Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • НА ДЕРЕВНЮ, ДОДИНУ

    Дорогой Лев Абрамович!

    У Вас сегодня юбилей, 80. С днем рождения!

    Так получилось, что последние месяцы я не расстаюсь с Вами. Правда, где Вы сейчас — не знаю, но все равно не расстаюсь, потому что еще не смонтирована до конца выставка в Театральном музее «Лев Додин: жизнь человека», готовя и сочиняя которую я перебрала сотни фотографий, пересмотрела пару десятков спектаклей и десятки часов Ваших репетиций. Совсем не ожидала столько веселья. Особенно мне нравится, как Вы показываете Лизе Боярской млеющую и впадающую в девичий полуобморок Катерину Ивановну при первой встрече с Митей Карамазовым, а также как танцуете вальс на репетициях «Гамлета». Ну, еще как Ксюша Раппопорт орет на Вас, когда Вы — ее сын Гамлет)

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ ОСТОРОЖНО, БЕЗ ЗРИТЕЛЯ...

    О режиссерской лаборатории Театра Наций в Магнитогорске

    Режиссерская лаборатория за более чем двадцатилетнюю свою историю (в 2003 году Олег Лоевский провел первую, в Екатеринбургском ТЮЗе) зарекомендовала себя как очень полезный и удобный инструмент поиска для конкретного театра новых пьес, новых режиссеров.

    Лаборатория — возможность творческого эксперимента. Причем эксперимента с минимальным риском. За 5–7 дней интенсивных репетиций создается эскиз возможного будущего спектакля, и театру становится понятно, стоит ли продолжать работу над ним и включать в свой репертуар. Важное влияние на это решение оказывает обязательное зрительское обсуждение после показа, отклик потенциального зрителя будущей премьеры.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ МЕЛАНХОЛИИ

    «Стеклянный зверинец». Т. Уильямс.
    Санкт-Петербургский театр «Мастерская».
    Режиссер Дмитрий Хохлов, художник Елизавета Мирошникова.

    Репертуар театра «Мастерская» в последнее время начал пополняться спектаклями выпускников режиссерского курса Г. М. Козлова. Один из них — «Стеклянный зверинец» Дмитрия Хохлова.

    В театральном арсенале молодого режиссера помимо премьеры в «Мастерской» еще три спектакля: «ЧВЗК, или Как Аня папу в райцентр везла» (СХТ), «Что-то из Толстого» (театр «Курт»), «Ворованный воздух» (на площадке «Городского театра»). Постепенно начинает проявляться и его режиссерский почерк: Дмитрий Хохлов вдумчиво выбирает материал, берется за сложные, многослойные пьесы и ловко театрализует их, создавая яркую, красивую картинку.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • Я/МЫ ИВАН ДМИТРИЧ ГРОМОВ

    «Палата № 6». А. П. Чехов.
    МДТ — Театр Европы.
    Пьеса и постановка Льва Додина. Художник Александр Боровский.

    Чехов писал «Палату № 6» в 1892 холерном году после возвращения с Сахалина — из крупнейшей общероссийской тюрьмы.

    Тюремно-каторжные и холерные впечатления оказались безнадежно созвучными и сложились в общее — в картину запущенной, заросшей крапивой и лебедой уездной больницы, которая — та же тюрьма. «В прошлом году голод, теперь страх. Жизнь берет много от народа, но что она дает ему? Говорят: борись! Но стоит ли игра свеч?»

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • IN CLOWN WE TRUST

    В Москве прошла Вторая лаборатория новой клоунады

    Что делать музам, когда пушки говорят и говорят который год? Один из ответов, каким бы уязвимым он ни был, каким бы спорным ни казался, — попробовать продолжить заниматься своим делом, не пытаясь уже быть расслышанными всеми. Дай Бог, если услышит тот, кто находится рядом. В конце концов, наши дети (раскованные, реактивные и вполне готовые к любому диалогу) вырастают здесь и сейчас — и кто знает, как они справятся с ближайшим будущим без положенной им по возрасту прививки смеха.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕТСТВО — ЭТО НАВСЕГДА

