
Невысокого роста, изящный, с тихим голосом — он не походил ни на мастера-механика, ни на актера. И по возрасту мало отличался от первых своих студентов, почему многие (и я в том числе) позволяли себе величать его на «ТЫ». Веня не обижался. И только глубоко скрытая усмешка да озорной блеск глаз иногда выдавали его отношение к нерадивому несмышленышу-студенту. Характерно, что за без малого четыре десятилетия нашего знакомства, побывав и студентом Вениамина Михайловича, и преподавателем на его курсе, и председателем экзаменационной комиссии, выдающей дипломы его студентам, да и просто заходя в его подвальчик с какой-нибудь мудреной проблемой, я ни разу, ну вот ни разу в жизни не слышал, чтобы Советов на кого-нибудь повысил голос. Хотя, казалось бы, мастер, посвятивший жизнь созданию действующей модели Человека, как режиссер и актер исследующий внутренние пружины психологии этого вида приматов, мог ли он всегда оставаться спокойным, видя его поступки и их мотивы?
Интересно, что, будучи связанным с Вениамином Михайловичем сугубо профессионально, относясь с безграничным уважением к нему как к Мастеру, хочется говорить не о профессионале, а о редкостном человеке, об уникальной личности. И правда, есть еще в мире славные мастера кукольного цеха, входящие в синклит избранных, — без таких волшебников театр кукол захирел бы в одночасье. Но встреча на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий от РХ с подлинным рыцарем, без страха и упрека идущим путем служения своему идеалу, согласитесь, подарок судьбы, ибо дает надежду, что мир еще постоит.
И невидимые нити протягиваются от гапита-креста на его могиле и к нам, помнящим Веню, и к будущим поколениям кукольников.
Иваново — Нерехта — Ярославль — Рыбинск — Бологое — Ленинград. Этот маршрут мы помним до сих пор. Стоило взглянуть в окно, и мы знали, в каком месте мы сейчас находимся, потому что этим маршрутом мы два раза в год на целый месяц отправлялись на сессию в наш родной ЛГИТМиК, к нашим прекрасным педагогам, которых с теплотой вспоминаем и сейчас, спустя двадцать лет. И к нашему любимому Мастеру — Вениамину Михайловичу Советову.
Наш курс был первым курсом актеров-заочников, и мы были первыми, кого Вениамин Михайлович учил актерскому мастерству. Может быть, поэтому у нас сложилось очень доброе и очень бережное отношение друг к другу. Он не жалел ни себя, ни времени. Занятия продолжались порой до глубокой ночи. Чтобы не терять времени на «пирожковую», перекусывали прямо в аудитории. Вениамин Михайлович был нам отцом родным — приносил тостер (по тем временам — для нас диковинку), хлеб, колбасу, масло — подкармливал нас.
Прошло уже двадцать лет (господи, как время-то бежит!) со дня окончания института, а наши занятия с Вениамином Михайловичем (или Веней, как мы его называли между собой) очень часто всплывают в памяти. И, сидя в одной гримерке, начинаем вспоминать этюды, отрывки из водевилей, пьес, дипломных спектаклей. Не все давалось легко, но все было чрезвычайно интересно. Необычно и очень весело. Как могли, помогали друг другу. А Вениамин Михайлович помогал нам всем.
Незабываемы были на первом курсе этюды «про животных». Мы, как школьники, под руководством Мастера, отправились на экскурсию в зоопарк. Подошли к очередному вольеру — он оказался пуст. Только таблички: «За ограду не залезать! Зверей не кормить!»
В. М.: «Ну что, ребятки, слабо прямо здесь, в вольере, показать, на что вы способны?» Тут же были распределены роли — кто есть кто, и — вперед, за ограду, в вольер!!! Кто у поилки стоит задницей кверху, кто на дереве висит, кто греется на солнышке. В. М. доволен — и щелкает фотоаппаратом…
О фотографиях — отдельно.
С самого начала он снимал все, что мы делали… Ни один экзамен, ни один зачет (не только по актерскому мастерству) не проходил без него, без Фотоаппарата. Пишем с большой буквы, потому что для многих этот аппарат на экзаменах по общеобразовательным предметам был большой палочкой-выручалочкой! В. М. снимал, педагоги несколько отвлекались, а мы получали какую-то возможность «выплыть».
Только на последней, дипломной, сессии, мы поняли, для чего нужны были эти съемки. Поняли, когда В. М. принес нам кучу проявленных пленок, и мы, те, кто имел дело с фотопечатью, в три смены делали фотографии в его мастерской, переоборудованной под фотолабораторию. Мы делали для каждого фотоальбом. Он задумал его на первом курсе и сделал. Открываешь сейчас этот альбом — и така-а-я охватывает ностальгия-я-я!.. А на последней странице — рукою Мастера: «Спасибо вам за все! Я все время чувствовал вашу поддержку! Как хорошо, что вы были, как хорошо, что вы есть!»
…Показываешь В. М. этюд, какие-то заготовки, домашнее задание… Думаешь, конечно же, что все это гениально, ждешь соответствующей реакции от Мастера… Потом мы поняли, что если появляется улыбка и как-то по-особенному светятся глаза, то можно от Мастера дождаться его любимой фразы: «Этот этюд имеет право на существование…»
Последняя наша встреча с Вениамином Михайловичем была в Иванове, на нашем 5-м фестивале театров кукол «Муравейник». Он нисколько не изменился — те же внимательные глаза, та же мягкая улыбка… И гордость за своих выпускников. Встреча наша была очень теплой. Он снова был нашим Мастером, нашим Веней, а мы были его студентами. Таким он и останется для нас…
Студенты первого в СССР заочного курса актеров-кукольников Борис Новиков и Владимир Кузнецов. Ивановский областной театр кукол
Комментарии (0)