Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Я НАПИСАЛ БЫ ВОСЕМЬ СТРОК О СВОЙСТВАХ СТАРОСТИ...

ПСИХОЛОГИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ КАК РАЗВИТИЕ

Говоря о старости, принято отмечать те или иные негативные и часто необратимые физиологические и психологические изменения. Одна из характерных особенностей стареющего человека — снижение темпа психической активности — проявляется в замедлении реакций, сужении объема восприятия, снижении сосредоточенности, ослаблении памяти.

Однако в настоящее время многие ученые убеждены, что старость характеризуется не столько угасающими способностями, сколько качественно отличной психикой, т. к. развитие человека представляет собой цепь качественных изменений. В многочисленных работах, посвященных позднему периоду жизни, подчеркивается, что одновременно с инволюционными процессами на всех уровнях организации человеческой жизнедеятельности возникают изменения прогрессивного характера, направленные на преодоление деструктивных нарушений и на достижение нового уровня самоосуществления личности.

Этот период, по данным психологов и психогенетиков, отличается и более высоким индивидуальным разбросом. Причем различия между людьми связаны не только с чисто психологическими параметрами (высокой или низкой самооценкой, уровнем развития познавательных функций, идентичностью и пр.), но и с высокой вариативностью в доминировании социального или биологического факторов. Для одной группы пожилых людей условия проживания и экологическая обстановка имеют первостепенное значение, и именно этими факторами определяются их память, мышление, мнение о себе. Для другой группы пожилых эти факторы, при всей их важности, не являются доминирующими, их самочувствие зависит главным образом от социальных факторов — статуса, востребованности, творческой и социальной активности.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Изучение познавательных способностей человека в пожилом возрасте показало их сложную и неоднозначную динамику, связанную с тем, что расцвет и спад различных когнитивных функций не совпадают по времени. Факт разнонаправленности в развитии словесной и образной форм познавательной активности отмечался разными авторами. Интеллектуальная сохранность в позднем возрасте обеспечивается главным образом за счет понятийного мышления, которое компенсирует снижение эффективности операций, отвечающих за пространственные преобразования и способы переработки информации. Остаются без каких-либо существенных изменений те познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к обобщению и пониманию значений слов. Более того, старшие возрастные группы демонстрируют значимое преимущество в тех заданиях, которые требуют опыта и словарного запаса. Пожилым людям только требуется больше времени при тестировании.

Своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только качественным изменением интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его организации. В пожилом возрасте сохраняются фаза контроля интеллектуальной деятельности и способность как к анализу, так и к синтезу. Однако в этом возрасте снижается познавательная гибкость, отмечается явная замедленность развертывания ориентировки в новой информации, возрастает время подготовки ответа при принятии решения в условиях неопределенности.

Неравномерно снижаются и различные функции памяти. Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление оперативной памяти особенно явно выражены по сравнению с ясностью воспоминаний далекого прошлого (явления «дальней реминисценции» и автобиографической памяти). Сохранной остается логико-смысловая память, которая помогает переработке и хранению логического и систематизированного материала, давая возможность преодолеть некоторые недостатки механической памяти.

Эти изменения в интеллектуальной сфере связаны с различиями в становлении и функционировании двух видов интеллекта, выделяемых психологами, — «кристаллизованного» и «подвижного», или «текучего». Текучий интеллект помогает решать задачи и проблемные ситуации, выходящие за пределы прошлого опыта. Здесь прошлые знания не могут помочь людям, а необходимость быстрого ответа даже замедляет поиски нужного решения. Поэтому возможности подвижного интеллекта с возрастом снижаются. Напротив, кристаллизованный интеллект связан с глубиной и объемом накопленных в течение жизни знаний и словесной памятью. Поэтому потенциал кристаллизованного интеллекта обнаруживает тенденцию к более полному раскрытию во второй половине жизни. Этим, в частности, объясняется факт высокой творческой продуктивности в зрелом и пожилом возрасте.

В пожилом возрасте развивается умение находить и ставить проблемы, что особенно важно в ситуации разнообразия, неопределенности повседневной жизни.

