
-
«Сильфида». Г. С. фон Левенскольд.
Астраханский театр оперы и балета.
Хореография Августа Бурнонвиля, воспроизведение хореографии и постановка Дмитрия Гуданова.Еще одно летучее создание поселилось на российских просторах — теперь и в Астраханском оперном есть «Сильфида». Балет, не слишком часто появляющийся в репертуаре провинциальных театров: «за романтизм» обычно отвечает «Жизель», а далее худруки не задерживаются в начале XIX века и с облегчением насыщают афишу большой русской классикой — она точно лучше продается. Но Дмитрий Гуданов, второй год возглавляющий балет в Астрахани, и будучи премьером Большого театра не искал легких путей, и теперь ставит своей труппе нетривиальные задачи.
-
«Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона».
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Леонида Якобсона.
Сценография Валерия Левенталя, Вячеслава Окунева, костюмы Вячеслава Окунева, Татьяны Ногиновой и Анны Якущенко, свет Евгения Ганзбурга и Камиля Кутыева.На Новой сцене Мариинского театра Санкт-Петербургский академический театр балета имени Леонида Якобсона представил премьеру сезона — программу «Вне времени», состоящую из хореографических миниатюр своего основателя. Необычайно удачное название маркирует чувство той ошеломительной новизны, которое вызывали работы Якобсона у его современников. Ровесник Джорджа Баланчина, выпускник петербургской балетной школы (класс Владимира Пономарева), последователь Михаила Фокина, он всегда следовал «против течения». В пору господства «высокоидейных» многоактных балетов он обращается к хореографической миниатюре, остававшейся его излюбленной формой на протяжении всей творческой жизни.
-
Когда кругом иноагенты,
Любой твой друг — иноагент,
Для поздравлений-комплиментов
Как будто точно — не момент.Когда в испуге от короны
Планета плавится, плывёт,
На ум приходит время оно
И чёрный ворон у ворот,Когда свободу слова душат,
Когда закрыт Мемориал,
Когда — потоп и нету суши,
Зачем успех и полный зал? -
«Господа проклятые». По мотивам романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Небольшой Драматический Театр.
Автор инсценировки и режиссер Вадим Сквирский, художник Екатерина Угленко.В юбилейный год Ф. М. Достоевского, когда многие театры инсценируют его произведения, НДТ выпустил «Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Спектакли по Достоевскому в репертуаре театра есть. Это и «Преступление и наказание» (2012) В. Сквирского, и «Братья Карамазовы» (2016) Л. Эренбурга, где Сквирский режиссер-соавтор. Оба эти спектакля ставились как студенческие дипломные работы, оба с некоторыми изменениями в составах перешли на сцену НДТ, на обоих курсах Сквирский был еще и одним из педагогов. Из восьми исполнителей «Господ» шестеро — с «карамазовского» курса. А Константин Шелестун, исполняющий роль Иудушки Головлева, тоже был их преподавателем и играет со своими студентами и Федора Павловича в «Карамазовых». Ситуация «семейная», где все друг другу почти родня. Неудивительно, что и в спектакле по Щедрину в ситуациях и характерах, в поведенческих мотивах и манере игры возникают отсветы и ракурсы «достоевские».
-
«Процесс». По мотивам романа Ф. Кафки.
Александринский театр.
Режиссер и автор инсценировки Аттила Виднянский, сценография и костюмы Марии и Алексея Трегубовых.Александринский театр не чужой Аттиле Виднянскому. Аттилла Виднянский не чужой русскому театру, русский театр не чужой венгерскому, Венгрия чуть ли не главный европейский раскольник по части интеграции, Россия против европейской интеграции в принципе. Это взаимосвязанный процесс. Петельки-крючочки на непрозрачный политический лад. Тут есть о чем думать и говорить.
-
«Любовные письма».
Pop-up театр.
