Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВРЕМЯ КРОЛИКА

    «Кролик Эдвард». К. ДиКамилло.
    РАМТ.
    Режиссер Рузанна Мовсесян, художник Мария Утробина.

    «Кролик Эдвард» (перевод Ольги Варшавер) поставлен в РАМТе в рамках масштабного проекта «Большая сцена — детям», и этот системный подход важен. Если среди камерных пространств можно обнаружить настоящие удачи и даже события, то в большой форме — их пересчитать по пальцам одной руки. Пока в драматическом театре это «Счастье» Андрея Могучего и «Снежная королева» Романа Феодори — оба спектакля высоко оценены экспертным сообществом наравне со «взрослыми». «Кролик Эдвард» — не победительный, но существенный шаг в этом направлении.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОСТОРОННИЙ D

    «Дон Жуан». Ж.-Б. Мольер.
    Театр Камала (Казань).
    Режиссер Фарид Бикчантаев, художник Сергей Скоморохов, художник по свету Евгений Ганзбург.

    «Дон Жуан» Фарида Бикчантаева — спектакль без центра. Если привычно понимать под «центром» персонаж, на который все завязано. Личностное начало, к которому центростремительной силой влечется все — женщины, религиозные оппоненты, ревнивые мужья, оскорбленные братья.

    Художник Сергей Скоморохов и художник по свету Евгений Ганзбург набрасывают на мир покров иллюзии. То, что казалось в начале стеной, своего рода павильоном, опоясывающим практически пустую сцену, оказывается полупрозрачным экраном. По нему то плывут облака, то плещут волны, то колышется лес. Когда же Дон Жуан остается один — мир гаснет как экран телевизора, остаются только белые помехи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 79

    В архиве появился № 79. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • БЕДНЫЙ МАРАТ, ИЛИ РАЗВЕНЧАНИЕ ГЕРОЯ

    «Мой бедный Марат». А. Арбузов.
    Театр «Святая крепость» (Выборг).
    Постановка, сценография, музыкальное оформление и свет — Юрия Лабецкого.

    Человек в «неореалистском» широком плаще и романтической шляпе с полями (герой!) набирает номер мобильного. Светится дисплей смартфона. В ответ кружок света на занавесе образует светлое пятно-дисплей, на котором расплываются фрагменты рассинхронизированной кинохроники: нынешний Питер — Ленинград 60-х — горит Белый дом, тонет корабль, ходят троллейбусы ֫— Ленинград 70-х — блокадный Ленинград... Человек в шляпе и плаще входит в комнату своей блокадной юности, в мир воспоминаний. Так и останется неясным, из какого времени он вспоминает эту историю (по идее, Марату нынче под 90, и уже не до шляпы, а если он бодр и выходит, к примеру, из 1980-х, то откуда смартфон?..). Но для жанра чистой мелодрамы, в котором решен спектакль Юрия Лабецкого, конкретные «предлагаемые» принципиально непринципиальны (историческая неточность — родовой признак жанра еще с тех времен, когда Мочалов играл «Тридцать лет, или Жизнь игрока»...). Абстрактный Марат звонит из абстрактного прошлого. Герой, до конца спектакля так и не снявший с головы романтической шляпы, но потерявший свою любимую...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕОБРАТИМОСТЬ

    «По ту сторону занавеса». Опыт реинкарнации в двух частях.
    Александринский театр.
    Сценарий, режиссура, свет Андрия Жолдака, сценография Андрия Жолдака и Даниэля Жолдака.

    На спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» в Александринском театре кажется, что маститому режиссеру, где уже, вроде бы, только ни ставившему, давно не хватало как раз такого — какого-нибудь императорского — театрика. И дело не в том, что расточать технические богатства сцены с восхитительной свободой — его прямое дело (это, конечно, так), а в том, что Жолдаку, как и всякому нормальному режиссеру, по мере взросления понадобился театр с сильной многовековой историей.

    Элегантной Александринке взрывной Жолдак сейчас оказался нужен ничуть не меньше. Реинкарнирующей самое себя в «Маскараде», пользующейся родной себе условностью в «Вороне», ей не хватало режиссера, способного вступить с ней в живой диалог, поглядеть на нее не с культурной, а с витально-полнокровной стороны.

