
-
Руководитель детского театра «Мерак» Юлия Цветкова помещена под домашний арест по подозрению в распространении порнографии. Подозрение Следственного комитета вызвал комикс о женском теле, размещенный в феминистском паблике с возрастным цензом «18+», носящий сугубо просветительский характер. Привлек внимание следствия и спектакль «Голубые и розовые», который поставила в театре «Мерак» Юлия Цветкова, спектакль о гендерных стереотипах, навязываемых обществом, и о таких явлениях, как школьная травля.
Ассоциация театральных критиков обратилась в СК с письмом. Письмо АТК принято кворумом голосов членов Ассоциации по итогам общего голосования.
-
«Игрушки».
Компания SIGNA на фестивале «Новый Европейский Театр».
Концепция и текст Сигны Кёстлер, режиссура Сигны и Артура Кёстлер.Ценность «Игрушек», представленных датской компанией SIGNA на бывшем Заводе слоистых пластиков, не в том, что занятые в этом интерактивном спектакле молодые российские актрисы действительно свободно идут на контакт, естественно взаимодействуют с тобой, провоцируют на взаимодействие и свободно импровизируют в рамках роли и заданных обстоятельств. Не в гиперреалистической среде, замкнутой и кошмарной. А в том, что ты не можешь выбрать «безучастие».
-
С 25 по 27 ноября Упсала-Цирк превратился в территорию неведомой пока российскому зрителю «новой магии». В течение трех дней здесь при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге вела свой впечатляющий мастер-класс Валентина Лоссо, не только показав множество примеров из спектаклей, но и объяснив — до нюансов — технические особенности их воплощения.
«Новая магия» — отдельное и уже очень значительное направление в искусстве. Оно не определяется как жанр, как вид искусства, напротив, стремится заполнить собой территорию цирка, пластического и драматического театра, оперы и даже музейных инсталляций. Идея «новой магии» родилась во Франции, и сегодня в этой зоне экспериментирует целый ряд различных компаний. К числу главных принадлежат «Les Monstres» Этьена Саглио, «L’Absente» Яна Фриша и компания «14:20» Клемана Дебайеля, Рафаэля Наварро и Валентины Лоссо. О принципах «новой магии» Валентина Лоссо рассказала в коротком интервью.
-
«Йыван Кырла. Путевка в жизнь».
Марийский Национальный театр драмы им. М. Шкетана.
Режиссерская и литературная композиция Степана Пектеева, художник Катерина Андреева.В рамках I Фестиваля национальной драматургии в Йошкар-Оле был показан эскиз будущей премьеры «Йыван Кырла. Путевка в жизнь». Несмотря на то что режиссер Степан Пектеев нынешнюю постановку скромно обозначил как эскиз, зрители увидели полноценный спектакль, который оказался еще и кино.
-
«Республика ШКИД» по повести Г. Белых и Л. Пантелеева.
Свердловский государственный академический театр драмы.
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин СоловьевВ основе спектакля литературная композиция Данилы Привалова (драматургический псевдоним Дмитрия Егорова), собранная из фрагментов знаменитой «Республики ШКИД» Григория Белых и Леонида Пантелеева и ее хронологического продолжения — повести «Последняя гимназия» Павла Ольховского и Константина Евстафьева, а также документов из архива внучки Григория Белых Елены Викторовны Назарян. Автор изучал в архивах ФСБ протоколы допросов писателя Григория Белых, репрессированного в 1935 году за сатирическое стихотворение о Сталине. Эта история не только вошла в спектакль, но стала его главным смысловым сюжетом. Скрупулезное погружение в документальный материал позволило инсценировщику критически отнестись и к текстам повестей, и к популярной экранизации 1966 года (режиссер Геннадий Полока) с Сергеем Юрским в роли вдохновенного Викниксора. В сопоставлении документального и художественного режиссер искал историческую подлинность шкидской жизни и ее отражение в сегодняшнем дне.
-
«Три четверти». По повести А. Красильщик.
Молодежный народный театр «Игра» (Екатеринбург) на I Всероссийском фестивале детско-юношеских любительских театров «Малая сцена» в Тюмени.
Режиссер Татьяна Павлова, художник Анастасия Шалотонова.В Тюмени прошел первый Всероссийский фестиваль детско-юношеских любительских театров «Малая сцена». Его создатель — Светлана Ханжина, руководитель детской театральной мастерской «ТеМа», работающей с подростками на поле документального театра. Фестиваль стал событием для культурной жизни города, в котором детский театр и театр для детей — проблемная зона. В фестивальной афише организаторы объединили девять спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска, Заречного и других городов России. Если попытаться определить вектор, в котором движется детское творчество, — то это откровенный, порой жесткий разговор о том, что волнует детей сегодня, снятие запретов с табуированных тем. Помимо отношений с родителями, дети говорили о свободе, жестокости и насилии, войне и мире, детских суицидах.