Режиссер Семен Александровский, продюсер Анастасия Ким.Двадцать лет назад с незначительной разницей во времени социологи Майкл Булл и Жан-Поль Тибо опубликовали статьи, в которых размышляли о том, каким образом человек, слушающий плеер, может регулировать процесс постижения города и, как следствие, управлять вызываемыми чувствами и эмоциями. Аудиопрогулки — практический пример реализации теоретических научных размышлений. Семен Александровский и Анастасия Ким создают свой спектакль «Любовные письма» на стыке искусства и науки. Другими словами — соединяя театр и sound studies. За рубежом эта дисциплина возникла в 1960-е, институционально оформилась ко второй половине 1970-х. В России же появилась совсем недавно. Тем интереснее наблюдать, как театральные режиссеры самостоятельно нащупывают решения того, о чем размышляли в начале нынешнего века и продолжают говорить эксперты, специализирующиеся в указанной области социологии.
-
«Дикая утка». Г. Ибсен.
Новосибирский театр «Красный факел».
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко, драматург Ольга Федянина.
Студия телевизионных решений «Гамма».
Режиссер видеоконтента Анастасия Журавлева, ведущий оператор Владимир Бурцев.Тимофей Кулябин в третий раз обратился к Ибсену после «Гедды Габлер» в «Красном факеле» и «Норы» в Шаушпильхаусе в Цюрихе. И снова в его спектакле пьеса, написанная почти 150 лет назад, обрела сегодняшнее звучание. В «Дикой утке» режиссер не впервые пошел по пути поиска современных соответствий, размышляя о том, какими герои Ибсена могут быть сейчас. Его интересует, как они выглядят, как разговаривают, как себя ведут, и почему ситуации, в которых они оказываются, становятся для них фатальными.
-
«Мойры Богудонии». К. Федоров.
Таганрогский камерный театр (ТаКТ).
Режиссер Нонна Малыгина, сценограф Константин Илюхин.Яркий круг на заднике: это и окно в мир, и волшебный экран, по которому проплывают знаковые места города. Они составляют обычный экскурсионный маршрут: от паровоза, который стоит на привокзальной площади как символ победы восставших ополченцев над юнкерами-белогвардейцами в январе 1918 года, до памятника Петру Первому. Будут на маршруте и скульптурные портреты Александра I, Чехова, Раневской... А вот и торговые вывески. Заканчивается этот «информационный портал» надписью «Бог и я», потом «и» деликатно отодвигается, пропустив несколько букв, и возникает имя: Богудония (на сцене она обозначена снастями, сетями, бочкой, досками...).
-
«Фауст». Ш. Гуно.
Пермский театр оперы и балета.
Режиссер Василий Бархатов, дирижер Артем Абашев, сценограф Зиновий Марголин, художник по костюмам Ольга ШаишмелашвилиВасилий Бархатов превратил «Фауста» Гуно в кошмарный триллер с захватом заложников.
Первое, что видит зритель, придя на премьеру «Фауста» — гроб с откинутой крышкой: в нем лежит юная рыжеволосая особа. Справа и слева от гроба застыли скорбящие родственники и близкие: в почетном карауле — бравый офицер в мундире, юноша в бесформенной рубахе, девушка-рокерша с кислотно-розовой шевелюрой, хмурый священник. Скорбный ритуал прощания нарушается приходом незваного гостя: почтенный седовласый джентльмен пытается приблизиться к гробу, но его грубо оттаскивает и выгоняет взашей внезапно разъярившийся военный. Занавес скрывает сцену; и только тут вступает оркестр.
-
«Farm Fatale».
Vivarium studio (Франция) и Münchner kammerspiele (Германия) в рамках фестиваля NET.
Режиссер Филипп Кен.На фестивале NET, проходящем при поддержке Фонда Михаила Прохорова, показали спектакль Филиппа Кена «Farm Fatale».
Пять пугал — Рассел, Мит, Глобби, Сиси и присоединившийся к ним Пекюше — живут на своей маленькой ферме, играют музыку, ведут передачи экологической — и, как выясняется, активистской — радиостанции, взращивают и охраняют какие-то загадочные светящиеся яйца, от которых, как они надеются, возродится жизнь на Земле. Пугала неловко ходят, у них резиновые лица-маски, на голове помятое сено, микрофоны они приматывают к вилам, домашнее животное механическое, птиц они включают пультом. Они бесконечно милые.
