Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ФОРМУЛИРУЙ ТЕЛОМ

Вечер молодых хореографов.
Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva.
На сцене Гоголь-центра, Москва

Конкурсанты: Ольга Рыжкова, «Клетка»; Нурбек Батулла, «sak-sok»; Эрнест Нургали, «Gentle Hearts»; Ирина Сергеева, «ZI-MA»; Игорь Булыцын, «Астматический этюд».

Участники прошлых лет: Павел Глухов, «Когда папа был маленький» (при участии танцовщиков Челябинского театра современного танца); Кирилл Радев, «Пилигримы».

«Gentle Hearts». Сцена из спектакля.
Фото В. Луповского

Хочешь говорить, двигайся. Этот подзаголовок пригодился бы Вечеру молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva, не будь он частью конкурса.

Вечер существует восьмой год. Можно говорить о сложившейся традиции, установках. Context занял любопытную позицию: их лицо — постоянное изменение. Вспоминая программу Вечера разных лет, можно реконструировать, куда клонило авторов, которые уверенно «стоят на ногах», но не стали модными.

В этом году на первом плане оказалось индивидуальное высказывание. Вынужденный простой во время изоляции дал хореографам мощный идейный толчок. Им захотелось говорить об окружающем мире. И не о «добром-вечном» (об этом российский современный танец рассуждает давно), а о сложном, краеугольном.

«sak-sok». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

«sak-sok». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

Вечер-2020 состоит из крепко сделанных, продуманных по языку и драматургии миниатюр, которые, по-хорошему, сложно сравнивать. Технически, идейно, визуально это семь отдельных микромиров. Но самые сильные (на взгляд автора) вещи похожи. В них ответы на актуальные вопросы формулируются при помощи тела, физического опыта.

Легких путей не искали. Назову наиболее сформулированные темы. Освоение мифа — Нурбек Батулла. Новая маскулинность — Эрнест Нургали. Взросление физическое и эмоциональное — Павел Глухов. Отсюда и техническая и визуальная несхожесть: для каждой задачи свой инструмент. Но благодаря интенции говорить о внешнем мире, об универсальных, проблемных вещах Вечер складывается как единое сообщение — концептуализируй это. Отвечай на вызовы телом.

НУРБЕК БАТУЛЛА: ВСЕГДА СЕЙЧАС

На сцене два молодых человека. Бритые головы, смуглая кожа, химические спортивные костюмы с Черкизона — стереотипные «узбеки», в смысле, который озвучил в давнем одноименном спектакле Талгат Баталов. Это Нурбек Батулла, хореограф и сам-себе-артист, и Марат Казиханов. Но «sak-sok» не бытовая зарисовка. Батулла, стабильно работающий с национальными мотивами, взялся за баит о братьях, которые не могут воссоединиться из-за проклятия. Он соединяет легенду и современность, выстраивает сложное, скорее ощущаемое, чем описываемое пространство мифа, одновременно растущего из недр национальной культуры, откуда-то из правремен, и остро резонирующего с настоящим. Для большего эффекта Батулла постоянно смешивает инструменты разного происхождения: татарский фолк, тягучая печальная песнь и картинка, отсылающая к замысловатым хоррорам, неоднородный пластический язык, в котором уживаются полузвериные движения, борьба, элементы брейк-данса и даже тени балетной классики. Все вместе это образует миниатюрную, запоминающуюся и очень страшную притчу — о болезненной тяге объединиться и невозможности это сделать, внутренней изломанности.

«sak-sok». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

ЭРНЕСТ НУРГАЛИ: МАЛЬЧИКИ ИСЧЕЗАЮТ

«Gentle Hearts». Сцены из спектакля.
Фото В. Луповского

Снова двое юношей на сцене. Больше похожие на андрогинов, неуловимые, мягкие. На фоне очередных всплесков скрепной гомофобии «Gentle Hearts» Эрнеста Нургали выглядит как манифест если не квир-культуры, то как минимум свободы идентификации. Здесь переизобретается само понятие «маскулинность». Нежнейший, деликатный лирический дуэт встраивается в длинную традицию размывания гендера в танце. Танцовщики попеременно «примеряют» на себя условно-женскую роль в паре. В пластическом рисунке то и дело возникают элементы, считывающиеся как феминные; чего стоят только эффектные «макгрегоровские» растяжки и сложные, сплетающие тела танцовщиков, поддержки. «Gentle Hearts» ненарративен, использует лишь технические средства, игру в знакомые сочетания в неожиданном исполнении — и на этом выстраивается «открытка многим». Что внутри — думать зрителю. То ли мальчики тоже плачут, то ли мальчики тоже любят, то ли это и вовсе не мальчики.

«Gentle Hearts». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

«Gentle Hearts». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

ПАВЕЛ ГЛУХОВ: КОМПЛЕКС ЧУЖОГО ПЛЕЧА

«Когда папа был маленький».
Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

«Когда папа был маленький».
Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

В «Когда папа был маленький» финалист прошлых сезонов Context Павел Глухов реконструирует опыт взросления. Это размышление, как дети (и по паспорту, и в душе) соотносят себя с большим миром, «взрослыми». В центре — хрупкая девушка (удивительно похожая внешне на старшую дочь хореографа) в огромном, с нелепо торчащими плечами папином пиджаке.

Глухов работает в уже прикипевшей к нему манере метафорического, поэтического танца. В «Папе» нет истории, но есть прослеживаемая метаморфоза «от А до Б». Главная героиня у него буквально проживает пубертат: от вылезания из-под родительской руки через освоение тела к собственной идентичности и осмыслению взросления.

Пластический рисунок полон небольших, обаятельных деталей, точно передающих и внешнее, и внутреннее ощущение «вырастания»: как по-цыплячьи высовывается голова артистки из-за огромной анонимной мужской руки, как угловаты сперва ее движения, как она постоянно подергивается, осваивая «мир», тот самый пиджак. Он, уютный и защищающий, большемерный и подавляющий, становится символом. Ворох стереотипов, ожиданий, предъявляемых окружающими и возникших в собственной голове, новых проблем — Глухов выбрал емкий образ, способный резонировать с опытом каждого зрителя, и построил вокруг него и идею, и запоминающееся пластическое решение. Ведь временами все мы — девочка или мальчик, которые барахтаются в слишком большой одежде, пытаются быть взрослыми, примеряя чужие установки и правила.

«Когда папа был маленький». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

«Когда папа был маленький». Сцены из спектакля. Фото В. Луповского

Октябрь 2020 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.