    О лаборатории «Литейная перспектива. Дети» в Театре на Литейном

    В Театре на Литейном в этом, юбилейном для него, году богатый на лаборатории сезон. Первая — «Литейная перспектива» (куратор Олег Лоевский), прошедшая в декабре 2023-го, осмысляла репертуар театра, накопленный за его 115-летнюю историю. Вторая, получившая название «Литейная перспектива. Дети», как не трудно догадаться, посвящена детской аудитории. Художественный руководитель — директор театра Сергей Морозов и театровед Мария Сизова предложили режиссерам поработать с российскими авторскими сказками.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • А НЕЛЬКИН ВЫШЕЛ В ДАМКИ

    «Свадьба Кречинского». А. В. Сухово-Кобылин.
    Ростовский молодежный театр.
    Режиссер Дамир Салимзянов, художник Алексей Паненков, художник по свету Денис Солнцев.

    Жанр спектакля определен как «игра по-крупному», и она изобретательна и многообразна: тут и трюки, и крутой замес авантюрной комедии, и буффонада, и россыпь гэгов, и водевильный нахлест на вполне драматичную ситуацию... Площадка, на которой разворачивается игра, сначала напоминает обнаженными конструкциями не до конца подготовленную сцену под представление. Потом задник задрапируется похожим на театральный занавес полотном с разрезами для входа и выхода. Диковинные светильники придадут пространству жилой вид, а когда оно будет отдано под квартиру Кречинского, полотно искусством света обнаружит свою прозрачность, и тенями поплывут на нем бабочки, птицы и звезды. Светильники загорятся алым пламенем, все эффектно засверкает и закружится. Это Кречинский пускает пыль в глаза посетившим его гостям. А в сцене разоблачения шулера полотно опадет, и беспросветная чернота всего происходящего станет очевидной до буквальности.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОВРАГ ЗАСОРА КАК МЕСТО ПАМЯТИ

    О лаборатории «Вятского автора — на сцену!» в Кировском театре кукол им. А. Н. Афанасьева

    Лаборатория «Вятского автора — на сцену!» в Кировском театре кукол появилась по инициативе двух театральных людей — Андрея Антонова и Дениса Смирнова, которые обратились к директору с просьбой устроить читки пьес. Директор Елена Николаевна Одинцова и главный режиссер театра Елизавета Гордеева решили провести лабораторию и пригласили режиссеров и художников.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • БЛАГОЕ МЕСТО / ПЛОХОЕ МЕСТО

    О режиссерско-драматургической лаборатории «О этот новый дивный мир!» в Театре на Васильевском

    В Театре на Васильевском, в рамках Пятого театрального фестиваля LOFT прошла лаборатория, на которой были показаны шесть эскизов по романам-антиутопиям. Конечно, подготовка лаборатории по такой теме требовала ответственности и отваги. Шутка ли — показать на сцене антиутопии, написанные в двадцатом веке, от Уэллса до Уэльбека. Руководитель лаборатории Алексей Исаев отбирал романы. На первом этапе молодым драматургам были заказаны пьесы по ним. В декабре прошлого года прошли «Антиутопические читки» по этим пьесам. Ну а потом драматурги их дорабатывали вместе с режиссерами, участниками лаборатории.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЕСТЬ ВОПРОСЫ

    «Паралимпиец».
    Театр «Пара» на площадке театра «Открытое пространство».
    Режиссер Роман Габриа.

    Наверное, сейчас в театре особенно хочется бережности и честности. Моноспектакль «Паралимпиец» Романа Габриа, первый проект нового театра «Пара» — фикшн о жизни параспортсмена. Выдуманный герой Паша Кондратьев, которого исполняет артист Виталий Ярош, становится альтер эго Габриа, и режиссера, и сценографа, и автора сценического текста спектакля. Искалеченный несчастным случаем молодой человек — выразитель внутренних противоречий сегодняшнего россиянина. Не слишком ли эгоистично?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕЖНОЕ УЛЬТРАНАСИЛИЕ

    «Кроткая. Монтаж». По мотивам повести Ф. М. Достоевского.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Артем Злобин.

