Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • 70 ЛЕТ РИМАСУ ТУМИНАСУ. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Когда же Римас Туминас вошел в нашу театральную жизнь? Такое ощущение, что — со спектаклем «Улыбнись нам, Господи», показанном на Балтийском доме (о нем в юном «ПТЖ»-1996 писала тогда Е. Горфункель). А в 2000 на наших страницах появилось интервью с Римасом, сделанное М. Тимашевой. Туминас ассоциировался тогда только с Литвой, ее великим театром, всех занимало его соревнование с Някрошюсом, а следом уже шел Коршуновас...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЫ КТО? КТО?

    «Здесь и сейчас»: премьеры инклюзивной лаборатории «Меняем культурную среду вместе: Театр»
    «Маршруты». Драматург Гуля Насырова, режиссер Татьяна Ра.
    «Это не я, это мое тело». Драматурги София Дымшиц и Инна Гридина, режиссеры Кристина Квитко и Ася Каплун.

    Театральная лаборатория «Меняем культурную среду вместе: Театр» была организована совместно Новой сценой Александринского театра, театральной студией «Инклюзион» и компанией «КонтАрт» и представила два независимых спектакля — «Маршруты» и «Это не я, это мое тело». Они шли в один вечер, но, казалось, не были связаны между собой. Кроме некой сохраняющейся табуированности темы. Хотя разговор шел не о том, что под запретом, а о том, о чем мы не особо хотим вести разговоры, или не умеем, или считаем неважным/ненужным, не достойным внимания.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА ОТ ФУТУРИЗМА ДО НАШИХ ДНЕЙ

    «Труд.Май». И. Ефимова.
    Спектакль-перформанс Сергея Ларионова.

    На 10-й Красноармейской улице Петербурга, оказывается, расположен швейный цех. Старейшее производство города, как заявлено в анонсах. Располагается оно в обычном бизнес-центре привычного «лофтового» вида. При словах «действующее производство» в голове рисуются какие-то масштабные и устрашающие картинки. Но на деле это просто относительно небольшое пространство, заставленное швейными машинками в несколько рядов. Оно-то и стало местом действия спектакля-перформанса Сергея Ларионова «Труд.Май», посвященного ручному труду.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВРЕМЯ ВОДЫ И ОДИНОЧЕСТВА

    «Ребенок». Ю. Фоссе.
    Воронежский Камерный театр.
    Режиссер и художник Антон Федоров.

    Камерный театр не ищет легких путей к зрителю. Этот сезон в основном строится на современных текстах, достаточно сложных для воплощения и восприятия: «Иранская конференция» Ивана Вырыпаева, «Ребенок» Юна Фоссе, на очереди «Камень» Мариуса фон Майенбурга. Но публика у Камерного достаточно подготовленная, и, судя по количеству зрителей и реакции зала, отторжения эти сложности отнюдь не вызывают.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕРТОМ ПО БЕЛОМУ

    «Фауст!».
    Костромской государственный драматический театр им. А. Н. Островского.
    Музыка и либретто Александра Шевцова, постановка и сценография Елены Сафоновой.

    Вот с кем действительно «все сложно», так это с доктором Фаустом. Уже пятьсот лет о нем знают все — и никто ничего не знает. Вроде бы реально существовал — четыре немецких города даже упорно боролись за звание Фаустовой родины, пока Книттлинген не подсуетился и не повесил на один из домов мемориальную табличку (известное дело: у кого табличка, тому и верят). А вообще-то нет — существовал не он, а кое-кто с очень похожей биографией. Прототипом Фауста в разное время назначали и библейских гностиков, и одного из Римских Пап, и даже католического святого, да, ходившего по скользкой дорожке, но раскаявшегося и прощенного... Кстати, к самой этой «скользкой дорожке» вопросов тоже немало. Во имя чего Фауст свернул не туда: ради изощренных удовольствий, великой славы, высшего смысла? Вариантов столько же, сколько изводов непотопляемой легенды.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МОНОЛОГИ СТАРШИХ

    Фантастика, Улицкая и современная драматургия в Канской театральной лаборатории

    Эскиз худрука театра «Вымысел» в Новом Уфалее Тимура Салихова по недавней пьесе Константина Стешика «Друг мой» открыл традиционную для Канского театра лабораторию под руководством Павла Руднева. Тема этого года — монологи старшего поколения.

    Вопреки приставке «моно» на сцене два артиста — корифеи труппы Василий Васин и Владимир Сальников. В отличие от пьесы, где место действия, возраст героев и предлагаемые обстоятельства странным образом ускользают в темноте ночного роуд-муви почти до финала, эскиз Салихова снимает интригу сразу и крупным планом предъявляет старость.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША

    «Катя». По пьесе Л. Андреева «Екатерина Ивановна».
    Томский областной театр драмы.
    Режиссер Олег Молитвин, художник Дарья Здитовецкая.

