…Во времена почти былинные (девяностые годы прошлого века) в Челябинском ТЮЗе служила завлитом Римма Дышаленкова. Поэтесса и ведунья, сивилла. Что-то тайное, сокровенное знала она о прошлом и настоящем, умела предсказывать будущее. Я любил приходить в гости в ее кабинет. Римма Андрияновна заваривала чай с душистыми травками, гадала на числах Пифагора (все сбылось), а в ответ на мои смешные претензии («Какие ужасные спектакли вы играете, Римма Андрияновна…») замечала с рокотом в голосе: «Сын мой, зато я знаю, что, пока эти дети сидят в нашем зале, они никого не убьют».
И, надо сказать, это как-то примиряло с искусством театра детской радости. Так вот, Римма Андрияновна иногда писала о своих актерах. Не творческие портреты, а короткие эссе, которые посвящала тому, что в даровании описываемого лицедея ей казалось главным. Текст об Ольге Теляковой был посвящен голосу актрисы, его хрустальной чистоте и звонкости, умению, подобно лучу света, пронзать зрительный зал, мистической силе, пленявшей не только зрителей, но даже голубей, обитавших тогда под крышей старого театра (бывшего Народного дома) на челябинской площади Революции. К другим актерским голосам птицы были вполне равнодушны, а вот во время монологов Ольги Теляковой — маркизы де Сад из пьесы Юкио Мисимы норовили слететь к ней на сцену, что совершенно не входило в замыслы режиссера спектакля Андрея Приходько, ученика Петра Фоменко.
«До сих пор, вспоминая твой голос, я прихожу в возбужденье…» (Иосиф Бродский). В 2000 году режиссер Наум Орлов, «изменив» Челябинской драме, которой к тому времени руководил почти три десятилетия, поставил в Челябинской опере ораторию А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре», где впервые встретился в совместной работе с Ольгой Теляковой — Жанной. Этот замечательный спектакль большой формы, настоящая мистерия, сценическое полотно, прожил, увы, не слишком долго: сложно было собирать каждый раз безумное количество актеров разных театров, детей из театральных студий, хористов и музыкантов. Но пока он шел, были зрители (я из их числа), которые ходили на каждое представление «Жанны…». Прежде всего — чтобы услышать, как без поддержки оркестра, а капелла, хрупкая героиня пропевает несколько строчек и голос, не претендующий на оперную звучность (роль драматическая), заполняет огромную сцену, перелетает через оркестровую яму и зависает в звенящей тишине затаившего дыхание зрительного зала. В этой Жанне не было фанатизма или экзальтации, была настоящая вера или, быть может, мольба о такой вере и мире.
Тогда показалось, что большая актриса наконец-то нашла своего большего режиссера. Сотрудничествобыло продолжено уже на тюзовской сцене, где Наум Орлов поставил ибсеновский «Кукольный дом» с Ольгой Теляковой — Норой. Спектакль глубокий и тонкий, психологически выверенный, элегантный. В нем была горькая и мудрая интонация прощания. Героиня прощалась с любимым домом и человеком, который оказался ниже ее любви, а режиссер — быть может, неосознанно — с самой сценой. Вскоре после этой премьеры Наума Юрьевича не стало. Челябинская драма сейчас носит его имя, но в репертуаре ее давно нет ни одного спектакля Наума Орлова. А вот «Кукольный дом» в театре, который теперь уже не ТЮЗ, а Молодежный, идет, и Нора, конечно, неизменна. Все вводы на другие роли делает сама Ольга Васильевна, и в точности и тонкости этой работы много не только профессионализма, но и верности своему мастеру.
Она вообще человек очень верный. В труппу Челябинского ТЮЗа поступила в 1980 году (а дебютировала на его сцене еще раньше, студенткой актерского отделения музыкального училища, мастером курса был Игорь Перепелкин, а педагогом замечательный актер Александр Мезенцев) и других театров для себя не искала, хотя на «взрослой» сцене судьба, возможно, могла сложиться иначе. А весь тот тюзовский репертуар, что неизбежен для хрупкой актрисы со звонким голосом, всех мальчиков и девочек, зайчиков и поросят, много лет играла с азартом и любовью. Порою утром выходя на сцену Пятачком, а вечером — маркизой де Сад или Гамлетом.
Среди «детских» ролей был один абсолютно трагический персонаж — Минька из «Минькиного детства» по прозе Михаила Шолохова, спектакля, поставленного Тенгизом Махарадзе в начале восьмидесятых. Ребенок, выброшенный взрослыми в мир, содрогающийся от ужасов гражданской войны, стремительно взрослеющий (стареющий!) в холодном пространстве, где свистят пули. Будущий Гамлет просвечивал в этом Миньке.
Вся первая половина актерской биографии Ольги Теляковой прошла в театре, главным режиссером которого был Тенгиз Махарадзе. Разумеется, он ценил ее. «Замечательная актриса. Безупречно профессионально оснащенная. Умеющая все, что надо уметь на сцене. Упорная. Работоспособная. Талантливая», — так ответил однажды на мой вопрос о Теляковой. И запоминающихся ролей в его спектаклях она сыграла немало: тот же Минька, или изысканно красивая, безупречно передающая стиль и сам дух комедии дель арте Анжела в «Короле-Олене» К. Гоцци, или кокетливая чеховская вдовушка из «Медведя»… Многое можно вспомнить. Но выстраивать репертуар с учетом уникальности дарования актрисы, превращать ТЮЗ в театр Ольги Теляковой Тенгиз Александрович явно не собирался и, наверное, был в своем праве. В какой-то момент (в девяностые годы) стало совершенно очевидно, что на этой сцене у Теляковой совершенно особое положение.
