Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

«ПРАВЫЙ ПОДЛОКОТНИК — ТВОЙ»

Тимченко Е. В., Назаренко Е. А. Аня идет в театр.
Красноярск: ООО «Издательство Поликор», 2018.

В конце прошлого года Красноярский театр кукол отметил свое 80-летие. Не только праздничным вечером и банкетом (хотя и без них не обошлось, конечно). Сербский режиссер Никола Завишич поставил здесь к юбилею монструозное визуальное действо «Трансформация», слегка заплутав между Иеронимом Босхом и Дэвидом Линчем. Но все же подобный опыт для этого театра был нов и ценен. В Литературном музее имени В. П. Астафьева открыли выставку «Люди и куклы», актеры водили по ней увлекательные театрализованные экскурсии. Прошел содержательный международный форум «Раздвигая границы возможного: театр кукол в XXI веке», на котором выдающиеся историки и теоретики этого искусства Борис Голдовский и Марек Вашкель (Польша) читали лекции о прошлом и настоящем и прогнозировали будущее, Виктор Шрайман разоблачал режиссеров-«шаманов», Яна Тумина со знанием дела советовала быть поосторожнее с шаманами и рассказывала, что такое трюк в современном театре кукол, Евгений Ибрагимов (уже после юбилея ставший главным режиссером Красноярского театра кукол) поведал о непростом, но увлекательном сотрудничестве с БДТ и плачевном — с Губернским театром Сергея Безрукова.

К юбилею театр выпустил не скучный буклет с «братской могилой» из фотографий, а красивую книжку с картинками «Аня идет в театр» (издание осуществлено при поддержке грантовой программы «Книжное Красноярье»). Пятилетняя Аня, придуманная красноярской писательницей Еленой Тимченко и завлитом театра Еленой Назаренко, а нарисованная художницей-иллюстратором Евгенией Аблязовой, не только главный персонаж, но и адресат книги, представляющей собой популярный экскурс по истории мирового (и отдельно красноярского) театра кукол, описание специфики этого искусства, свод правил поведения в театре и советов, как научиться быть настоящим зрителем. Непростая задача — рассказать про все это так, чтобы ровесникам Ани было нескучно, во-первых, и понятно, во-вторых. К тому же надо учесть, что большинство из них книжку будут не читать, а слушать (и разглядывать картинки). Читать ее им будут родители или бабушки. Или старшие братья и сестры. У Ани из книжки есть такой старший брат — четырнадцатилетний Тимофей, знаток театрального этикета. Какие-то правила он открыл даже для такого довольно опытного зрителя, как я. Вот это, к примеру: «В театральном кресле правый подлокотник — твой. Если ты, конечно, разбираешься, где право, а где лево». Даже в Малом театре до сих пор не все разбираются! Тимофей бесценен как попутчик по театральным коридорам, буфету, зрительному залу, гардеробу, союзник по созданию домашнего театра (нельзя же после посещения «Трех медведей» не разыграть эту историю с домашними плюшевыми мишками). Он знает, «почему кошка не ходит в театр» (эта глава, впрочем, вызвала жесткую критику Алексея Киселева, чей кот Валера, как всем известно, не только ходит в театр, но и пьесы пишет не хуже Аси Волошиной. Но оставим Тимофею право думать так, как он считает нужным) и почему Ане еще рано смотреть «Хармса» Руслана Кудашова или, упаси боже, «Мелкого беса» Александра Янушкевича («взрослые» спектакли Красноярского театра кукол). Конечно, для современного тинейджера Тимофей какой-то слишком правильный (отличник, что с него взять) и даже благостный, но кто бы отказался от такого старшего брата?

Однако даже четырнадцатилетнему отличнику и эрудиту авторы не стали поручать пересказ популярных сведений о Пульчинелле, Полишинеле, Панче, Кашпареке, Петрушке и Карагёзе, театре вертепном и теневом, куклах планшетных, перчаточных, тростевых и марионетках (отдельно — о самых прекрасных сицилийских марионетках), великом петрушечнике Иване Зайцеве и просто великом Сергее Владимировиче Образцове, театре кукол Китая, Вьетнама, Индонезии, Индии, Италии, Германии, Чехии и Украины… Эти сведения, почерпнутые из трудов М. Королева, Б. Голдовского, Н. Смирновой, И. Соломоник и других авторитетных авторов и представленные иногда в виде прямых цитат, иногда в формате популярного и не всегда точного пересказа, прослаивают главы о театральных впечатлениях маленькой Ани. И до поры до времени адресованы, конечно, не столько ей, сколько поколениям родителей или ровесников Тимофея, ведь учиться быть просвещенным зрителем имеет смысл всю жизнь. Отчасти, конечно, есть ощущение, что авторы книги пытаются объять необъятное, а в «руках» (на страницах) остается только часть того, что есть театр кукол. Но часть ведь больше, чем пустота.

В книге много ярких и познавательных картинок, замечательных фотографий (отдельная песня — фотолетопись странствий красноярских кукольников по своему необъятному краю на телегах, грузовиках, фургонах и пароходах), есть карта театров кукол Сибири и описание каждого из них и «Театральный словарь» на последних страницах, из которого я узнал, что то, на чем я провел немало часов в зрительном зале, называется страфонтеном.

Февраль 2019 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.