Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

«КАК ДЕТИ, ЧТО ЖДУТ У ЗАВЕТНЫХ ДВЕРЕЙ, Я ЖДАТЬ ПОЗАБЫЛА, А ДВЕРИ — ОТКРЫЛИСЬ…»

Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик».
Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина (Барнаул).
Режиссер Юрий Ядровский

Спектакли для детей в барнаульских театрах — слабое звено. Созданные на время каникул, они еще долго маячат в репертуаре, пугая примитивностью трактовки, неряшливостью костюмов и убогостью декораций. Экономить на детях, чей художественный вкус еще не развит, — стыдная практика, ставшая нормой. Ходишь по театрам, маешься и «бранишься потихоньку». Но когда вдруг возникает нечто противоположное — восторгу нет предела! Таков спектакль театра драмы «Щелкунчик».

Сочиненный режиссером Ю. Ядровским и художником О. Головко «Щелкунчик» — это возвращение в страну Детства. И хотя ее нет на карте, место встречи не узнать нельзя. Под звуки старинного клавесина расписанный золотом занавес чуточку помедлит и распахнется. А там… громадная зала с огромной елкой посередине! Такой высокой, что и на пожарной лестнице не дотянуться до макушки! Ствол елки — шахта. Темная и таинственная. Прямо от ствола разноцветными диагоналями расходятся кулисызанавесы. Эти «ветки» сказочного Древа будут коридорами, стенами и крышей дома, где живет забавное семейство Штальбаумов. Эксцентричная, «слегка беременная» Мама (Е. Половинкина), пребывающий в философских раздумьях Папа (В. Махов) и их маленькие дети: Мари, Луиза, Фриц. О, это великолепная троица! В каждом зритель сможет найти свое давнишнее отражение: добрая и застенчивая Мари (Е. Адушева) с огромным бантом на голове; выскочка и капризуля Луиза, вся в оборочках (Л. Черникова); задира и трусишка Фриц в спущенных колготках и мундирчике с «орденами» (А. Шуванов).

Семейство готовится к встрече Рождества.

У них — купленная в магазине серебристая елочка и куча подарков, развешанных повсюду. Предчувствие невероятных событий наполняет атмосферу дома тревожным и радостным ожиданием. И вот тут-то из темноты ствола-шахты появится крестный отец Мари — Дроссельмейер (В. Громов). В черном плаще с красным подбоем, немногословный и таинственный, Дроссельмейер принесет в дом Щелкунчика. Вокруг некрасивой, странной игрушки разгорятся нешуточные страсти: колдовство, предательство, любовь. Но «вначале было слово». Его скажет Мари, оберегая уродца: «Он не всегда был таким». И тогда затеянная крестным игра в сказку о Щелкунчике обретет самостоятельное, непредсказуемое движение. Игра и реальность вступят во взаимодействие и слипнутся, как карамельки.

Вот появилась поющая и танцующая обольстительная злодейка Мышильда (И. Ткаченко). Ее подданные — отвратительные серые мыши — берут в плен Щелкунчика (он же заколдованный принц и племянник Дроссельмейера). Исчезают подарки и серебристая елочка. Пространство дома становится чужим и зыбким. Дети носятся по комнатам в поисках друг друга. Мама пытается уложить всех спать. Папа катается на самокате Фрица. А Щелкунчику грозит погибель! Что делать, крестный?!..

Через прием игры в игре (сказки в сказке) режиссер Ю. Ядровский усиливает энергию превращений и волшебства. Открывает все границы и дает возможность творить мир заново, по мечте. «Вымысел не есть обман». И тогда застенчивая Мари, преодолевая робость, скажет свои первые слова любви, а прижимистый Фриц проявит щедрость — отдаст Щелкунчику свою саблю. Да и Луиза забудет о себе и поспешит на помощь Принцу…

На белом экране, в лучших традициях теневого театра, под музыку Чайковского, сойдутся в сокрушительной битве Щелкунчик и Мышиный король. Сердце замрет: «Милый Щелкунчик, я тебя никогда не брошу!» — и отомрет. Мышиный король повержен! Щелкунчик победил! Чары рухнули! И тогда красивый, стройный, смелый Принц (М. Коваленко) предстанет перед Мари. Они возьмутся за руки и уйдут в ту страну, где живут сказки, сны, мечты и надежды…

Спектакль «Щелкунчик» возвращает зрителям очарование и мудрость сказки. Такой яркой, умной постановки для детей я не видела на наших сценах очень давно. В спектакле есть все: оригинальная музыка и пластическое решение, замечательная актерская игра и волшебная сценография, талантливая режиссура и художественный вкус. Его можно показывать всем: и взрослым, и детям, и своим, и приезжим. Стыдно не будет!

Так сложились обстоятельства, что спектакль «Щелкунчик» (как и другая работа Ядровского — «Генералы песчаных карьеров») не был показан членам экспертной комиссии фестиваля «Сибирский транзит». Но автору статьи хотелось бы, чтобы все знали: есть режиссеры, ставящие спектакли для детей так же, как для взрослых, только еще лучше.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.