность посмотреть работы друг друга, обменяться мнениями, выслушать суждения профессионалов. Но и в перерывах между фестивальными встречами театры общаются, интересуются переменами у соседей, обмениваются гастролями, просто дружат.

Какова же общая картина любительского театра области? Есть коллективы с историей, традициями, опытом, есть совсем молодые. Есть те, кто ставит бытовую комедию и не слишком заботится об особой театральной образности, есть такие, кто пытается искать новое, но пока еще не знает, в каком направлении двигаться. Есть театры «зажиточные», с хорошими костюмами и декорациями, есть спектакли, совсем скромно обставленные и одетые.

Конечно, многое в самодеятельном театре зависит от его лидера. Особенно интересны режиссеры со своеобразным почерком и явным авторским началом. Такова руководитель народного театра-студии города Сланцы Людмила Бобылева. На прошлом фестивале она показывала детский спектакль «Маугли», который поразил многих оригинальностью пластического рисунка и необыкновенным энтузиазмом, с которым действовали на сцене ребята. На этот раз Бобылева привезла «взрослый» спектакль «Портрет одиночества» по пьесам Тенесси Уильямса — драматурга, необыкновенно сложного даже для профессионалов. Это очень серьезная работа с глубинным проникновением в психологию героев и с явственно слышимой исповедальной нотой.

Также своеобычна манера Ольги Ендураевой — режиссера народного театра ДК «Родник» из Волосова: поэтизм, тонкий юмор и великолепное чувство стиля отличали ее спектакль «Бесконечный финиш» по сказкам Людмилы Петрушевской.

И конечно, ни с чем не спутаешь то, что делает в театре «Треугольник» Ломоносовского РДК Ольга Просолупова. Стремление к импровизационности, резким перепадам темпоритма, многофигурным мизансценам ощущались в композиции по драматическим произведениям А.С.Пушкина «Из Пушкина нам что-нибудь».

Рядом с работами, явно проникнутыми духом экспериментаторства, существуют работы мастеров. Руководитель народного театра «За углом» из Гатчины Тамара Шмакова два года назад привозила на лужский фестиваль «Дядю Ваню» — тщательно разработанную версию чеховской пьесы. На этот раз Шмакова обратилась к современной драматургии и показала «Таню-Таню» Оли Мухиной — пьесу неоднозначную, требующую активного режиссерского вмешательства. И снова — подробность разработки, точные женские образы, выверенный музыкальный ряд.

Увлекательную, веселую, стремительную по темпу постановку мольеровского «Мнимого больного» показал руководитель народного театра комедии Ладейнопольского ДНТ Борис Уткин. Если бы на фестивале вручался приз зрительских симпатий, его бы наверняка получил «Мнимый больной». И наконец, еще один мастер, всеобщий любимец, человек огромного обаяния — Борис Фурне, который уже много лет руководит народным театром выборгского ГДК. Если на прошлый фестиваль выборжане привозили спектакль по пьесам А.Вампилова и И.Дворецкого, то на этот раз на их афише значилась «Любовь к трем апельсинам» — лирическая версия сказки Карло Гоцци, написанная Михаилом Светловым. И хотя еще не все в спектакле до конца сложилось, сама театральная стихия представления, несколько колоритных актерских работ заслуженно вызывали аплодисменты зрителей.

Кстати, и Борис Петрович Фурне, и Борис Павлович Уткин были отмечены на фестивале в номинации «Рыцарь любительского театра». Эта премия станет теперь постоянной и будет вручаться тем, кто долгие годы беззаветно служит любительской сцене.

Хочется выделить спектакль «Осенние истории» (по мотивам рассказов В.Зимина) народного ТЮЗа Лужского СДК «Мелиоратор». Жюри признало его лучшим детским спектаклем фестиваля. Режиссеру Алле Прусаковой удалось провести через всю историю «из жизни животных» трогательную и несомненно человеческую интонацию. Искренне и по-детски органично играют юные участники этого спектакля (диплом за актерский ансамбль). Работа Елены Тюльпановой, создавшей лаконичное, но емкое пространство «Осенних историй», отмечена дипломом за лучшую сценографию.

Еще одна особенность любительской сцены заслуживает особого разговора. Актер-любитель занимается театром в параллель с основной работой, это увлечение (как бы много оно для самого человека ни значило) все равно не перерастает в профессию. Поэтому к актерам народных театров особый счет. Это не значит, что взгляд на их творчество заведомо снисходителен: среди тех, кого мне приходилось на областных фестивалях видеть, встречались такие яркие индивидуальности, которым мог бы позавидовать любой профессиональный театр. Поразил меня на прошлом фестивале лужанин Геннадий Иванов, органично и очень смешно игравший Оргона в «Тартюфе», поставленном Светланой Золиной (Народный театр ДНТ города Луги). А на фестивале нынешнем очень сильное впечатление произвел выборжанин Владимир Борисов, исполнивший моноспектакль по пушкинскому «Моцарту и Сальери» (режиссер — Б.Фурне). Сделав акцент на драме Сальери, Борисов показал самобытную и проникнутую личной интонацией трактовку пушкинского шедевра и был отмечен как лучший исполнитель мужской роли.

Конечно, энтузиазм часто маскирует отсутствие настоящей школы, а природная характерность заменяет осмысленное толкование характера. Но эти «огрехи» встречаются и на профессиональной сцене. Важны те особые нюансы, которые самодеятельные актеры вносят в свою игру. В их исполнении почти всегда ощутим собственный житейский опыт, образ приобретает далекие от академизма, но несомненно живые черты. Собственное отношение делает современными и неожиданными даже хорошо знакомые произведения. Так случилось в открывавшем фестиваль спектакле Марины Цыгановой «На дне» (Народный театр-студия им.Н.Никулиной ГДК города Луги). Несмотря на неровность спектакля (а в нем было немало длиннот, технических накладок, и актерски не все удалось), нельзя не отметить ту смелость, которая необходима при постановке сложной полифонической многофигурной пьесы Горького. Неожиданным, во многом благодаря природной органике и обаянию исполнителя Андрея Акимова, стало укрупнение роли Васьки Пепла. Этот пример, кстати, показывает, как интуитивно любители постигают очень важные для автора вещи: ведь и для Горького — певца босяцкой маргинальной среды, Пепел не лишен романтического ореола. Да и в самой теме обнищания и опускания на дно исполнители обнаружили горькое понимание особенностей нынешней российской жизни.

Всем известно, что мероприятия скучные тянутся бесконечно, интересные же пролетают в одно мгновение. Так и в Луге — только, кажется, открылся занавес, а уже пора его опускать. Но в эти мгновения театральной весны вместилось около двух десятков спектаклей (которые приходилось смотреть не только утром, днем и вечером, но и глубокой ночью), подробное обсуждение их членами жюри (куда входили театроведы Лев Гительман, Елена Горфункель, актер и режиссер Александр Галибин и другие высококлассные специалисты), бесконечные диалоги с участниками, разработка будущих совместных акций. А это значит, что это самое будущее у уникального явления областного театрального любительства должно быть, несмотря на все тяготы сегодняшнего положения. Об этом на фестивале почти не говорили — вроде как не принято на празднике вспоминать о грустном. И так понятно: нет денег на спектакли, небольшая зарплата, нередко непонимание со стороны местных властей. Но тяга к театру участников фестиваля, их подвижнический запал столь велики, что позволят преодолеть практически все неурядицы и невзгоды. А мы должны все-таки хоть немного им в этом помочь…

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.