    Читать дальше | Комментарии 14 комментариев
  • ЛЮБОВЬ В СТИЛЕ РЕТРО

    «Манон». Ж. Массне.
    Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
    Дирижер Феликс Коробов, режиссер Андрейс Жагарс.

    Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил первую московскую оперную премьеру 2016 года. Ключевые фигуры новой постановки театру хорошо знакомы. Несколько лет здесь с успехом шел «Вертер», еще один великий опус французского мастера, к сожалению, не избалованного вниманием российской сцены. Режиссер Андрейс Жагарс тоже свой человек в театре: осенью 2013 года он поставил на Большой Дмитровке вагнеровского «Тангейзера». А музыкальное руководство премьерой уверенно взял на себя главный дирижер театра Феликс Коробов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИНИЦИАЦИЯ

    Сегодня на Володинском фестивале «Саша, вынеси мусор» Виктора Рыжакова. О нем — статья Анны Степановой из ПТЖ № 82.

    «Саша, вынеси мусор». Н. Ворожбит.
    ЦИМ.
    Режиссер Виктор Рыжаков, художник Ольга Никитина.

    Пятидесятиминутный спектакль быстр, легок, летуч. Он клубится у кресел первого ряда, зависает под потолком в сладком чаде хорошо прожаренной на свином сале цибульки. Всякие натурализмы вроде горестных слез, настоящей еды, печальных подсчетов денег, гордого перечня запасов да и самого истошно исторгаемого в два женских голоса вопля про мусор —— просты, узнаваемы, понятны. Натурализмы эти чуть тяжелят фантомую ткань спектакля. Режиссер пытается хоть как-то связать её с укрощенной людьми повседневностью, но спектакль все рвется от повседневного, сегодняшнего, бытового в разные стороны и ввысь.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГРУЗ 2015

    Сегодня на фестивале «Пять вечеров» спектакль «Победители» Томского ТЮЗа по прозе Светланы Алексиевич. О нем у нас текст Оксаны Ефременко, опубликованный в военном номере ПТЖ № 80.

    «Победители. Голоса войны».С. Алексиевич.
    Томский ТЮЗ.
    Режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев, режиссер мультимедиа Наталья Наумова

    Проломленная взрывом белая стена, обнажившая темно-красную кирпичную кладку, а за ней — пианино, на фоне крушения еще более хрупкое и элегантное, — вот первый художественный образ спектакля «Победители». Неестественное соединение лиричности и катастрофы предопределено материалом: в основе спектакля книги-документы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики». Эти тексты, опубликованные в перестройку миллионными тиражами, были результатом гласности, наряду с «архивной революцией» конца 1980-х годов, и уже не раз становились поводом для постановок, начиная с режиссерских опытов А. Эфроса и Г. Тростянецкого.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • КРУГОВОРОТ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ

    «Сон об осени». Ю. Фоссе.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Юрий Бутусов, художник Александр Шишкин.

    Пьеса Юна Фоссе не имеет в России постановочной традиции. Лет 12 тому назад ее поставил в «Балтийском доме» Клим. Специалисты любят потолковать про ритмику диалогов у Фоссе, сопоставить его то с бессобытийным символистским театром Метерлинка, то с антитеатром Беккета. Тексты пьес Фоссе, переведенных на русский, а это «Однажды летним днем» и «Сон об осени» (перевод Веры Дьяконовой), дают тому основание: такого количества пустопорожних, ничего не меняющих в отношениях персонажей слов не встретишь ни в одной другой современной пьесе. Только, в отличие от Беккета, например, за этим нарочито бедным, невыразительным языком дребезжит натянутый человеческий нерв, мучительная невозможность самовыражения.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • «ТАНЯ-ТАНЯ» НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ»

    Сегодня на Володинском фестивале «Таня-Таня» Дениса Бокурадзе. О спектакле рассказывает Оксана Кушляева.

    Читать дальше
  • ПОЛЕ ОСТРАННЕНИЯ

    «Поле». П. Пряжко.
    Театр post.
    Режиссер Дмитрий Волкострелов.

    В теории формальной школы филологов говорилось о принципе «остраннения» (именно с двумя «н», от слова «странный») как о главном и неотъемлемом механизме искусства. Например, закон живописи импрессионистов обнаруживался в том, что они «рисовали вещи, как будто бы они видели их, не понимая, только как красочные пятна. Они воспринимали мир, как бы внезапно проснувшись» (Шкловский В. Кинематограф как искусство. — М.,1924. C.2.).

