Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА В АЛЕКСАНДРИНСКОМ ТЕАТРЕ

12 сентября Торжественным вечером в честь М. Ю. Лермонтова и В. Э. Мейерхольда в старейшем российском театре открылся 249-й сезон. Зрители вправе были многого ожидать от этого вечера: состав участников интриговал. После многолетнего перерыва возобновил свое сотрудничество с этим театром режиссер Николай Шейко — он стал постановщиком всего вечера и автором литературной композиции, посвященной взаимоотношениям Мейерхольда и Петербурга. Кто-то из зрителей помнит изысканные, остроумные театральные сочинения Шейко в Александринке рубежа семидесятых-восьмидесятых — «Зеленая птичка» по фьябе Гоцци, «Похождения Чичикова» по поэме Гоголя… Кто-то их сам не видел, но слышал о них или читал, во всяком случае, возвращение Шейко, режиссера высочайшей культуры, многолетнего исследователя творчества Мейерхольда, сулило интересные и неожиданные впечатления. Не меньшие ожидания связывались с появлением Виктора Гвоздицкого — актера-виртуоза, актера-чародея, парадоксального и непредсказуемого, с успехом выступающего и на подмостках МХАТ, и на любых экспериментальных площадках. И — the last, but not the least — имена Михаила Лермонтова и Всеволода Мейерхольда, осеняющие этот вечер и соединяющиеся в знаковом для Александринки «Маскараде». Н. Шейко ставил «Маскарад» с Гвоздицким — Арбениным (этот спектакль МХАТ критики называли «петербургским»), а афиша нынешнего вечера обещала сцены из пьесы в исполнении В. Гвоздицкого, Н. Паниной, Н. Бурова и Н. Мартона, да еще и в декорациях А. Я. Головина…

Вот с Головиным как раз все было в полном порядке, не обманули. Занавесы из легендарной мейерхольдовской постановки 1917 года, которые удалось обнаружить и отреставрировать, были предъявлены зрителям, которые в этот момент ощутили, что чудеса в театре редко, но все же случаются. Все прочее на фоне Пушкина, то бишь на фоне Головина, смотрелось как-то бедно и малохудожественно, а сцен из «Маскарада» и вовсе не сыграли (прозвучал только один монолог главного героя). Заявленный в афише Андрей Толубеев — Арбенин из «Маскарада» БДТ — тоже не появился.

Первым номером программы стоял почему- то «Самоубийца» в исполнении артистов Пензенского театра им. Луначарского (понятное дело, не вся пьеса Н. Эрдмана, а отрывок — самое начало). Быть может, этот спектакль на своей собственной сцене смотрится живо, но как часть «торжественного концерта» он произвел странное, несколько нелепое впечатление. Было, впрочем, понятно, что режиссер ввел в свою постановку не вполне реальных персонажей, у драматурга отсутствующих: в спальню к Подсекальниковым беспрепятственно проникает группа красноармейцев. Может, именно этот мистический момент должен был стать связующим звеном между «Самоубийцей» и «Маскарадом»?. . Там — неизвестные, тут — Неизвестный…

Самым впечатляющим моментом вечера стала цитата из мхатовского спектакля Шейко, которая в свою очередь тоже является «цитатой» — сценическим воплощением картины художника Бориса Григорьева. В раме замерли две фигуры — черная (острый профиль, фрак, цилиндр, перчатки, вывернутые в причудливом движении руки) и красная (лучник в маскарадном костюме). Как известно, это портрет Мейерхольда. С этой оживающей картины начинался «Маскарад» Шейко: Гвоздицкий во фраке выходил из рамы и становился Арбениным, а Двойник целился ему в спину из лука, а потом превращался в Неизвестного (на Александринской сцене зловещего лучника сыграл Н. Буров). В литературно- сценической композиции, составившей большую часть вечера, этот мотив прозвучал как-то уж слишком определенно и недвусмысленно и потому натянуто: «Неизвестный погубил Арбенина, Неизвестный убил Мейерхольда, Неизвестный убил Зинаиду Райх…»

Честно говоря, эта самая «композиция», которая должна была стать козырной картой, оказалась довольно-таки слабой и вызвала наибольшее разочарование у зрителей. Литературная основа (вошли в нее отрывки из мемуаров, документы, письма, стихи и так далее) была, конечно, интересной тем, кто не знает о жизни и творчестве великого режиссера ничего или почти ничего (но были ли такие среди театральной элиты, заполнившей партер?). Режиссура выступила скромно: артисты в одиночку, иногда по двое или по трое появлялись из-за кулис и обычно стоя, в редких случаях сидя, наизусть (иногда с небольшими запинками) произносили текст. Некоторые делали это несколько отстраненно, как чтецы, другие пытались внести эмоции и краски, порой совершенно лишние. В конце концов тема «Мейерхольд и Александринский театр» как-то потерялась, и возникла другая — «художник и жестокая власть»: ужасы сталинских репрессий, предсмертные мучения и трагическая гибель Мейерхольда и его жены.

Подробность: к 130-летию Мастера Н. Шейко уже ставил в Центре Мейерхольда литературную композицию о режиссере, правда, автором сценария выступал театральный критик, главный редактор журнала «Театр» Валерий Семеновский.

Печально, что Николай Шейко, поставивший когда-то грандиозный, сценически увлекательный, фантасмагорический и изощренный «Театральный разъезд» — юбилейный вечер Александринки, праздновавшей 225-летие, в этот раз не смог повторить свой успех. А когда не очень довольная увиденным публика покидала театр, непроизвольно подумалось еще вот о чем. Сбор от спектакля театр решил передать в фонд помощи жертвам трагедии в Северной Осетии. Благородно? Без сомнения. Однако зрителей, купивших в кассе билеты на Торжественный вечер, было очень немного (если они вообще были): театр был заполнен гостями — актерами, театральными деятелями, прессой. Не стоило ли посвятить жертвам Беслана какой- нибудь репертуарный спектакль, куда приходит обычная публика, заплатившая за билеты?.. Может, жест не был бы таким красивым, но зато помощь оказалась бы более реальной.

Е. К.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.