«КуКЛОПодобная феерия» (по мотивам пьесы В. Маяковского «Клоп»).
Новоуральский театр кукол «Сказ».
Режиссер Александр Борок, художник Захар Давыдов, видеохудожник Юлия Михеева
«Аналогия» (по пьесам С. Мрожека «Серенада» и «Лис-аспирант»).
Челябинский театр кукол им. В. Вольховского.
Режиссер Михаил Яремчук, художник Ирина Хмарук
…Театральная жизнь, как, впрочем, и всякая иная, идет по кругу (только оптимисты-марксисты верят, что по спирали). В последней четверти прошлого века мастера легендарной «уральской кукольной зоны» (режиссеры Валерий Вольховский, Роман Виндерман, Виктор Шрайман, Анатолий Тучков, Михаил Хусид) сделали две вещи: вывели на кукольную сцену мировую драматургию и прозу и уравняли в правах куклу и актера в живом плане. Классики в их интерпретации (Брехт, Сухово-Кобылин, Гоголь, Шварц и сам Шекспир) звучали дерзко и даже оппозиционно, антизастойно, а вышедший из-за ширмы актер с открытым лицом транслировал главное послание спектакля, именно так было, к примеру, в финале великой «Карьеры Артуро Уи» Валерия Вольховского.
Прошли годы, и еще совсем недавно казалось, что современный российский театр кукол бесконечно далек от того, что делали уральские патриархи. Кукольная афиша «Золотой маски-2019», в которой впервые в истории фестиваля было целых десять спектаклей-номинантов, причем адресованных взрослому зрителю, продемонстрировала совсем иные тенденции. Да, самая высокая литературная классика (к примеру, «Дон Кихот» Виктора Плотникова или «Сад» Александра Янушкевича и Татьяны Нерсисян по пьесе «Вишневый сад»), но лишь как материал для экзерсисов в области формы, фантастически изобретательного формального театра. Прежде всего театра художника (уральские мастера тоже работали с грандиозными художниками, вспомнить хотя бы Марка Борнштейна или Елену Луценко, но все-таки ведущая роль была именно у режиссера). И позиция актера в театре художника переменилась: не равноправный союзник, но краска.
Но вот в уходящем сезоне 2018/19 случилось увидеть два спектакля, которые, не порывая окончательно с современными кукольными трендами, заставляют вспомнить и о прошлом. О впечатлениях — по порядку.
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В 1929-Й!»
«КуКЛОПодобная феерия» режиссера Александра Борока по «Клопу» Владимира Маяковского начинается с актерского баттла в фойе Новоуральского театра кукол. Нельзя обвинить Борока в погоне за модой, для него это, скорее, возвращение в прошлое: пару десятилетий назад, когда и слова-то такого — «баттл» — в обиходе не было, именно баттл Александр Борок и Сергей Плотов демонстрировали в их спектакле «Гамлет — русская народная скоморошина» Челябинского театра кукол. В Новоуральске баттл ведут три азартные актрисы бронебойного обаяния: Анастасия Сорвилова-Мужайлова, Татьяна Лузина и Наталья Климентьева. Их наряды заставляют вспомнить и о полотнах Малевича, и о времени их создания. А приглашая зрителей в зал, участницы баттла напоминают и о времени создания пьесы Маяковского: «Добро пожаловать в 1929 год!»
То, что придумал для этого спектакля художник Захар Давыдов, вызывает в памяти известную фразу про театр не как зеркало, но как увеличительное стекло. Персонажей «Клопа», представленных в виде разнообразных насекомых (привет от Франца Кафки), мы рассматриваем через гигантскую лупу на сцене между куклами и зрительным залом. Иван Присыпкин/Пьер Скрипкин (Андрей Данченко), как и положено, будет интересоваться зеркальным шкапом и мечтать отдохнуть у тихой речки, Маруся (Татьяна Лузина) страдать, Олег Баян (Александр Семенов) учить шикарным манерам. Живой план выйдет на первый, а цитаты из других сочинений Маяковского и шутки на злобу дня (особенно остро зал реагирует на все касающееся пенсионной реформы) потеснят событийный ряд пьесы.
