Марина Даминева глядит темными, как кажется, глазами замкнутого проблемного подростка, никому не верящего на слово, но любопытствующего понять жизнь и людей. В позитивно-обаятельной труппе «Мастерской» она отвечает за сумрачную сосредоточенность, за отсутствие милого актерского самолюбования, которым по молодости лет так привлекают «козлята-основоположники», образовавшие шесть лет назад свой звездный театр.
Лучезарно-победоносная, быстрая на реакцию Александра Мареева, играющая с залом, как с котенком, наслаждающаяся рано пришедшим мастерством, свободой и удовольствием от самого пребывания на сцене, — и замкнутая, неулыбчивая Марина Даминева, медленно и строго переживающая предлагаемые как трудную работу и как будто не испытывающая от сцены никакой радости, — это две стороны одной улицы (улицы «Театр Козлова»), когда и на солнце жарко, и в тени холодно. Они — два полюса того курса, что входил в профессию шесть лет назад с «Идиотом». Мареевой вроде как все — игра и победа, Даминевой — усилие, драматическая мука и явное нежелание нравиться залу. Такие амплуа. Такие индивидуальности. Такой театр. Моя б воля — придумал на них спектакль про Савину и Стрепетову, и Даминева с ее нутряным, взрывным, таимым была бы прекрасная горбунья Пелагея Антипьевна рядом с хозяйкой императорской сцены, модницей Марией Гавриловной…
«Козлята» этого курса вообще контрастно делились на героев и неврастеников (есть и характерные, потому так моментально сложилась труппа-театр). Арсений Семенов, классический фат, герой-любовник, Дюр, — и Евгений Перевалов, которому сидеть бы в каморке рядом с умирающим Мартыновым… Такая же оппозиция и у молодых актрис, такая же была когда-то у А. Баргмана и А. Девотченко, обеспечивавших «две стороны одной улицы» в давних спектаклях Козлова. Ему всегда был нужен нервический Крайслер и его лучезарный антагонист, всегда нужны парные Счастливцев и Несчастливцев. Марина Даминева — из крайслеров с невидимыми крыльями-лопатками и мукой познания-сочинения жизни.
Может быть, мне так кажется из-за первого впечатления: Даминева входила в профессию с очень «достоевской» ролью. Закрытая, темная, затравленная и недобрая Варя Иволгина не была похожа на других персонажей спектакля, согретых, как всегда у Козлова, любовью. Входила злая, заведенная всей этой жизнью сумрачная тщедушная девушка в темной шали крест-накрест на плоской груди, волосы забраны… Была напряжена, некрасива, но не озабочена своей некрасивостью. Тут речь, знаете ли, не про красоту и любовь, а про уязвленную гордость. Варино возмущение женитьбой брата Гани на падшей Настасье Барашковой зло кипело в ней, но не было вправе выкипеть, вырваться наружу…
В худенькой, истеричной и раздраженной Варваре Ардалионовне просвечивали многие униженные, оскорбленные и чахоточные достоевские героини, и легко было увидеть в ней вчерашнюю Нелли или Лизу Хохлакову и завтрашнюю Катерину Ивановну Мармеладову. Молодая актриса как будто сразу брала ту внутреннюю предельность, на которой существуют героини этого рода и этого автора. И если в другой роли — иллюстрируя рассказ Мышкина — она возникала несчастной больной девочкой Мари, то для Варвары были найдены совсем другие, более жесткие, взрослые и глубокие подробности.
Марина Даминева и была другая. Смуглая большеротая девочка с пристально-серьезным взглядом не бежала ликующе в счастливо возникшую коммуну «Мастерской», а, не порывая с ней, хотела пробовать себя в разных видах театра и найти что-то иное, опять же другое, дополнительное в разных театральных пространствах, отличающихся от школы Козлова. (Так же вел себя и другой неврастеник курса, Евгений Перевалов, до сих пор отбегающий от «Мастерской» то к Полунину, то к Богомолову, оставаясь при этом в пределах alma mater и обогащая ее, пришедши с «охоты» в соседних лесах, творческими трофеями: так из принесенной самостоятельной работы родились «Москва—Петушки»).

В. Зиновьев (Он), М. Даминева (Дельгадина). «Вспоминая моих несчастных putas». Театр «Мастерская».
Фото Д. Пичугиной
А Даминеву вначале позвал Виктор Крамер — и из тихой заводи «козлят» она попала как раз в тот самый омут, где «черти водятся»: прямиком в МакДонаха, в его «Сиротливый Запад» (Театр им. Комиссаржевской). Оказалась между братанами Бивисом и Бадхедом, Баргманом и Бызгу. А их попробуй переиграй! По-боевому раскрашенная оторва, панковидная герла Герлин—Даминева в тяжелых ботинках и с растекшейся тушью под глазами была гротесковым чучелом, исчадьем, грязно-рваным существом. При этом Герлин сильно и искренне любила пастора Уэлша, была готова перегрызть за него глотку, а режиссер Крамер не слишком обоснованно уравнивал Герлин в финале то ли с девой Марией, то ли с Марией Магдалиной: видите это черное смурное создание? А вот она и есть сама святость. Задачи были совершенно новые, и Даминева так отважно принимала непривычные для себя экзотические законы черного комедийного миракля, что заставляла критика писать: «Какая школа! Поразительна эта чистота — сквозь грязь. И все равно страшновато за юную актрису — от чего-то, может быть, можно было ее пощадить» (И. Бойкова). Эксцентрическая клоунада была самоотверженно и дисциплинированно выполнена, правда, давалась, надо сказать, с усилиями (школа-то «какая!» — но другая), органика в этом типе театра была начинающей актрисе сложна.