Ответ на вопрос о творческой продуктивности пожилых людей не является однозначным. С одной стороны, снижается способность к усвоению нового и способность к адаптации в изменяющихся условиях при достаточно высоком уровне сохранности и оперировании накопленными знаниями. С другой стороны, известно много примеров полной сохранности творческих возможностей до глубокой старости, что указывает на отсутствие строгой закономерности между увеличением возраста и снижением творческих способностей.

Широко распространен стереотип о том, что образ мысли старого человека консервативен, что старый человек с трудом усваивает новую, в особенности необычную информацию, что он не может творчески мыслить. Это мнение находит подтверждение во многих сферах общественной жизни — в быту, на производстве, в науке, искусстве. Однако большое количество исследователей опровергает его, доказывая, что многие ученые и деятели искусства сохраняют высокую работоспособность не только до пожилого, но и старческого возраста: Галилей закончил свои «Диалоги новой науки» в 72 года, Эйлер создал серьезные математические труды в 72 года, Бюффон между 67 и 81 годами написал лучшие тома своей «Естественной истории». Примеров можно привести множество.

У большинства людей, не занимающихся активной познавательной, творческой деятельностью, система взглядов, сложившаяся в молодости, с возрастом утрачивает способность перестраиваться под влиянием внешних или внутренних факторов. Этим объясняются устаревшие вкусы старых людей, их догматичность и недостаточная гибкость. Сужение круга интересов в позднем возрасте можно рассматривать как приспособительное явление, направленное на сбережение уменьшающихся возможностей организма и поддержание наиболее важных жизненных функций, то есть старого человека перестает интересовать все, выходящее за пределы его субъективного мира, а оставшаяся энергия направляется на основную форму активности — самосохранение.

Совсем иная картина наблюдается у лиц высокообразованных, у представителей творческого труда. Их деятельность требует максимальных умственных затрат, в нее включается вся система интеллекта и каждая отдельная функция. Отсюда следует, что вся система становится устойчивой к старению; спада умственной активности не наблюдается до самого преклонного возраста. Кроме того, активность творческой личности всегда выходит за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов, она взаимодействует с макросоциальной средой (политика, общественная деятельность).

Результаты последних исследований в области прагматической когнитивной компетентности пожилых людей подтверждают предположение, что развитие когнитивной компетентности у высококвалифицированных профессионаловне подвергается возрастному снижению, полностью сохраняясь в старом возрасте. В центре многих исследований прагматических функций интеллекта стоит изучение мудрости (возможно, одной из наиболее сложных тем в психологии познания). Полученные данные показали, что мудрость может быть операционализирована по пяти основным критериям: знание жизни, контекст цикла жизни, релятивизм ценностей, признание и управление неопределенностью, причем ни один из этих критериев не связан с возрастом.

В случае приобретения глубоких знаний и мастерства в некоторой области возрастных «естественных» снижений когнитивных функций не происходит. Например, не было обнаружено возрастного снижения когнитивных способностей у профессиональных пианистов, в то время как это имело место в сравнительной группе музыкантов-любителей.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Хотя идентичность людей в пожилом возрасте и претерпевает определенные трансформации, связанные с изменением системы ролей и статуса, в целом она остается положительной и адекватной. Этому способствуют такие факторы, как позитивный субъективный возраст, приятные воспоминания, положительные переживания при общении с окружающими, особенно с близкими людьми, высокий уровень психологического благополучия. Субъективный возраст, то есть тот возраст, с которым себя отождествляет человек, имеет большое значение на всех этапах жизни. Но в пожилом возрасте он начинает выполнять и своеобразную компенсаторную функцию, так как положительная иллюзия возраста помогает людям активно включиться в новые виды деятельности и расширить круг общения.

Не меньшее значение имеет и увлеченность своей работой или хобби и так называемая «временная перспектива» — представления о своем психологическом прошлом, настоящем и будущем.