-
Уже полтора года с нами нет Елены Греминой и Михаила Угарова. Мы стараемся хранить не только память о них, но и, по мере наших сил, сохранять спектакли их Дока. Но самое трудное и хрупкое — когда человек не может защитить свою честь и свою работу потому, что человек уже умер.
И вот вместе с полицией мы пытаемся объяснить очевидное — что спектакли театра «Война близко», «Выйти из шкафа», «Рейв 228» не занимаются антироссийской пропагандой — в ответ на инициированную «группой лиц» после рейда СЕРБа жалобу.
Особенно грустно от того, что «народный» донос против спектаклей направила депутат Елена Ямпольская, театральный критик. Театр у нас маленький, театральных критиков мы узнаем в лицо, и не будет ошибкой сказать, что на показах, которые стали поводом для обращения в прокуратуру и полицию, Елены Александровны не было, видно это и по тому, насколько подменено в описании содержание спектаклей.
-
Сегодня на сцене Учебного театра «На Моховой» большим юбилейным вечером «Театральная педагогика и время» завершается обширная программа творческих событий, посвященная 30-летию Мастерской Вениамина Михайловича Фильштинского.
Название этого материала, задуманного к юбилею (а это значит, что можно не стесняться красивых слов), подсказал мне, сам того не ведая, мой Мастер — Юрий Николаевич Чирва. Я расспрашивала его о Фильштинском. Это он вдруг произнес слово — о демократии. И мне подумалось — как, в сущности, точно и остро он выбрал это слово. Юрий Николаевич — раньше учитель, а нынче коллега Фильштинского по вузу — вузу, который уже столько раз поменял название. Но суть-то осталась — учат здесь люди тому, в чем нуждаются сами — вниманию к личности, имеющей природное право и личную волю жить в культуре, искусстве, образовании, жить в обществе, наконец, свободно и демократично. Наши учителя и поколения их учеников — удивительный сюжет совсем не всем понятной борьбы за свои идеалы.
-
«Репетиция. История (и) театра (I)». Компания «Международный институт политического убийства» (Цюрих, Гент, Берлин) и студия Национального театра Валлонии-Брюсселя (Бельгия).
Концепция проекта и режиссура Мило Рау. Текст Мило Рау и коллектива театра.
В рамках Театральной Олимпиады.Репетиции. История(и) театра — это реконструкция жестокого убийства молодого человека Исхана Жарфи, забитого пьяными отморозками где-то в пригороде Льежа за то, что он гомосексуал и араб. Шесть актеров, профессионалы и любители, рассказывают историю, пробуя воссоздать на сцене факты, свидетельства.
-
«Пять вечеров». А. Володин.
Театр им. Камала.
Режиссер Айдар Заббаров, художник Булат ИбрагимовВ финале этих «Пяти вечеров» не произносят легендарное «Только бы войны не было». В финале этих «Пяти вечеров» Тамара обнимает Ильина (кстати, совершенно трезвого) со словами: «Теперь у нас все будет иначе». А в конце первого акта она танцует странный ломаный танец под татарскую песню 90-х. И это, кстати, лучшее место в спектакле...
-
«Девочка со спичками». По мотивам одноименной сказки Г. Х. Андерсена.
Театр Karlsson Haus.
Режиссеры Элина Сарно (Финляндия) и Анна Иванова, художники Лаура Халлантие (Финляндия) и Элина Сарно.В спектакле «Девочка со спичками» нет новогодней ночи, а есть тихая, малоснежная зима — время умирания и замедления, время, чтобы сосредоточиться и подумать, время одиночества и слабенькой надежды на новую жизнь. Но мы знаем, что не все доживут. Это грустное знание пронизывает весь спектакль, и надо постараться не особо «привязываться» к кукольной девочке. У нее грустное, немного испачканное лицо, аккуратненькая маленькая голова с прямыми волосами. Холщевое чуть запыленное платье. Она похожа на тех чудесных немецких кукол, которых выставляют в витринах сказочно-заграничных магазинов под Рождество. Только этой игрушкой уже изрядно поиграли, переодели и потеряли на пустыре.
-
В рамках Международного культурного форума, на одной из многочисленных малых сцен Петербурга, несущих на себе печать нарочитой бесприютности, — на сцене театра ЦЕХЪ состоялись гастрольные выступления иркутского «Театра Пилигримов». Название не объясняет ничего, кроме истории создания театра-студии из рок-группы «Пилигримы» еще в начале 80-х Владимиром Соколовым — композитором и пианистом, который, закончив Петербургскую консерваторию, приехал в Иркутск и остался там навсегда, превратившись в интригующего «черного маэстро» (из-за пристрастия к темным цветам одежды) и предмет гордости местной публики.
-
Мастер-класс Олега Киселева в рамках секции «Цирк и уличный театр» на Международном культурном форуме
В том, с какой интонацией говорили о том, что на форум привезли Олега Киселева, была интрига. Фактом его приезда были ошеломлены корифеи, его ждали как чуть ли не центральное событие в рамках цирковой секции. Даже обычно вызывающий фурор Джанго Эдвардс на фоне Киселева вынужден был отползти в тень. Впрочем, знали о том, кого привезли, немногие.