Что сыграно ею в 90-е? Один из Гамлетов (всего их в том спектакле было четыре) в «Гамлете» режиссера Валерия Рыбакова. Это был неровный и во многом путанный спектакль. Гамлет Ольги Теляковой появлялся ближе к финалу, в третьем акте с его рассеянным светом, белоснежными костюмами, сомнамбулическим ритмом сцены дуэли, когда шпаги бесконечно долго летели в воздухе. «Нить потустороннего вплетается в здешнее… время образовало провал в вечности» (из заметок Л. Выготского о «Гамлете»). Хрупкая, вытянутая в струну, с бесстрастным лицом и перехваченными лентой льняными волосами Ольга Телякова существовала в пространстве, где над курганом с пыльной землей и сухой травой медленно качался огромный маятник. Гамлет-эльф, дух, высший посланец и свидетель, но и обиженный ребенок. Когда не так давно я увидел Гамлета Лауры Пицхелаури в спектакле Юрия Бутусова, то вспомнил того Гамлета Ольги Теляковой.
После была «Маркиза де Сад» Андрея Приходько — роль строгой формы и редкой чувственности, где внешняя статика и бесстрастность интонации огромных монологов взрывались внутренней страстностью. Были интересные роли в спектаклях Анатолия Праудина (Бетсинда в «Фее Теккерея» по пьесе Н. Скороход и Николь в мольеровском «Мещанине во дворянстве»), ввод на роль шута в знаменитую «Бурю» Бориса Цейтлина, которую он тогда ненадолго перенес на челябинскую сцену, дивный дуэт с Валерием Егоровым в цейтлинской же «Синей бороде». А еще Одинцова в тургеневских «Отцах и детях» в постановке Алексея Бородина — мраморная статуя, гранд-дама ледяной красоты и ледяного одиночества, роман с которой обречен на безответность.
Актриса была в прекрасной форме и прекрасной поре. Именно тогда Виктор Калиш написал о ней на страницах «Московского наблюдателя»: «…снова удивила звезда тюзовской труппы Ольга Телякова, в которой были и лирика, и и душевный излом, и гримаса, и истинная красота». Вот только главные режиссеры в Челябинском ТЮЗе с конца девяностых (после ухода из театра Тенгиза Махарадзе) менялись так быстро… Хотя с каждым из них Ольга Телякова успевала сделать запоминающуюся роль или роли. С Игорем Перепелкиным — плясунью Эсмеральду в «Соборе Парижской Богоматери». С Борисом Цейтлиным — героиню «Синей бороды» и лабораторные штудии по «Неточке Незвановой». С Александром Каневским — несколько музыкальных спектаклей (она лучше всех пела песенки Вертинского в «Прощальном кабаре», была замечательной главной героиней в «Целуй меня, Кэт!»). С Владимиром Ореновым — главного героя спектакля по рассказу Анатолия Кузнецова «Артист миманса». Этот Илья Ильич казался родным братом гоголевского Акакия Акакиевича и был сыгран с поистине чаплинской грацией (вот только спектакль прошел всего несколько раз).
Потом наступило режиссерское безвременье, когда творческий масштаб иного главного или приглашенного и в лупу было не разглядеть. Что делать большой актрисе, не желающей покидать свой дом, в эту пору? Играть новые роли, они были, но уже не вызывали прежнего отклика зрительного зала. Спасением стал «золотой запас»: тот же «Кукольный дом» или спектакль «На балу удачи». Историю жизни Эдит Пиаф режиссер Михаил Филимонов поставил для Ольги Теляковой в начале нового века. Все песни в нем она исполняет живьем. «Лучше, чем Пиаф!» — убеждают восторженные поклонники спектакля. Конечно, не лучше, но ведь не хуже, по-своему, с годами все больше вкладывая в эти песни опыт собственной жизни на сцене и просто жизни, опыт потерь и веру в то, что самое главное происходит вот в этот момент, когда она остается один на один со зрительным залом. Вообще же Ольга Телякова всегда пела, еще в училище педагоги уговаривали ее перейти на вокальное отделение. В период, когда сцена не слишком радовала, работа находилась на концертной эстраде: выступления с оркестром русских народных инструментов «Малахит», программы французского шансона, романсов, песенок Вертинского.
…Так вот, снова о голосе. После довольно долгого перерыва я увидел (услышал!) Ольгу Телякову в «Тартюфе», не так давно поставленном в Челябинском молодежном театре Искандэром Сакаевым. Не самая выигрышная роль — госпожа Пернель. Спектакль идет на абсолютно пустой сцене, актеры начинают из глубины. Признаться, не всех слышно и понятно. Но голос Ольги Теляковой пронизывает зал с первого звука, рождая вольтову дугу чистейших эмоций. Актриса по-прежнему (неизменно!) в прекрасной форме, а сейчас еще и в активной работе: когда пишутся эти строки, она репетирует главную героиню «Валентинова дня» Ивана Вырыпаева. Спектакль ставит Тимур Насиров.
Февраль 2019 г.
Комментарии (0)