Хотя пожилым людям более свойственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полутора лет. Такая перспектива позволяет человеку строить определенные планы и ставить реальные для достижения цели, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, дает уверенность в завтрашнем дне.

Говоря о конкретных индивидуально-личностных качествах, отмечают, что люди с высокими показателями экстраверсии и в пожилом возрасте более активны, имеют много интересов, вызывают доверие окружающих. Такие люди чаще испытывают удовлетворение старением, а потому меньше подвержены негативным эмоциям. Одним из важных индивидуально-личностных факторов является также открытость новому опыту, что позволяет не только легче принимать происходящие социальные изменения, но и выстраивать отношения с взрослыми детьми и взрослеющими внуками.

Открытость опыту дает возможность рассматривать личность пожилого человека как принципиально изменчивую систему, в любом возрасте активно конструирующую свой внутренний мир и мир своего социального взаимодействия. Важное значение открытости опыту и кристаллизованного интеллекта в преодолении негативных ситуаций было подтверждено результатами исследований эмоционального благополучия пожилых людей в ситуации пандемии. Наше недавнее исследование, в котором сравнивалось поведение и переживания молодых и пожилых людей в ситуации самоизоляции, показало, что, вопреки ожиданиям, все участники исследования не только искали информацию в интернете, но и доверяли этой информации больше, чем телевизионной. По-видимому, когда речь идет о важной для жизни информации, не только молодые люди, но и пожилые стараются получить данные из разных источников, в том числе из разных интернет-ресурсов. Особенно важным стал тот факт, что именно открытость опыту и интеллект позволили пожилым людям не только искать информацию в интернете, но и использовать новые технологии для преодоления ограничений, вызванных пандемией. Они активно общались с близкими и знакомыми в Skype и чуть реже посредством Zoom. Многие просматривали старые фильмы или спектакли, некоторые слушали концерты или совершали виртуальные туры по музеям. Таким образом, можно говорить о том, что обучаемость и отношение к новой технике и новому будущему не зависят от возраста, но связаны только с индивидуальными качествами человека.

Говоря о личности пожилых людей, нельзя обойти стороной и вопрос о кризисе пожилого возраста, который происходит приблизительно в 55–65 лет. Кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является таким же смыслообразующим, как и подростково-юношеский кризис, но гораздо более эмоционально насыщенным и в чем-то более драматичным. В отличие от подросткового, когда человек только строит планы на жизнь и осмысляет ее перспективы, кризис пожилого возраста — это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы — бессмысленны, недаром Эрик Эриксон писал о том, что этот возрастной период характеризуется выбором между двумя альтернативами: цельность личности — отчаяние.

Осознание цели и смысла своей жизни помогает человеку воспринять ее как единую, состоящую из ряда этапов личностного роста и становления. В противном случае жизнь кажется прожитой зря, состоящей из отдельных, мало связанных между собой периодов, и отчаяние становится альтернативой цельности и осмысленности жизни. В процессе «кризиса пожилого возраста» человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. С точки зрения эмоциональной насыщенности не имеет значения, проходит ли этот процесс на сознательном уровне либо осознается не полностью, открываясь человеку скорее в плане самоощущений, а не самосознания.

Потребность вложить в других частицу себя, своих стремлений, мыслей, открытий — одна из важнейших потребностей человека. Желание вложить что-то в других связано и со стремлением человека к бессмертию, со страхом смерти и, главное, страхом того, что после его физической смерти в мире ничего не изменится, никто о нем не вспомнит и все, что было им сделано, все его тревоги, открытия и радости уйдут вместе с ним. «Вклад в других», независимо от числа этих других, является важным фактором, стабилизирующим протекание кризиса пожилого возраста. Он дает человеку уверенность в его нужности, ощущение цельности и смысла прожитой жизни, снимает страх перед болезнями и смертью. Именно это делает этот кризис таким значимым для последующих лет жизни.

Человек в любом возрасте остается творцом своей жизни, создавая свой индивидуальный жизненный путь, в том числе выбирая сценарий старения как угасания или как нового качественного этапа развития.

Июль 2021 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.