-
«WHY?»
Драматургия и режиссура — Питер Брук, Мари-Элен Этьен
Художник по свету — Филипп Виалатте
XXI Международный театральный фестиваль «Новый Европейский театр»13 ноября в Москве стартовал XXI Международный театральный фестиваль «Новый Европейский театр». Он открылся спектаклем «WHY?», поставленным 94-летним Питером Бруком и его соратницей Мари-Элен Этьен в знаменитом парижском театре «Буф дю Нор» летом этого года. Последний раз в российской столице Брук показывал спектакль «Великий инквизитор». В нынешнем спектакле он обращается к еще одной доминанте русской культуры — судьбе Всеволода Мейерхольда.
-
«Фабричная девчонка». А. Володин.
Центр драматургии и режиссуры.
Режиссер Владимир Панков, художник Сергей Агафонов.Нестерпимая радость духовых, целой толпы, устрашающего строя. Хрип репродуктора:
«Город Ленина вместе со всей страной готовится к встрече...» Пьеса четко датирована: осень 1956 года, оттепель (против всех природных условий!). Но в спектакле Владимира Панкова ясно виден и скрытый, глубинный смысл названия.
«Фабричная девчонка»? Да, детдомовская Женя встанет к прядильному станку в 18 лет. Как и комсорг Леля, мать-одиночка «с разъезда». И не поступившая абитуриентка Вера из Починка Смоленской области. И сирота при живом отце Надюша, невеста курсанта Феди.
-
«Лебединая песня D744». Ф. Шуберт.
Спектакль Ромео Кастеллуччи в рамках Международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского».После спектакля во «Дворце на Яузе» на меня набросился муж моей приятельницы, не искушенный в современном театральном искусстве. Обескураженный, он просил все ему объяснить. Он идеально отозвался на вызов Кастеллуччи, отчасти заключенный в том, чтобы зритель потерялся, не понимал, смятенно вопрошал, блуждал среди не прозвучавших вопросов, искал ответы, которые застывают на кончике языка. Созданный специально для Авиньона в 2013 году, этот часовой перформанс вызвал тогда настоящую бурю. Часть публики горячо восхищалась, другая была возмущена. На фестивале «Сезон Станиславского» в Москве осенью 2019 года перформанс восприняли почти как классику.
-
V Международный театральный фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот»
Фестиваль спектаклей для детей «Сибирский кот» возвратился в Северск и Томск: спустя пять лет возобновилось, наконец, некоторое финансирование. И вот рыжие коты ни свет, ни заря энергично приветствуют гостей в аэропорту; являются на сцену, предваряя спектакль; снуют между зрителями в антрактах. Улыбка Сибирского кота — не фантом: артистично и от души работают актеры Северского музыкального театра.
-
Более тридцати лет назад ушел из жизни легендарный режиссер детского театра Борис Абрамович Наравцевич, руководивший Горьковским ТЮЗом с 1970 по 1986 годы. Вместе с ним ушел и ЕГО театр, составивший целую эпоху в жизни города Горького (ныне Нижнего Новгорода).
В свое время он буквально ворвался в театральное пространство города и создал необыкновенно живой, пульсирующий яркими, праздничными красками театр. Его театр был больше, чем театр: спектакли имели огромный резонанс, их бурно обсуждали, у входа спрашивали «лишний билетик», здесь всегда можно было встретить интересных людей, здесь назначались свидания, сюда тянулась студенческая молодежь...
-
С 3 по 10 ноября в Курганском театре кукол «Гулливер» проходил VI Международный фестиваль современного искусства «Параллели»
Курган. Небольшой зауральский город, слегка застрявший во времени: улицы Куйбышева, Советская, Революции, памятник Ленину в центре города напротив местного драмтеатра (он, конечно, с колонами и пьесой Рэя Куни в афише), тишина после десяти вечера. Люди, под стать городу, ходят хмурые, не оглядываясь по сторонам, пытаются скорее добежать от работы до дома или обратно (не разберешь — много вахтовых должностей).
-
«Квазифутбол».
Один театр (Краснодар).
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Зная о футболе чуть более чем ничего, я шла на спектакль с опаской. Однако напрасно: Волкострелов создал спектакль не об игре, а о краснодарцах. Тема и форма — спортивные, но содержание — идентичность современного кубанца.
Материалом спектакля-конструктора (спектакля-матча, если угодно) стали интервью жителей города и опубликованные высказывания на тему — например, интервью Сергея Галицкого, президента ФК «Краснодар». Почему именно футбол становится способом исследования местной ментальности? Наверное, потому, что это честный, искренний и народный повод гордиться — нашей командой, нашим стадионом, нашей футбольной школой.
комментарии