    Если я умру, то только потому что не могу любить тебя.
    Из фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны»

    «Кроткая» Артема Злобина кинематографична в том смысле, что рождает эффект подглядывания за чужой личной жизнью, спрятанной от соседей за закрытыми жалюзи. Большая двуспальная кровать становится главным местом действия — Кроткая начнет свою жизнь с кровати, упав на нее за деньгами, под кроватью же ее и закончит. Режиссер практически не отходит от текста классика, едва заметно переставляя местами фрагменты, но помещает героев в современную квартиру. Века идут, неравный брак остается неравным браком — спасительной тростинкой для одних девушек и пожизненным приговором для других.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БАРБАРИСКИ МАО

    «Молодость». По одноименному роману Я. Гэлин.
    Театр Наций.
    Режиссер Галина Зальцман, художник-сценограф и художник по костюмам Анастасия Юдина, хореограф Ольга Васильева, композитор Ванечка (Оркестр Приватного Танца).

    Важнейшим из искусств для нас является кино, если, конечно, его перевести на язык театра, — решили в Театре Наций и взялись переводить сразу несколько фильмов. В основе идеи — проект «Слой», предполагающий художественное осмысление реальности через разные виды искусства.

    Впору спеть песню безумству храбрых режиссеров, вписавшихся в этот проект. Они, априори работающие в координатах метаязыка XXI века с перекрестным цитированием и рефлексией, берутся за постановку киносценариев и обрекают себя на еще более жесткое и экзистенциальное сравнение — на этот раз с уже законченным художественным произведением иных инструментария и приемов. В основе — не столько диалог с другим видом искусства, сколько поиск истории. Складывать ее из сценария, рассчитанного на визуал кинематографа, — экспериментальная задача с ускользающим смыслом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СОННЫЙ ПАРАЛИЧ НАТАЛЬИ ПЕТРОВНЫ

    «Месяц в деревне». По мотивам комедии И. С. Тургенева.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Режиссер Роман Габриа, художник Анвар Гумаров.

    «Все пройдет и позабудется, как дурной сон», — сказала Наталья Петровна Ракитину в третьем действии пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Режиссер одноименного спектакля Роман Габриа сочинил этот самый «дурной сон»: тургеневские персонажи тут плетут любовные интриги, страдают, ревнуют, даже убивают — будто во сне.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ

    «Золушка». Дж. Россини.
    Мариинский театр.
    Дирижер Валерий Гергиев, режиссер Екатерина Малая, художник Вячеслав Окунев.

    Спектакль Мариинского театра «Золушка» на музыку Россини, премьера которого прошла на днях, из разряда скромных. По художественному результату — образу, облику и исполнению. Начнем с того, что оркестр Валерия Гергиева звучал как никогда приглушенно, без ожидаемого при обращении к музыке Россини блеска, лукавства, игривости интонаций, юмора. Без энергетики крещендо, которое редко не вызывает у слушателя желания встать и подвигаться, поддаться зажигательному приему, изобретателем и мастером которого был композитор (его даже называли «мистер крещендо»).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ЖИЗНЬ ТАКАЯ. МЫ ТАКИЕ

    «Гордая». По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
    Театр на Бронной.
    Инсценировка и постановка Кирилла Вытоптова, сценография Наны Абдрашитовой.

    Когда слышишь «Униженные и оскорбленные», тут же просыпается эмпатия. Хочется протянуть руку, подставить плечо, грудью встать на защиту. То ли дело «Гордая». Совсем другое дело: гордой не нужны чужие руки-плечи-спины — она все сама. Заменяя изрядно уставшее за полтораста лет название Достоевского «Униженные и оскорбленные» на свежее и дерзкое «Гордая», режиссер Кирилл Вытоптов не отменяет при этом авторских смыслов. На сцене практически то же, что на бумаге: бесконечная любовь молодых и вечная вражда стариков, бесправие бедных и беспредел богатых, разврат, граничащий с преступлением, и праведность, доходящая до юродства, страшные тайны из прошлого и наивные мечты о будущем... Однако ко всему этому Вытоптов (для того и нужна переделка названия) кардинально меняет отношение. Хрестоматийной истории он дает новое эмоциональное наполнение.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ПЕДАГОГИКИ

    О Всероссийском театральном фестивале российских театральных школ «Горячая пора» в Муроме

    В Муроме, в здании городского театра прошел фестиваль спектаклей российских театральных школ под названием «Горячая пора». Небольшой по составу участников — так на этот раз сложилось по многим причинам; художественный руководитель театра и организатор этого смотра режиссер Василий Грищенко рассказал, что предыдущий был шире, охватил большее количество регионов. Но дело, в конце концов, не в количестве, а в самой инициативе, весьма важной для тихого, обаятельного, насыщенного историческими памятниками города Мурома.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АКУЛА-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА

    «Акула года». И. Васьковская.
    Лесосибирский театр «Поиск».
    Режиссер Радион Букаев.