    В постановке Олега Молитвина «Екатерина Ивановна» Леонида Андреева стала «Катей». Обращение к данной пьесе Андреева — серьезный вызов для режиссера и театра: в театре должна быть актриса на эту сложную, большую роль, а у режиссера — ответ на то, что случилось с Екатериной Ивановной. Непросто передать и колорит эпохи декаданса, модерна — времени, когда рушилось привычное позитивистское восприятие мира и на смену ему приходили тьма и бездна.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ НАТАШИ ИСАЕВОЙ

    Не стало Наташи Исаевой. Последствия ковида. Остановка сердца. Мы провожаем ее несколькими репликами, в том числе взятыми из Фейсбука...

    Невозможно.

    Ушла Наташа Исаева. Энциклопедически образованный человек, ученый-санскритолог, историк философии, историк театра, доктор исторических наук, переводчик Кьеркегора, текстов индийских философов, пьес Маргерит Дюрас, трактатов Ханса-Тиса Лемана, Антонена Арто.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ХРИСТОС И ХТОНЬ

    «Житие Спиридона Расторгуева». По рассказу В. Шукшина «Сураз».
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер Филипп Гуревич, художник Анна Агафонова.

    Взявшись ставить в Нягани небольшой рассказ Шукшина «Сураз», Филипп Гуревич отказывается от набора стереотипов о советской деревне: никаких кепочек, папиросок, покосившихся заборчиков в его спектакле нет. Пространство сцены аскетично: затянутый белым полотном пол и гвоздики, хаотично расположенные по всему периметру площадки. Приглушенный сумрачный свет, в котором едва различимы фигуры бабушек, сидящих в рядок в глубине сцены (большинство из них не актрисы театра, а волонтеры серебряного возраста — жительницы Нягани). Они — и хор плакальщиц, и деревенские соседки — задают голосом начало музыкального сопровождения, органной музыки.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ

    «Снежная королева». Е. Шварц.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Евгения Богинская, художник Ильшат Вильданов.

    Услышав о премьере «Снежной королевы» в Театре Ленсовета, мы не долго размышляли о том, кто будет автором отклика на спектакль Евгении Богинской. Дело в том, что в 1978 году студент V курса Песочинский и аспирантка Дмитревская получили первую в жизни профессиональную премию за рецензию на «Снежную королеву», поставленную именно в Театре Ленсовета. Конкурс ВТО назывался «Молодость. Мастерство. Современность». Конечно, сразу захотелось поиграть в «Старость. Возросшее мастерство...» и всякое прочее. Но главное — понять про современность.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДО САМОГО УТРА

    «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
    Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
    Режиссер Григорий Дитятковский. Музыкальный руководитель и дирижер Андрей Алексеев. Сценограф Владимир Фирер

    Появление вооруженного концепцией режиссера в классической оперетте или старой музыкальной комедии — редкость и всегда серьезное испытание и для театра и для публики. Режиссерам свойственно перекраивать материал, смещать акценты, предлагать новые мотивировки и обстоятельства — а «легкий» жанр сопротивляется любой концептуальной переделке гораздо энергичнее чем драма или опера. Ну да, ходят легенды о «Летучей мыши», сделанной Нойенфельсом двадцать лет назад в Зальцбурге, где режиссер кинулся обличать нравы высшего общества (не обошлось без БДСМ; Марк Минковски за пультом поддерживал падающего в обморок Штрауса) — но на наших просторах даже легенд не остается.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «А ЗАТЕМ ОН УМЕР». ЭССЕ ОБ «ЭССЕ ОБ УМИРАНИИ»

    «Эссе об умирании».
    Борис Никитин и компания It’s the real thing studios (Швейцария) в рамках XXII Фестиваля NET (Новый Европейский театр).
    Автор пьесы, режиссер и перформер Борис Никитин.

    Прежде чем начать читать, он будто бы собирается с духом. Готов ли он к обнажению души? Его текст — это откровение, история болезни и смерти его отца, история его собственных переживаний и мыслей, сопровождающих этот процесс. Он читает по бумажке. Весь час. Он — Борис Никитин: швейцарский режиссер, драматург, потомок Афанасия Никитина и внук русского аристократа из Одессы. А на белых листках — его «Эссе об умирании». Он выходит на сцену один. Он в синих джинсах, в безупречно белых кроссовках и белоснежной футболке. Простой образ для непростого разговора, облаченного в художественную форму. Этот зазор между художественностью и документальностью, вымыслом и реальностью Никитин будет сохранять на протяжении всего спектакля, иногда увеличивая расстояние, иногда приближая, то ища прямой контакт со зрителем, то уходя в свой текст.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЮБИЛЕЕМ, КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ!

    В день первого юбилея Константина Хабенского мы шлем ему привет с Моховой. Нет, не из 51-й, аудитории В. М. Фильштинского, которой он верен, а с Моховой, 30, где живет журнал, писавший о Косте Хабенском (назовем его так, ведь мы с Моховой) с первых шагов, с «Годо», «Войцека», «Калигулы».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • WHAT IS A YOUTH

    «Ромео и Джульетта». У. Шекспир.
    Краснодарский академический театр драмы.
    Режиссер-постановщик Константин Солдатов, художник-постановщик Арина Слободяник.

