Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЛЮДИ И СТРАСТИ

ГАСТРОЛИ СУРГУТСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Что такое Сургут в самых расхожих представлениях? Сибирское Эльдорадо, где нефть течет рекой и гуляют бешеные деньги. Что там могло открыться? Казино, ресторан, гигантский мультиплекс… Но уж никак не театр. Тем не менее именно он открылся четыре года назад — Сургутский музыкально-драматический театр. Труппа — из двух спецкурсов РАТИ (классы Б. Голубовского и О. Кудряшова), выпустившихся один за другим. Самому старшему из актеров вряд ли исполнилось тридцать. Репертуар внушительный (21 название), сплошь классика — Шекспир, Боккаччо, Гольдони, Достоевский, Куприн, Метерлинк, Дюрренматт, Уильямс. Театр — участник московского «Подиума», тобольской «Радуги талантов» и омских «Молодых театров России». Вот только своего помещения у него пока нет.

Такова приблизительная «визитная карточка» Сургутского музыкально-драматического театра, впервые этой осенью гостившего в Петербурге в рамках «Недели спектаклей Гарольда Стрелкова». Обкатанные «Униженные и оскорбленные» и премьерный «Гори, гори, моя звезда!» поставлены москвичом Стрелковым. Один спектакль — хороший, другой — не очень. Признаться, торопливая режиссерская муза Гарольда Стрелкова никогда не была мне по душе. И даже не по причине его тяги к «красивостям» и спецэффектам. А потому что — скользит мимо актера. Тем интереснее было посмотреть, что за роман у режиссера приключился с сургутской молодежью.

Отправляясь на «Гори, гори, моя звезда», я вовсе не держала в памяти полузабытый фильм Ю. Дунского и В. Фрида. Но как-то сами нарисовались перед глазами во время спектакля герои О. Табакова, О. Ефремова, юная Е. Проклова. «Застойный» фильм оказался более объемен и милосерден к своим героям, нежели новейшая версия в яркой плакатной упаковке. На сцене суетились картонные фигуры, небрежно костюмированные и так же небрежно раскрашенные в «красное» или «белое». Порой казалось, что белогвардейцев и комиссаров играют одни и те же актеры. Сама пьеса не исключала возможности вывести максимально нейтральный, безликий человеческий фон — для того чтобы укрупнить, усложнить центральных героев. Но ничего подобного — фатоватый, суетливый Искремас И. Косичкина, в отличие от своего прекраснодушного «старшего собрата» из фильма, так и не повзрослел. То, что не Шекспир, а маленькие люди, окружающие Искремаса, — подлинные персонажи трагедии, осталось «за кадром». Все они: и нервные комиссары, «мечтающие» играть в театре, и циничные «штабс-капитаны», гоняющиеся за «комиссарами», и вахмистр, по пьяному делу расстрелявший Художника, — вместе с социальной нишей утратили веру в правильность своих поступков. И в этом хаосе осталась только одна нехитрая, зато честная «эстетическая программа», сформулированная Иллюзионщиком (А. Корниенко), — «выжить». Но все погибло под грузом «спецэффектов». Хлещущая бичами «банда» в мешках на голове, чертом выпрыгивающий комиссар в черной коже на голое тело да крикливые, как стая галок, девицы из варьете в одинаковых синих париках — вот и все, что осталось в памяти.

«Гори, гори, моя звезда». Сцена из спектакля.
Фото из архива редакции

«Гори, гори, моя звезда». Сцена из спектакля. Фото из архива редакции

Никто не призывает Гарольда Стрелкова быть «реалистом». Просто трюковая стилизаторская режиссура — «немая фильма» пополам с элементами «пролеткульта» — задела пьесу, утверждающую ценность отдельной человеческой жизни, только «по касательной». Понятно, что Стрелков — не мастер психологического подтекста. Однако бессмысленные и многократные речевые повторы (потому что актерам нечего играть, а чем еще можно оправдать свое присутствие на сцене — режиссер не объяснил) превысили любые допустимые нормы. Единственно содержательный момент — сценография, центром которой стала больше похожая на парусник повозка Искремаса. Самой человечной фигурой оказалась безъязыкая кляча (А. Корниенко).

Обычно, когда смотришь неудачный спектакль, всегда видно, где режиссер «намудрил», а где исполнители не справились. Актеры, занятые в «Звезде», оставили впечатление безликих статистов. Тем большая неожиданность подстерегала зрителей на «Униженных и оскорбленных». Казалось, произошло волшебство: те же самые режиссура и сценография Стрелкова, почти та же самая актерская команда, те же стремительные передвижения по сцене и речь взахлеб. А в спектакль как будто впустили воздух… Стрелков придумал замечательно простое, объединяющее все сюжетные линии оформление: действие перенесено в больничную палату сочинителя Ивана Петровича. На сцене нет ничего, кроме железной кровати и гигантской белой стены, сплошь оклеенной листками бумаги — не то черновиками, не то историей болезни. Эту стену по ходу действия буквально пробивают собственным телом весьма материальные призраки из прошлого — Наташа, Маслобоев, Нелли… А в пробоинах открываются сырые подъезды, узкие оконные проемы, покосившиеся лестницы.

Заиграла не только сценография, но и актеры. Причем — совершенно по-разному. Запомнились волевая и страстная Наташа Т. Алексеевой, не лишенной задатков трагической актрисы. Честный, по-детски простодушный Алексей уже знакомого, но на этот раз взявшего верную ноту И. Косичкина. Изысканный и жестокий Князь А. Клочанюка. Звероподобная, вечно пьяная Бубнова и монструозная, похожая на гигантскую восковую фигуру Графиня выступившей в двойной роли К. Крейндель. Их герои чувствуют честно, кто беспомощно, кто — сильно до неистовства, не ударяясь, однако, ни в сентиментальность, ни в патологию. Даже речевые повторы здесь оправданы — эмоции захлестывают, и герои, будто завороженные, крутятся в водовороте одних и тех же фраз. На другом эмоциональном полюсе — как будто уже перешедший некий рубеж, тихий, печальный, временами нездешне безмятежный Иван Петрович А. Моисеева.

В сургутских «Униженных и оскорбленных» нет сверхсложного духовного подтекста, второго дна. Этот подростковый Достоевский как будто прошел школу мелодрам и мыльных опер. Только, в отличие от персонажей сериалов, эти — не болтливы и решительны в поступках. Не стоит забывать, что герои «Униженных» в чем-то — только прообразы героев «Идиота» или «Братьев Карамазовых». И если у зрительниц-сургутчанок, как говорят, в последние минуты спектакля в руках начинают мелькать носовые платки — то не так уж это и плохо.

Октябрь 2004 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.