    В Лесосибирском театре «Поиск» в марте состоялась премьера спектакля Радиона Букаева по пьесе Ирины Васьковской «Акула года». Так в пьесе назван городской конкурс на лучшее предприятие малого бизнеса. Название конкурса вполне соответствует нашему времени с его полностью сбитыми прицелами. А если задуматься: что значит звание «акула года»? Это, скорее всего, челюсти крепче, чем у всех? Это значит, что если вцепится в горло, то голову точно откусит? Или ногу оторвет? Нет, бизнес у тройки победителей вполне миролюбивый: сеть городских прачечных «Стирай, город», кондитерская фабрика «БУБЛиКО» и салон красоты «Виктория». Вот о хозяйке салона Виктории и пойдет речь.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «КИНО И ПЕРМЦЫ»

    «Добыть Тарковского». П. Селуков.
    Пространство «Внутри».
    Режиссер Денис Парамонов.

    Лаборатория АРТХАБ в МХТ им. А. П. Чехова — как одуванчик, ее эскизы разлетаются пушинками и прорастают порой совсем на других площадках. Меньше года назад начинающий режиссер Денис Парамонов, ученик Олега Кудряшова и актер МХТ, выпустил эскиз «Добыть Тарковского», а сегодня это уже спектакль в репертуаре независимого театра Пространство «Внутри», созданного Олегом Карлсоном.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЧАСТЛИВО УЛЫБНУТЬСЯ

    «ТРОГАТЬельный спектакль».
    Казанский государственный цирк.
    Режиссеры Борис Никишкин и Андрей Шарнин.

    Привычное статус-кво трех китов отечественной цирковой индустрии — Росгосцирка, Цирка Никулина на Цветном и БМГЦ на проспекте Вернадского — грозит пошатнуться, причем самым решительным образом.

    В триумвират законодателей цирковой моды врывается Казанский цирк. Его очевидное возрождение связано с магистральной политикой татарского минкульта, ориентированного на внимательное отношение к местным объектам культуры. Цирк в минкультовской иерархии — далеко не на последнем, как это часто бывает, месте.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СНИМАЕТСЯ КИНО ПО МОТИВАМ «ЧАЙКИ»

    «Чайка». По мотивам комедии А. Чехова.
    Калининградский драматический театр.
    Режиссер Евгений Маленчев, драматург Екатерина Августеняк, художник Анастасия Бугаева.

    Молодые и немолодые режиссеры снова ставят «Чайку». В Тюмени идет спектакль Романа Габриа. В Театре им. Моссовета новую версию своего старого спектакля поставил Андрей Кончаловский. Два года назад — Лев Додин. Буквально на днях прошла премьера «Чайки» в Краснодарском театре драмы в постановке Андрея Гончарова. В конце марта состоялась премьера в Калининградском театре драмы в постановке нового штатного режиссера Евгения Маленчева. Наверное, снова что-то изменилось в химическом составе воздуха, которым дышат театры. А когда в театр приходим мы, зрители, то этим воздухом начинаем дышать и мы. Ну, или задыхаться. Это зависит от того, за чем мы пришли. Некоторые любят пыльный запах кулис. И тогда им подавай, как написано у Чехова. Как там у него, они точно не знают, да и не все его читали, но главное, чтобы платья и прически, и мебель, и жизнь — все оттуда. Некоторые не выносят сквозняка, и тогда бегут к выходу, боясь простудиться. Потому что сквозит сильно и непонятно откуда. Сквозняки обычно бывают у молодых. Пооткрывают все окна и двери, вот и сквозит отовсюду.

    Читать дальше | Комментарии (0)