-
«Сказки шута и короля». Н. Федорова.
Театр Karlsson Haus.
Режиссер Кирилл Люкевич, художник Марина Завьялова.Зрители рассаживаются, подгоняемые строгим голосом пока неизвестного нам персонажа в красном спортивном костюме, этакого приблатненного пацанчика из пригородной электрички. В центре помост-стол, на нем труп, щедро обставленный искусственными цветами. Мерцает лампа дневного света. Но как только мы рассядемся на матрацы, а шут (а это он — обладатель сурового голоса) скажет нужные слова, — мертвец оживет. Вытащит откуда-то корону и заявит нам в стихах, что хоть он и умер, но править нами не перестанет. У зрителей тут тоже есть роль — подданных этой неизвестной страны.
-
О Международном фестивале современного танца «На грани» (Екатеринбург).
Десятый, юбилейный фестиваль его организаторы задумывали еще два года назад, однако сложные ковидные времена спутали все планы и внесли коррективы в афишу. Тем не менее, удалось не только собрать беспрецедентную по насыщенности пятидневную программу, но и показать ее офлайн. Фестиваль был посвящен памяти Михаила Сафронова, два десятилетия (1999–2019) возглавлявшего Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, который стал главной фестивальной площадкой и в этот раз. Талантливый продюсер и руководитель, увлеченный театральный деятель, Сафронов в течение многих лет делал все, чтобы «На грани» развивался и расширял творческие горизонты.
-
«Дон Хиль Зеленые Штаны».
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.Тирсо — автор великих пьес маньеризма, в которых театр подражает театру, а форма игры — или, иными словами, само искусство — есть лучшая версия жизни. Тирсо де Молина на порядок менее оптимистичен, чем Лопе де Вега, в нем будто больше тревоги по поводу жизни, и именно с этим связан программный уход в театральное. В качестве протагониста у драматурга непременно выступает женщина — ее блистательный ум и хитрость порождают реальность искусства, оборачивающуюся лабиринтом, подчас довольно опасным, не только для тех, кто оказывается втянут в игру, но и для нее самой. Кажется, сегодня тирсовская тема человека играющего, чье отражение дробится во множестве зеркал, могла бы прозвучать актуально.
-
О фестивале «Волшебная кулиса»
В Перми завершился традиционный фестиваль-конкурс «Волшебная кулиса». В афише, как всегда, спектакли театров Пермского края, выпущенные за минувшие два года и рекомендованные критиками. Что было не «как всегда»?.. Из-за ухудшения эпидемиологической обстановки программу в срочном порядке переформатировали, и спектакли из Лысьвы, Кудымкара, Губахи, Березников и Чайковского не приехали в столицу края, наоборот — жюри колесило по этим городам, намотав за неделю больше тысячи километров по дорогам и проведя 35 долгих часов в пути.
-
Среди чумных докторов на обложке резвятся театральные зайки. А что еще остается делать? Живем, делая вид, что все нормально, согреваем носы масками…
Осень-2021 выдалась театрально насыщенной, пандемия вообще парадоксальным образом заставляет театры работать — как никогда (а вдруг завтра закроют?), премьеры не охватить ни глазом, ни сознанием. А поскольку в прошлом номере о спектаклях мы не писали вообще (хотя ежедневный блог вполне фиксирует общероссийский процесс), то этот переполнен новыми спектаклями. А еще — два интервью с драматургами-антиподами (драматургичками?) Светланой Баженовой и Асей Волошиной, п еще большая творческая женская компания драматургов и режиссеров (режиссерш и режиссерок?). А еще…
Зачем пересказывать. Читайте. А мы переходим в свой 30-й юбилейный год…
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
«Царевна-лягушка». Е. Черняк.
Драматический театр Балтийского флота.