    Новый спектакль Дмитрия Волкострелова строится на этом законе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕСОВРЕМЕННЫЙ КОНЦЕРТ» ОТКРЫВАЕТ XII ВОЛОДИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

    Сегодня 6 февраля спектаклем Виктора Рыжакова «Несовременный концерт» открывается XII театральный фестиваль «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» им. А.М. Володина. О нем в блоге рассказывает Марина Дмитревская.

    Читать дальше
  • ГОТОВЫ ЛИ МЫ К СОВМЕСТНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ?

    «Программа совместных переживаний». Л. Рубинштейн. Спектакль-перформанс.
    «Старый дом» (Новосибирск).
    Режиссер Максим Диденко.

    «Готовы ли мы к совместным переживаниям?» — вопрос повисает над сценой в полной тишине. На сцену медленно выходят строем молодые люди в нижнем белье телесного цвета. Сначала мужчины, потом женщины. Строятся в две шеренги. «Если мы готовы — хорошо. Если нет — готовность придет в свое время». Люди на сцене подходят к вороху одежды и торопливо облачаются в брюки, полосатые сорочки, невзрачные платья, пальто и шинели, шапки и платки, принимая вид усредненной советской уличной толпы.

    «Программа совместных переживаний» — перформанс Максима Диденко по одноименным карточкам Льва Рубинштейна. Как рассказывает сам Диденко, проект этот родился случайно, а виноват, как всегда, фейсбук. Режиссер начал следить за поэтом в социальной сети и задумался, не сделать ли что-нибудь с его текстами. В это время новосибирский «Старый дом» предложил Диденко провести мастер-класс для актеров. Результатом последующей работы стали 40 минут совместных переживаний, синтез концептуальной поэзии и физического театра. Сейчас в «Старом доме» говорят, что это эскиз будущего спектакля, который должен появиться к концу года.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АССОЦИАЦИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ РУКОВОДСТВУ ЖУРНАЛА «ВОПРОСЫ ТЕАТРА. PROSCAENIUM»

    Директору Государственного института искусствознания Н. В.Сиповской Главному редактору журнала «Вопросы театра. Proscaenium» В. А. Максимовой

    Редакции журнала «Вопросы театра. Proscaenium»: О. В. Бутковой, А. А. Вислову, М. А.Тимашевой, В. А. Щербакову

    Членам Редакционного совета журнала «Вопросы театра. Proscaenium» А. В. Бартошевичу, В. Ф. Колязину, К. А. Райкину, Д. В. Родионову, И. И. Рубановой, Ю. М. Соломину, Е. И.Струтинской, Е. Я. Суриц, Д. В. Трубочкину, И. П. Уваровой, О. М. Фельдману, В. В.Фокину, И. М. Чуриковой, А. Я. Шапиро

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • ОДИН ДЕНЬ СЧАСТЬЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ ВСЕЙ

    «Дон Жуан». Ж-Б. Мольер.
    Казанский академический русский большой драматический театр им. В. И. Качалова.
    Режиссер Григорий Дитятковский, художник Александр Патраков.

    Сам себя качаловский театр называет «театр-дом», и в этом есть своя правда. Поскольку дом — это, как правило, нечто если не закрытое, то обособленное. Здесь есть свой «большой» — художественный руководитель Александр Славутский. Он в театре все: директор, наставник (два актерских курса РАТИ-ГИТИСа были набраны при театре и почти в полном составе влились в его труппу); ему принадлежит львиная доля постановок в репертуаре. Единственный, кому доверял до сих пор режиссер работу над новым спектаклем, — это своему сыну, бессменному исполнителю главных ролей Илье Славутскому. Поэтому случай привлечения режиссера со стороны сам по себе выглядит уникальным. А если учесть, что переговоры о постановке шли в течение шести лет, — и подавно...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ПРЕВРАТНОСТЯХ СУДЬБЫ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

    В конце декабря 2015 года «ПТЖ» отрецензировал спектакль Дениса Хусниярова в Театре им. Ленсовета «The Demons». По мотивам одноименной пьесы Ларса Нурена. Рецензия Яны Постоваловой называлась «Эффект двойной режиссуры», имелась в виду очевидная профессиональному глазу эстетическая принадлежность спектакля как «перу» Д. Хусниярова, так и «перу» Ю. Бутусова.

