М. Бартенев, А. Усачев. «Алые паруса».
Мюзикл-притча по мотивам романтической феерии А. Грина. Музыка М. Дунаевского.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Сусанна Цирюк, художник Алексей Тарасов
Повесть Александра Грина «Алые паруса» обычно интерпретируется в романтическом ключе. Ассоль защищается от нападок жестокого мира, верит в мечту и получает вознаграждение в виде «принца» Грея на корабле с алыми парусами. Композитор Максим Дунаевский и либреттисты Михаил Бартенев и Андрей Усачев, создавая оригинальную версию мюзикла на основе повести Грина в 2013 году, явно не стремились к сказочности. Грей, например, у них не прибывает из дальних стран, а ведет себя как человек с привычками и замашками частого посетителя кабачка «Маяк». В мюзикле заявлена социальная тема — уж слишком бедны жители деревни, чтобы верить в чудеса; и тема религии — выведен священник, сомневающийся в собственной вере. Музыка при этом кажется оторванной от либретто. Она будто устремляется вслед за героиней на поиски мечты и рождает ощущение, что чудо вот-вот случится, просто люди не в состоянии его увидеть и услышать. Основной конфликт вполне романтический — противостояние Ассоль и не понимающей ее толпы.
В спектакле Сусанны Цирюк знакомый сюжет приобрел довольно жесткие черты. Художник Алексей Тарасов создал антиромантическое пространство. Перед началом действия мы видим медиазанавес, на который проецируются волны, словно бьющиеся о край экрана. Когда занавес поднимается, по бокам сцены обнаруживается пара разбитых лодок, в центре — палуба корабля и высокий маяк, собранные из металлических жердей. Эти черные конструкции напоминают скелет гигантского животного, которое выброшено на морской берег. За счет поворотного круга и смещения подвижных конструкций место действия меняется, неизменна лишь общая мрачная атмосфера происходящего.
На заднике — узкая полоса экрана, окно, через которое видно море, недоступное героям, удаленное от них. В таком пространстве музыка Дунаевского кажется как будто архаичной, но это никак не нарушает общего замысла, скорее, наоборот — персонажи здесь действительно законсервированы каждый в своем мире, а музыка звучит будто из другого, счастливого времени.
Действие построено таким образом, что мы следим не за противостоянием Ассоль и мрачной, озлобленной толпы, а за тем, как упорно девушка избегает единственно реального в этом мире для нее счастья — брака с Мэннерсом-младшим, который в версии Цирюк мечтает об этом не из корысти или жестокосердия, он искренне любит Ассоль и даже имеет шансы на взаимность. Уже в либретто заложен сюжет о влюбленном Мэннерсе, который предлагает Ассоль замужество как возможность решить проблемы ее отца. В спектакле у героини помимо расчета есть и другие причины выйти за него. Мэннерс в исполнении Федора Федотова — привлекательный юноша, который единственный в этом жутком мирке пытается помочь Ассоль. Он здесь обаятелен и благороден: выправка, манера говорить и костюм — все подсказывает нам, что Мэннерс ближе к Ассоль, чем к остальной толпе.
В первой общей сцене Мэннерс насмехается над Ассоль, на радость толпе он накидывает на себя красную ткань, кривляясь, изображает несуществующего капитана Грея и подпевает хору «К нам приехал мистер Грей». Но стоит их взглядам встретиться — и складывается их дуэт с Ассоль, становится понятно, что за его ерничаньем прячется чувствок девушке.
Любовный сюжет развивается на фоне тотального разложения этого маленького мирка. Посетители кабачка поют, что им нужно только пиво, хоть оно «пена да вода», а вокруг только «соль и креветки». Запил и отец Ассоль Лонгрен (Алексей Титков) и попал в тюрьму. Священник (Артемий Веселов) мучается, оттого что теряет веру. И только Странник (Борис Ивушин) находит спасение в своих сказках и пытается утешить других.
При появлении Странника несколько человек выстраиваются за ним, изображая эволюционную цепочку. Нам будто намекают: «человек мечтающий» — вот высшая ступень эволюции. В дальнейшем, правда, это утверждение ничем не подтверждается. Вид Странника настолько маргинальный, что его проповеди воспринимают как бредни. «Для чего на свете рифмы? — Чтоб о них разбилась проза!» — кажется, в это верит только он. В лохмотьях, с грязными волосами, он приходит в кабак, где его слушают, посмеиваясь, а позже встречает девочку, у которой в руках только что подаренный отцом кораблик. Маленькую Ассоль Вероника Щербина делает светлой и сверхдоверчивой. Она верит Страннику, и ее ничуть не смущает его неопрятный вид. Этот и многие другие поступки Ассоль в спектакле не мотивированы ничем, кроме несокрушимой веры героини в собственное счастье. Когда Мэннерс называет ее сумасшедшей, он отдает себе отчет в том, что Ассоль нужно спасать.
