Большинство экономически грамотных людей знают — репертуарный театр в принципе не может быть самоокупаемым и объективно нуждается в финансовой поддержке. Правительства многих стран мира расходуют на эти цели весьма значительные бюджетные средства и стимулируют создание дружественного к искусству законодательства.
В современной России театры столкнулись с иной, новой политикой экономических ведомств — меньше бюджетных средств и больше ограничений в их использовании. В итоге — избыточный казначейский контроль и отмена ряда налоговых льгот. А в нынешнем году Государственная Дума под сильным нажимом Правительства признала утратившими силу все статьи Основ законодательства о культуре, где были зафиксированы финансовые обязательства государства. Власть тяготится своими обязательствами, и раздаются голоса о сокращении сети театров.
Теперь же новая напасть. Правительство решило реформировать весь бюджетный сектор — это минфиновские «Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003/2004 гг. и на период до 2006 г.» и специальное постановление Правительства «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (№ 249 от 22 мая 2004 г.). Смысл указанных документов простой. Во-первых, число таких учреждений надо сократить. Во-вторых, не все оставшиеся организации смогут рассчитывать на гарантированное бюджетное финансирование, многие будут получать бюджетные деньги лишь на основе договора за выполнение конкретной работы.
Чем же это грозит театрам?
Сначала о «бюджетировании» — планировании и выделении бюджетных средств под конкретный результат. В основе новой процедуры лежит старая, но не менее вредная для творчества «сдельщина». Что можно планировать театрам? Хорошо, если дело ограничится только социально значимыми количественными показателями в виде контрольных цифр, как это было в начале 1990-х годов. Но где гарантии, что, войдя во вкус, власть не примется реформировать творчество? И тогда возможен самый худший сценарий — все вернется к 60-м годам «советского века», когда в условиях цензуры театры вынуждены были планировать свою деятельность в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций и отчитываться по всем показателям. Если данный прогноз сбудется, то это уже будет настоящая реставрация порочной практики, от которой отечественный театр так трудно уходил последнюю четверть века.
Дело не только в прогнозах, но и в текущих нормативных актах, которые приняты или готовятся к принятию. Среди них важнейшую роль играет пакет законов «о реорганизации государственных и муниципальных учреждений социальной сферы», проекты которых затрагивают коренные интересы театров. Принятие указанных законов означает возможность преобразования государственных и муниципальных театров либо в автономные учреждения (АУ), либо в государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГМАНО), либо в хозяйственные общества. Причем по замыслу реформаторов выбор этот будут осуществлять не сами театры, а органы исполнительной власти.
Суть преобразования театров в хозяйственные общества или ГМАНО — их приватизация, ибо в данном случае допускается передача имущества театру на праве собственности. Но собс твенность на здание обернется, вероятней всего, требованием самоокупаемости, для обеспечения которой придется жертвовать репертуаром и самой художественной программой театра. Хотя здесь реален и иной сценарий: в собственность передадут не здание театра, а другое, не столь значимое для его существо вания, имущество.
Если театр будет преобразован в автономное учреждение, то имущество ему будет передано в оперативное управление, бюджетное финансирование будет осуществляться на основе договора с учредителем, а доходы поступят в самостоятельное распоряжение коллектива. При этом высшим органом театра станет попечительский совет, в состав которого войдут представители исполнительной власти и общественности, но не работники самого театра. Функциями попечительского совета станут: заключение трудового договора с руководителем театра, рассмотрение плана финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о его исполнении, рассмотрение годового бухгалтерского баланса.
Как прокомментировать эту организационно-правовую форму? Конечно, она лучше ГМАНО. Но и она содержит ряд положений, несовместимых с жизнедеятельностью театра.
Во-первых, попечительский совет. В нашей стране кто рассматривает план, а тем более от чет о его исполнении, тот реально и руководит. Для театра это просто губительно.
Во-вторых, финансирование театра на основе договора с учредителем. Это прямой возврат к 60-м годам, только в худшем варианте, потому что, в отличие от советских времен, теперь у учредителя не будет обязательств заключать такой договор.
В-третьих. Ни при каких обстоятельствах нельзя творческий коллектив лишать права выбора формы его существования.
И последнее. Если театр останется в нынешней форме государственного (муниципального) учреждения, то ситуация становится совсем плачевной. В дополнение ко всем другим бедам минфиновской реструктуризации бюджетного сектора над театрами навис настоящий дамоклов меч бюджетозамещения. Это означает, что в самое ближайшее время начнется настоящее «раскулачивание театров» — у них будут изымать доходы, заработанные в результате использования своего творческого, интеллектуального потенциала. Произойдет это очень просто — если театр сам заработал какие-то дополнительные средства или получил их от спонсоров, то на эту величину ему будет уменьшен размер бюджетных ассигнований.
Таков замысел экономических ведомств.
Наша позиция — признавая необходимость изменений в бюджетной сфере, мы настаиваем, чтобы новые нормы законов отражали специфику сферы культуры и, в частности, театральной деятельности.
СТД России,
22 ноября 2004 года
24 ноября 2004 года состоялась встреча представителей театральной общественности с Германом Грефом, министром экономического развития и торговли. На встрече присутствовали Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, художественные руководители театров — Валерий Гергиев, Марк Захаров, Константин Райкин. Встреча была организована Денисом Молчановым, директором департамента массовых коммуникаций, культуры и образования, по поручению Председателя Правительства Михаила Фрадкова.
Связавшись с представителем Министерства финансов, Герман Греф твердо пообещал театральным деятелям, что в 2005 году никаких изменений, которые бы ухудшили положение театров России, принято не будет: по-прежнему сохранятся внебюджетные счета, останется в силе право театров самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Он сообщил, что разработка законопроектов по введению новых организационно-правовых форм для государственных и муниципальных некоммерческих организаций, включая театры, будет вестись совместно с представителями Союза театральных деятелей РФ — чего и хотела добиться театральная общественность своим обращением.
22 ноября 2004 года.
Москва. СТД РФ
Прощаясь, Герман Греф, который является еще и председателем попечительского совета МХТ им. А. П. Чехова, сказал: «Вредить театру — это то же самое, что заниматься членовредительством».
P. S. 26 ноября 2004 года. Частное письмо из Москвы в «ПТЖ»
Теперь, полагаю, они задумаются, перегруппируются и зайдут с другой стороны. Нам нельзя терять темп и завоеванное. И нужно сказать не стесняясь, что, объединившись и забыв о художественных и личных привязанностях, пристрастиях и обидах, мы все-таки чего-то добились, что сработала корпоративная солидарность против непродуманного действия. Нам нельзя этого потерять. И еще: малюсенькая часть общества (театральные деятели) снова оказалась способна в этих условиях остановить законопроекты, разрушающие корневую систему репертуарного театра. (Хотя надо многое менять, но не так, не топором под корень. Сад надо оставить.) А попутно закрыли собой и образование, и больницы, и науку… (Как пример: можешь себе представить главврача какого-нибудь медцентра (например, Давыдова — это центр на Каширке) с руководящим им Попечительским Советом?) Прикрыли, правда, на какой-то период. Но если нам удастся написать для театров разумный документ совместно с Минэкономразвития, то это будет хорошо для науки, образования и здравоохранения.
Комментарии (0)