И все-таки ее всегда продолжает тянуть к тому, что отличается от привычной поэтики театра Г. Козлова. Даминева по первому зову идет в пробы, она там, где лабораторность, эксперимент, где можно попробовать «растянуть» себя.
Она — в квартирнике «Стыдно быть несчастливым» по А. Володину, сделанном Семеном Серзиным с творческой группой «Фильштыкоzлы». И одна из самых истовых нот спектакля звучит там, где Марина Даминева рассказывает словами «Записок нетрезвого человека» о том, как познакомились, как жили после войны и как быстротечна жизнь. Будто лично переживает нерадостную судьбу Володина и его жены. Переживает ее судьбу — его словами. Даже вдруг становится похожа на Фриду…
Она — в спектакле «Этюд-театра» и того же С. Серзина «Демоны» по пьесе Н. Ворожбит.
Она — в еще одной пробе Володинского фестиваля (режиссер Савва Чеботарь). Даминева выходила в строгом костюме и давала другой тип театра: отстраненно, без переживания «докладывала» слова «Записок нетрезвого человека». Ну, примерно как Полина Агуреева в «Июле» или Алена Старостина в нем же. Но школа-то, школа психологического переживания никуда не девалась, потому каждое ответственно и точно отстраняемое слово все равно было отоплено у Даминевой глубинным проживанием. Это проживание слово не раскрашивало и даже не окрашивало, все было исключительно строго, не интонировано, но в то же время обогащено составом тех ценных глубинных пород, на поверхности которых, собственно, это слово возникает, рождается. Жаль, что работа эта не стала готовым спектаклем.
Конечно, Марина Даминева логично оказалась и в экспериментальных работах Романа Габриа «Однажды в Эльсиноре. Гамлет» и «Любовь и Ленин». И пускай в «Гамлете» царит лишь драйвовый произвол музыкальной ватаги, которой позволили покуражиться и поставить красивый свет, и пускай нет ответа на вопрос, почему сошла с ума Офелия (как раз М. Даминева)! Важны новые ритмы!
А в спектакле другого языка, в недолго пожившем лирическом, легком «Вспоминая моих несчастных putas» Е. Гороховской по Маркесу, — Даминева играла сосредоточенную худенькую смуглянку-подростка, в которую влюбляется старик-герой. И опять никакой «бебешности», травестирования, а только строгая серьезность и почти балетная, замедленнограциозная точность рисунка.

М. Даминева в квартирнике «Стыдно быть несчастливым». Совместный проект «Мастерской» и «Этюд-театра». Фото А. Телеша
Когда Максим Диденко и Дмитрий Егоров объявили, что будут делать «Молодую гвардию» только с добровольцами, готовыми сосредоточиться на непрерывном процессе репетиций, не отвлекаясь, — из «основоположников» отважились на «эксперимент с погружением» только трое: неуемная Алена Артемова, доверчивый Константин Гришанов и, конечно, Марина Даминева.
С прилежностью серьезной первокурсницы она протанцовывает первый акт хореодрамы М. Диденко. Во втором акте Д. Егорова слов тоже немного, но в память врезается эта Любовь Шевцова, лишенная хрестоматийной веселости и героической бесшабашности. Никакая не «Любка». Эта молчаливая девочка, истерзанная, изнасилованная полицаями и истекающая кровью в полутемной комнате на табуретке, искренне и серьезно просит в финале прощения у мамочки и папочки, которым приносит горе ее смерть. Так же, как в «Идиоте» Марина Даминева — очень «достоевская» героиня, в «Молодой гвардии» она — очень «советская»: по идейности, «комсомольской» серьезности. Не исключаю, что внутренняя профессиональная истовость «отапливает» здесь истовость героини (в Достоевском тоже работает этот эффект). Гордая самоотреченность Любы, просящей прощения у родителей так же серьезно, как до этого она произносила клятву молодогвардейцев, — кажется, понятна Марине Даминевой в профессиональном смысле. Она не позволяет себе что-то делать вполноги, словно под знаменем «Мастерской» торжественно поклялась однажды перед лицом своих товарищей не изменять подлинности сценических чувств в любых предлагаемых обстоятельствах и типах театра, жить, учиться и бороться за театральную правду и искренность…
Она послушная актриса, Марина Даминева. Готовая к современной драматургии, ее неудобству и аритмии, к перепадам театральной погоды, к дисгармонии, без которой невозможна гармония, обогревающая зрителей родной «Мастерской».
Хотя ее погода — не солнечная. Дождь и зябко.
Август 2016 г.
Комментарии (0)