    Как сегодня ставить «Ромео и Джульетту» на сцене — совершенно непонятно. Текст Шекспира, фабула которого знакома каждому со школьных лет, опосредован стократно: переводами, экранизациями, постановками.

    Постановка Константина Солдатова поначалу как будто смиренно демонстрирует эти дезориентирующие правила игры. На сцене звучат отрывки из переводов на разных языках, появляются люди в разностильной одежде: современный человек читает Шекспира сквозь фильтры собственной культуры. В течение всей постановки будут мелькать цитаты из самых разных «Ромео и Джульетт» — визуальные, музыкальные, образные.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШТОРМ В ТЕАТРЕ

    «Эхо Большого Детского фестиваля» в Калининградской драме

    «Эхо Большого Детского фестиваля» — это специальная программа в рамках БДФ, созданная, чтобы проводить питчинги проектов и лаборатории, показывать готовые спектакли и эскизы. На этот раз «Эхо Большого Детского фестиваля» докатилось до Калининграда. Режиссеров для участия отбирала Наталья Сергиевская, а материал — сами режиссеры. Именно «эхо», потому что из трех эскизов с подростками или детьми напрямую был связан один — спектакль-игра Юлии Каландаришвили и художницы Евгении Платоновой по комиксу Аннет Херцог «Шторм в сердце / Сердце Шторма».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОИСКАХ РОЛИ

    «Мама». Ф. Зеллер.
    Театр им. Моссовета.
    Режиссер Павел Пархоменко, художник Юлиана Лайкова.

    «Мама» — «Папа» — «Сын»: 2 — 2 — 1. С таким счетом существуют ныне в столичных театрах части с каждым сезоном все более модной драматической трилогии Флориана Зеллера. Впрочем, как ожидается, еще в этом сезоне «Мама» возьмет верх, когда утвердится еще и на подмостках МХТ. Что любопытно, всем «Папам» и «Сыновьям» в этом раскладе отведены большие сцены, тогда как три «Мамы» (включая готовящийся к постановке спектакль Егора Трухина) ютятся в малых пространствах. Их словно намеренно запирают в клетках собственного сознания, заведомо отметая малейшую возможность придать истории хоть толику объективной реальности.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОРОТА ЕИНАЛЕЖ

    Когда на дворе декабрь, а спектакль вышел в мае, разве уважающий себя блог, шагающий в ногу с театральным процессом, станет давать рецензию? Но ни в мае, ни в июне, ни даже в сентябре не находилось уважающего себя критика, который унизил бы себя аккредитацией на спектакль Константина Богомолова «Дядя Лёва» — после того, как режиссер заявил о том, что критика ему и театру не нужна, что пускать никого не будут, звать тем более, и пошли бы все далеко и надолго...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШУТКИ В СТОРОНУ

    «Одинокий Новый год».
    Независимый молодежный театр «Новая сцена-2» (Белгород).
    Режиссер Оксана Погребняк.

    В преддверии Нового года белгородский Независимый молодежный театр «Новая сцена-2» выпустил спектакль «Одинокий Новый год». Небольшая, но активная труппа, которая ставит экспериментальные спектакли по современным пьесам, решила выйти на мирное устоявшееся поле новогодних постановок и детских утренников со спектаклем в жанре клоунады.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СПУТНИК Т

    О фестивале «Другая сцена» на Новой сцене Александринского театра

    Новая сцена Александринки создавалась как площадка для экспериментов, открытая любым проявлениям театральных форм. К сожалению, такой статус долгое время существовал у нее только на бумаге, а прорывные проекты появлялись на ней ситуативно. В итоге, чтобы отвечать на запрос времени, на Новой сцене создали еще и «Другую». В 2020 году «Другая сцена» собирала проекты в виртуальном пространстве и была ответом БДТ-Digital, в 2021-м стала расширяться в сторону других неконвенциональных спектаклей. В декабре «Другая сцена» на два дня захватила Новую. Зрителям императорского театра попытались сделать очередную прививку иного театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОГИ ПАЛИ

    «Палачи». М. Макдонах. Перевод П. Шишина.
    Новокузнецкий драматический театр.
    Режиссер Ярослав Рахманин, художник Константин Соловьев.

    От спектаклей Ярослава Рахманина, главного режиссера Новокузнецкого театра, ожидаешь прежде всего выстраивания формы: фрагментарности, текстового монтажа, смыкания разностилевых средств, внутреннего мерцания, когда сквозь одну реальность проступает другая. «Палачи» по пьесе Мартина Макдонаха сделаны по-другому: в спектакле обозначены любимые режиссером приемы, но здесь он, в первую очередь, занимается разбором текста, не сокращая ни одной реплики, и работой с актерами, создавая цепочки мотивировок и представляя картину нравов в отдельно взятом английском пабе. И, кажется, это открывает для режиссера и труппы новые возможности интересного, разнообразного взаимодействия.

    Читать дальше | Комментарии (0)