    Как ни парадоксально, на территории этого спектакля нам пришлось столкнуться и с эффектом «двойного перевода»…

    В редакцию с открытым письмом, которое мы приводим ниже, обратилась переводчик пьесы Нурена Ирина Мягкова. Редакция, как и полагается в подобных случаях, запросила театр об официальном комментарии — и тут мы десять дней смотрели «мультфильм». То имя Мягковой появлялось на сайте театра, то исчезало, сама Мягкова сообщала нам, что театр начал с нею переговоры о заключении договора и письмо пока откладывается (и нам казалось, что дело закончится миром), — но буквально на следующий день ситуация менялась… То нам сообщали, что Мягкова получит единовременное вознаграждение, а переводчик Поливанова проценты, то директор В. Градковский оказывался не в курсе написанных и давно посланных переводчицей писем ему… Мы вели переговоры с литчастью и директором — и, наконец, убедились в том, что необходимость публикации назрела.

    Читать дальше | Комментарии 28 комментариев
  • КЛАССИКА: БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

    В Норильском Заполярном театре драмы имени Владимира Маяковского состоялась IV Лаборатория современной драматургии «Полярка»

    Сама по себе прекрасна традиция — на исходе полярной ночи, когда в Норильске еще празднично сияет городская елка и иллюминация ледового городка, а актеры измучены нон-стопом показов каникулярных детских сказок, начинать работу драматургической лаборатории. Из огня да в полымя, как говорится. Актеры встречаются с режиссерами «не остывшие» и перезагружаются. Вникают в принципиально новый для себя материал, штурмуют задачи ускоренными темпами, и это лучшее, что можно предпринять в начале года. Недаром каждый год лаборатория «Полярка», придуманная Олегом Лоевским и происходящая именно в январе, добавляет в репертуар свежие заманчивые названия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ СМИРНОВА

    Умер «дядя Женя», выдающийся омский артист Евгений Смирнов, из «первачей» Омской драмы и вообще из «первачей» русской сцены.

    Когда-то статья о нем в нашем журнале называлась «Комик Смирнов». Мы собирали тогда плеяду комиков, и этот — наследующий амплуа от Живокини и Горюнова — был сразу «взят на карандаш». Но Смирнов не был просто «комиком», хотя мягкий юмор открывал ему навстречу зрительный зал. Он был актер эксцентрический (ах, какой это был Плюшкин в «Брате Чичикове»!) и гротесково-страшноватый (взять хотя бы Александрова в «Живом трупе»). При всей естественности повадки, при всей кошачьей органике Евгений Смирнов не был актером бытовым (хотя про быт понимал), он был настоящим драматическим клоуном. И вообще — был.

    А теперь его нет...

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ПРИБЛИЖАЯ БОЛЬ

    Блокада Ленинграда в постановках весны 2015 года в Санкт-Петербурге

    Сегодня в День снятия блокады Ленинграда предлагаем материал о петербургских спектаклях к юбилейному Дню Победы из 80-го военного номера ПТЖ

    Я все время натыкаюсь в своем мобильном телефоне, в папке «Входящие», на эсэмэски, странно соседствующие с рекламой сезонных распродаж и информацией мобильного банка. Вот, например, такое сообщение: «По проспекту Ленина шли грузовики, вывозившие трупы из города. Когда машину подбрасывало на выбоине, труп мог вывалиться из машины и оставался лежать у обочины, раскинув окоченевшие руки и ноги. Я все это видела собственными глазами, так как здесь проходит мой путь на работу». Я не решаюсь стереть эти эсэмэски. Кажется, что это и вправду лично мне прислано и что-то должно значить для того, кто послал.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРО ДЕТСТВО ПО-ВЗРОСЛОМУ

    «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.
    «Театр у Нарвских ворот»
    Режиссер Яна Тумина, художники Юрий Сучков и Кира Камалидинова.

    «Маленький принц» — сказка, к которой театры обращаются нередко. Философичность мудрой причти, тонкий юмор, выпуклые образы — все это есть в бессмертном произведении Экзюпери. И кажется таким привлекательным для того, чтобы взять и перенести «все это» на сцену. Однако обманчивая легкость текста нередко играет с постановщиками злую шутку. Сценические «Маленькие принцы» так часто оказываются неубедительными! То занудно-слащавыми, то непристойно-игривыми, то попросту скучными.

    Читать дальше | Комментарии (1)