Но настоящий разгул того, что обозначается оборотом «по мотивам», случится во втором действии. Перед ним в антракте в фойе покажут фильм в родченковской стилистике (оператором был сам Александр Борок), где двое ученых будущего, напоминающих инопланетян, решают, стоит ли размораживать и возвращать к жизни Присыпкина. Есть ощущение, что героя воскрешают не изо льда, а из… мавзолея. Кукла Присыпкина из второго акта — абсолютный шедевр художника Захара Давыдова. От насекомого в воскресшем столько же, сколько от того, что живее всех живых, зловещий неумирающий символ, вдруг отбрасывающий в прошлое всех обитателей этой стерильной и сверкающей (я бы сказал, пелевинской) научной лаборатории будущего. Здесь будут читать куски из поэмы «Владимир Ильич Ленин», тосковать по 37-му году, а пара стариков в инвалидных креслах (тоже дивные куклы и замечательные актерские работы Натальи Булдаковой и Александра Семенова) встанут (восстанут), когда зазвучит «Интернационал».
Лет тридцать назад Александр Борок и Сергей Плотов создали в Челябинске свой «Черный театр», где играли Хармса и Станиславского, но их главным созданием все же были «Рассказы о Ленине» — спектакль ернический, для того времени ужасно дерзкий и ужасно смешной. Мне кажется, своей новоуральской сценической фантазией по мотивам Маяковского Борок заявил (дописал) новую театральную главу этих «Рассказов…». Ему представляется, что это необходимо именно в наши дни. Я тоже так думаю. А новоуральский «Сказ», где спектаклей для взрослых не было с конца семидесятых (!), «КуКЛОПодобной феерией», несомненно, вписал новую главу в свою творческую биографию.
И ЕЩЕ ОБ АЛЕКСАНДРЕ БОРОКЕ. БОРОКЕ-АКТЕРЕ
Челябинская «Аналогия» Михаила Яремчука — это две пьесы Славомира Мрожека «о курах и лисах», а на самом деле о том, какими фантастическими и непреодолимыми становятся подавленные желания во времена тотальных запретов. Часть первая — «Серенада» (перевод Галины Гусаровой). Белый кабинет со скошенными стенами, на стенах — рисунки Леонардо. Над сценой — композиция из часов (подступ к текучим часам Дали, они появятся во второй части). Вообще много цитат из великой живописи, большей частью ХХ века. «Кур в летах» (я видел этот состав, есть другой, с «курами юными») опытные актрисы играют как истинные клоунессы: Блондинка (Арина Жарикова) — балетная пачка, но шляпа и «ласты» из «Снежного шоу» — катает за собой клетку с белоснежной курицей, Брюнетка (Наталья Балдина) — наряд из сексшопа для садо-мазо, ее черная курица в клетке-каталке похожа на гипертрофированную модель пениса, Рыжая (Марианна Тарасова) — ябеда, сплетница и подлиза в наряде морковного цвета. Актрисы работают бесстрашно, не боятся быть некрасивыми, уродливыми, смешными. Петух (Андрей Дрыгин) — мачо после менопаузы. Лис молодой (Александр Малышев) — гибкий, хлесткий, высокий, с виолончелью, смычок которой похож на хлыст. Красота порока, сексуальность, манкость. Такому и соблазнять не надо — сами налетят. Кукла Лиса — некий трансформер, модуль, арт-объект, голова (морда) живет вполне самостоятельной жизнью. Живой и кукольный планы спектакля взаимодействуют, перетекают друг в друга.
Часть вторая — «Лис-аспирант» (перевод Музы Павловой). Это, собственно, моноспектакль Александра Борока, чей герой (Лис) ведет диалог с мартышкой шарманщика, представленной статичной куклой. Бездна комплексов представителя более низкой ступени эволюции, лесть и обвинения, кружения вокруг и на месте, игра с рыжей шубой и куклой лиса, заговаривание собственных комплексов… Тень повешенного в финале, по поводу которой возможны любые фантазии. Праздник умного лицедейства, интеллектуальный и формальный изыск и сожаления о том, что Борок-режиссер так редко позволяет себе возвращаться к актерской профессии.
Александр Борок жизнью и творческой биографией связан с уральской кукольной зоной, успел застать ее если не расцвет, то вполне плодоносный финал, когда в середине восьмидесятых Валерий Вольховский позвал молодого актера, выпускника ЛГИТМиКа, в челябинскую труппу. Просто сегодня мне кажется важным заметить, что после трех десятилетий исканий на разнообразных творческих территориях Борок вернулся к тому, с чего начинал: человеку и человеческому внутри бурлящего социума. Для него и не только для него именно это становится главным на сцене. Сцене российского театра кукол, где, к счастью, нет никакой монополии на смыслы и формы, лишь цветущее многообразие. Хорошо бы и жизни самой брать пример с этих взрослых игр театра кукол.
Май 2019 г.
Комментарии (0)