Режиссер Ярослав Морозов.Актеры выходят на сцену и, выстроившись в линию, представляют друг друга, будто чванливые конферансье на пышной церемонии. «Волшебная сказка для детей, — хорошо поставленным голосом, важно, с чувством собственного достоинства, — и их родителей», — жеманничая и кривляясь, анонсируют они. В этом почти клоунском зачине вполне отчетливо задаются правила игры: во-первых, никакой русской народной сказки с длинными косами и румяными щечками; во-вторых, заигрывания с детьми тоже не в этот раз; в-третьих, впереди нас ждет час (как указано в программке) залихватской постмодернистской иронии. Ну, понеслась.
-
«Андерсен. Как я выжил».
Творческое объединение «АП-Арт».
Автор идеи, текста и музыки Антон Коробейко, режиссер Алексей Егоров, художник Анастасия Пух.В программке спектакля «Андерсен. Как я выжил» Антон Коробейко аттестован как поэт, писатель, музыкант, создатель группы «Простые вещи». И все тут верно: Антон пишет песни на собственные стихи, в центре спектакля — группа «Простые вещи» и он сам с гитарой как автор лирических песен, сопровождающих действие, автор литературной основы «Андерсена», автор книг «Как я выжил» и «Коробей про зверей». Но для меня Антон Коробейко навсегда остался студентом-театроведом на правой дальней парте у окна, хотя по театральному делу он в жизни не пошел, а стал «поэт, писатель, музыкант».
-
Если и останутся в истории XX века имена цирковых режиссеров, то имя Валентина Гнеушева будет в этом списке первым. Вряд ли можно найти художника, не просто сильно, но бесповоротно повлиявшего на отдельный вид искусства так, как это сделал Гнеушев в отношении цирка. В пределах отдельных, казалось бы, бесхитростных номеров он сумел найти и показать миру особенный способ соединения эстетики и философии, создающий образы на века, определяющий вектор художественного развития. Без Гнеушева другими были бы опыты Финци Паски, Цирка дю Солей, Франко Драгоне. Без Гнеушева не было бы многих идей и находок цирка нуво.
-
«Путеводитель по балету». Музыка П. И. Чайковского и Н. Хрущевой.
Пермский театр оперы и балета.
Музыкальный руководитель постановки и дирижер Артем Абашев, хореография Мариуса Петипа и Антона Пимонова, художник-постановщик Степан Лукьянов.Большой балетной премьеры в Пермском оперном ждали больше трех лет — столько времени прошло после выпуска роскошной классической «Баядерки». За это время в театре и балетной труппе произошло много перемен, от ухода из жизни репетиторов и отъезда солистов до смены руководителей балетной труппы и директора театра. «Путеводитель по балету» явно был задуман как беспроигрышный козырь к 150-летию существования городской Оперы и презентация нового худрука балета Антона Пимонова.
-
«Катарина, дочь разбойника». Ц. Пуни.
Красноярский театр оперы и балета.
Хореографы Сергей Бобров, Юлиана Малхасянц, дирижер Иван Великанов, сценограф Альона Пикалова.Премьера в Красноярске стала одним из самых важных балетных событий нынешнего сезона. Может быть — самым важным. По значимости она равна «Сильфиде» Филиппо Тальони, поставленной полвека назад Пьером Лакоттом в Париже. После бурных шестидесятых, богатых революционными открытиями в танце, Лакотт предложил французам вглядеться в древнюю легенду, как бы восстановив (а точнее — стилизовав) спектакль 1832 года. В Красноярске же после двадцати лет движения в сторону экспрессивной, витальной, распахивающей-душу-настежь хореографии Сергея Боброва сам Сергей Бобров — худрук театра — поставил в план и осуществил постановку еще одной почтенной легенды. На сцене появился балет Цезаря Пуни, впервые сотворенный в 1846 году в Лондоне Жюлем Перро. И это — нежнейшая стилизация спектакля XIX века, будто отгораживающая от зрителя весь шум и всю ярость нынешнего столетия.
комментарии