Анна Слынько играет Ассоль «не от мира сего». Сперва ее героиня — прекрасная девушка с длинными волосами и в элегантном платье, позже — коротко остриженная, странно одетая. Капитан Грей ей грезится, и в ее мечтах он далек от романтического идеала. Грей (Дмитрий Ткаченко) в спектакле — часть мрачного мира, окружающего Ассоль. Впервые она встречается с ним лицом к лицу, когда тот приходит в кабачок «Маяк». Грея встречают там как завсегдатая — тут же подают вино, девицы окружают его, а Хозяйка «Маяка» (Анна Мигицко) и вовсе не дает прохода. Видно, что Грей не вернулся из дальнего путешествия — он здесь свой. Ткаченко играет пресыщенного жизнью парня, которому уже наскучили вечеринки, но чем заняться еще, он не понимает.
Сцену наблюдает Ассоль и вдруг переодевается, просит у Хозяйки разрешения станцевать для гостя. Она выкладывается в танце, ускользая из объятий капитана, лишь когда их поцелуй кажется неизбежным. В этом суть образа Ассоль — ее поступки не подчиняются логике. Стремление к любви, мечте превращает ее будто в сумасшедшую, из-за чего образ главной героини выходит плоским.
Совсем не то Мэри, мать Мэннерса, в исполнении Анны Лебедь. С одной стороны, в первой сцене Мэри спасает маму Ассоль от грубых приставаний Мэннерса-старшего. Мэри останавливает своего мужа, аккуратно забирает у женщины кулек с ребенком и прячет младенца от толпы. С другой стороны, Мэри пытается разрушить иллюзорный мир Ассоль, рассказывая, что отец девочки виновен в смерти ее мужа. Она разрывается между чувствами матери, которая боится, что сын свяжет жизнь со странной семейкой, и женщины, понимающей, что сына влечет к Ассоль. Актриса очень точна и убедительна и драматически, и вокально.
Настоящим драматическим персонажем вместо Ассоль становится Мэннерс-младший. В его арии, обращенной к Страннику: «Мир проживет без твоих чудес, жизнь не заменишь мифами», — звучат не только боль и страдание из-за собственной несчастной любви, он переживает за всех, кто баюкает себя пустыми мечтами. Ему удается уговорить Ассоль выйти за него замуж, после столкновения с реальностью в кабачке «Маяк» она согласна на все, лишь бы спасти отца от тюрьмы. Священник начинает обряд, и вдруг с колосников опускаются несколько красных полотен. На палубе мертвого корабля появляется Грей, абсолютно уверенный в успехе (в предыдущей сцене он приказал вымочить белые тряпки в красном вине, чтобы создать те самые «паруса»). Ассоль бежит к нему, забывая об обещании, данном Мэннерсу. Юноша пытается уговорить священника быстрее завершить венчание, чтобы уберечь девушку от ошибки, но получает отказ и смиряется со своей участью. Он сделал все, что мог, но Ассоль ослеплена навязчивой мечтой.
Жанр спектакля заявлен как мюзикл-притча. В чем же притчевость этого действия? Искать мораль бессмысленно. Здесь Ассоль ради своей мечты почти опускается на социальное дно, а стоило ли оно того? Неизвестно. Мэннерс, может быть, учит здравому смыслу, отказу от иллюзий, но и в этом тоже идеи нет — ведь вся жизнь благородного юноши разбивается о «сердцу не прикажешь». С другой стороны, уже в самой деромантизации известного сюжета содержится четкий режиссерский месседж подросткам, заполняющим зал, — мир жесток, и нужно быть готовым ко всем испытаниям. Кажется, что для такого поворота сюжета легкая, мелодичная, чересчур эмоциональная музыка Дунаевского не очень и подходит. Однако, полемизируя с музыкальным материалом, режиссер создает свою историю, историю про остров несчастья, куда не то что настоящие алые паруса, а даже дуновение свежего ветра проникнуть не может.
Заканчивается спектакль ложно-радостной песней «В любви не бывает рано, в любви не бывает поздно». А ведь если поразмыслить — Лонгрен едва избежал тюрьмы, Мэннерс теперь, скорее всего, потихоньку будет превращаться в своего отца, предводителя местных пьяниц, Ассоль тоже вряд ли обретет с Греем счастье — ведь на мертвом корабле с парусами из вымоченных в вине тряпок никуда не удастся вырваться. Даже если и получится поднять алые паруса, ветер перемен уже давно покинул этот мир. Тут полный штиль.
Февраль 2019 г.
Комментарии (0)