Вечер молодых хореографов.
Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva.
На сцене Гоголь-центра, Москва
Конкурсанты: Ольга Рыжкова, «Клетка»; Нурбек Батулла, «sak-sok»; Эрнест Нургали, «Gentle Hearts»; Ирина Сергеева, «ZI-MA»; Игорь Булыцын, «Астматический этюд».
Участники прошлых лет: Павел Глухов, «Когда папа был маленький» (при участии танцовщиков Челябинского театра современного танца); Кирилл Радев, «Пилигримы».
Хочешь говорить, двигайся. Этот подзаголовок пригодился бы Вечеру молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva, не будь он частью конкурса.
Вечер существует восьмой год. Можно говорить о сложившейся традиции, установках. Context занял любопытную позицию: их лицо — постоянное изменение. Вспоминая программу Вечера разных лет, можно реконструировать, куда клонило авторов, которые уверенно «стоят на ногах», но не стали модными.
В этом году на первом плане оказалось индивидуальное высказывание. Вынужденный простой во время изоляции дал хореографам мощный идейный толчок. Им захотелось говорить об окружающем мире. И не о «добром-вечном» (об этом российский современный танец рассуждает давно), а о сложном, краеугольном.
Вечер-2020 состоит из крепко сделанных, продуманных по языку и драматургии миниатюр, которые, по-хорошему, сложно сравнивать. Технически, идейно, визуально это семь отдельных микромиров. Но самые сильные (на взгляд автора) вещи похожи. В них ответы на актуальные вопросы формулируются при помощи тела, физического опыта.
Легких путей не искали. Назову наиболее сформулированные темы. Освоение мифа — Нурбек Батулла. Новая маскулинность — Эрнест Нургали. Взросление физическое и эмоциональное — Павел Глухов. Отсюда и техническая и визуальная несхожесть: для каждой задачи свой инструмент. Но благодаря интенции говорить о внешнем мире, об универсальных, проблемных вещах Вечер складывается как единое сообщение — концептуализируй это. Отвечай на вызовы телом.
НУРБЕК БАТУЛЛА: ВСЕГДА СЕЙЧАС
На сцене два молодых человека. Бритые головы, смуглая кожа, химические спортивные костюмы с Черкизона — стереотипные «узбеки», в смысле, который озвучил в давнем одноименном спектакле Талгат Баталов. Это Нурбек Батулла, хореограф и сам-себе-артист, и Марат Казиханов. Но «sak-sok» не бытовая зарисовка. Батулла, стабильно работающий с национальными мотивами, взялся за баит о братьях, которые не могут воссоединиться из-за проклятия. Он соединяет легенду и современность, выстраивает сложное, скорее ощущаемое, чем описываемое пространство мифа, одновременно растущего из недр национальной культуры, откуда-то из правремен, и остро резонирующего с настоящим. Для большего эффекта Батулла постоянно смешивает инструменты разного происхождения: татарский фолк, тягучая печальная песнь и картинка, отсылающая к замысловатым хоррорам, неоднородный пластический язык, в котором уживаются полузвериные движения, борьба, элементы брейк-данса и даже тени балетной классики. Все вместе это образует миниатюрную, запоминающуюся и очень страшную притчу — о болезненной тяге объединиться и невозможности это сделать, внутренней изломанности.
ЭРНЕСТ НУРГАЛИ: МАЛЬЧИКИ ИСЧЕЗАЮТ
Снова двое юношей на сцене. Больше похожие на андрогинов, неуловимые, мягкие. На фоне очередных всплесков скрепной гомофобии «Gentle Hearts» Эрнеста Нургали выглядит как манифест если не квир-культуры, то как минимум свободы идентификации. Здесь переизобретается само понятие «маскулинность». Нежнейший, деликатный лирический дуэт встраивается в длинную традицию размывания гендера в танце. Танцовщики попеременно «примеряют» на себя условно-женскую роль в паре. В пластическом рисунке то и дело возникают элементы, считывающиеся как феминные; чего стоят только эффектные «макгрегоровские» растяжки и сложные, сплетающие тела танцовщиков, поддержки. «Gentle Hearts» ненарративен, использует лишь технические средства, игру в знакомые сочетания в неожиданном исполнении — и на этом выстраивается «открытка многим». Что внутри — думать зрителю. То ли мальчики тоже плачут, то ли мальчики тоже любят, то ли это и вовсе не мальчики.
ПАВЕЛ ГЛУХОВ: КОМПЛЕКС ЧУЖОГО ПЛЕЧА
В «Когда папа был маленький» финалист прошлых сезонов Context Павел Глухов реконструирует опыт взросления. Это размышление, как дети (и по паспорту, и в душе) соотносят себя с большим миром, «взрослыми». В центре — хрупкая девушка (удивительно похожая внешне на старшую дочь хореографа) в огромном, с нелепо торчащими плечами папином пиджаке.
Глухов работает в уже прикипевшей к нему манере метафорического, поэтического танца. В «Папе» нет истории, но есть прослеживаемая метаморфоза «от А до Б». Главная героиня у него буквально проживает пубертат: от вылезания из-под родительской руки через освоение тела к собственной идентичности и осмыслению взросления.
Пластический рисунок полон небольших, обаятельных деталей, точно передающих и внешнее, и внутреннее ощущение «вырастания»: как по-цыплячьи высовывается голова артистки из-за огромной анонимной мужской руки, как угловаты сперва ее движения, как она постоянно подергивается, осваивая «мир», тот самый пиджак. Он, уютный и защищающий, большемерный и подавляющий, становится символом. Ворох стереотипов, ожиданий, предъявляемых окружающими и возникших в собственной голове, новых проблем — Глухов выбрал емкий образ, способный резонировать с опытом каждого зрителя, и построил вокруг него и идею, и запоминающееся пластическое решение. Ведь временами все мы — девочка или мальчик, которые барахтаются в слишком большой одежде, пытаются быть взрослыми, примеряя чужие установки и правила.
Октябрь 2020 г.
Комментарии (0)