
-
«Войцек». Г. Бюхнер.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Филипп Гуревич, художники Анна Агафонова, Антон Трошин и Павел Бабин.Георг Бюхнер умер в 23 года. За свою короткую жизнь он многое успел — и поучаствовать в организации революции, и издать политический памфлет, и написать учебник по анатомии, но вот закончить свою пьесу «Войцек» не успел. А может быть, просто не захотел, бросив мысль на полуфразе. Текст не только лишен финала, он шершав, ребрист, из него все время что-то выпирает. Его и собрали-то в новый и, как считается, более близкий к авторскому замыслу вариант, расшифровав невнятный докторский почерк, относительно недавно. В спектакле как раз используется русский перевод этой версии, сделанный Александром Филипповым-Чеховым.
-
«Боркман». По мотивам пьесы Г. Ибсена «Йун Габриэль Боркман».
Александринский театр.
Режиссер и художник Андрей Калинин.Затактовая шансоньетка исполняется перед занавесом двумя нелепого вида артистами, в вызывающей повадке которых есть что-то неуловимо шутовское. Забитая, несчастная и грустная девочка с огромными пугливыми глазами, в голубом платьице, с немой виолончелью в руках едва подпевает. Партию ведет рослый, нагловатый и всклокоченный, словно только с подушки, спутник в потасканном пальто с бренчащей гитарой. Узнаваемый зачес и пышные бакенбарды не оставляют сомнений — некороткую наивную песенку о поганце Боркмане исполняет Генрик Ибсен собственной персоной, на время примеривший роль чиновника Фулдала.
-
«Церковь Пресвятого Макчикена». М. Малухина.
Театр Поколений.
Режиссер Анна Овчинникова, художник Валерия Камольцева.Подростки сейчас тренд. В Театре Поколений новый репертуарный поворот: три премьеры сезона — «Церковь Пресвятого Макчикена», «И мы смеемся» и «Русалки» — либо поставлены по современной подростковой драматургии, либо к подростковой аудитории обращены. Государство тоже интересуется тинейджерами, но по-своему — полицейские устраивают облавы на юных участников некой анимешной ЧВК...
-
Этой зимой в закрытом уральском городе Озерске проходила лаборатория «Эхо Большого детского фестиваля». Эскизы на сцене Театра драмы и комедии «Наш дом» представили режиссеры Ксения Павлова, Екатерина Шихова, Ирина Криворукова. По условиям лаборатории будущие спектакли должны быть интересны детской аудитории разных возрастов — зрителям до 4 лет, детям от 6 лет и старшим подросткам.
Во всех трех эскизах привычное, обыденное показывается с другого ракурса, обретает иное звучание. У каждого — есть потенциал. Работы не спекулируют на актуальности, не выезжают на злободневности тем (хотя могли пойти по такому вектору, сделав акцент, скажем, на социальной проблематике). И предоставляют театру на выбор бэби-спектакль, спектакль для подростков и новое прочтение сказки.
-
Не стало Валерии Владимировны Чистяковой, преподававшей на театроведческом факультете с 1958 по 1987. Ей было 93 года, и ушла она так давно, что сорокалетние коллеги уже спрашивают — кто это...
Между тем, Валерия Владимировна и более старшим поколениям досталась как легенда несгибаемой принципиальности. Она писала о современном балете. И, как говорили старшие, перестала, когда уехал Барышников. Вот в одночасье отказала советскому балету во внимании. Преподавала зарубежный театр, вела семинары...
О В. В. Чистяковой в нашей книге «Учителя» писала Надежда Таршис. Сегодня мы повторяем ее текст в дни прощания с Валерией Владимировной.
-
«Где ты был так долго, чувак?».
Пространство «Внутри».
Режиссер и художник Антон Федоров.Есть такой визуальный тест: человеку показывают текст, где часть букв заменена или перепутана местами, но он все равно может его прочитать, опираясь на основные, реперные символы. Оказывается, нашему мозгу нужна лишь небольшая подсказка, намек, а остальное он достроит самостоятельно, опираясь на свой предыдущий опыт. Антон Федоров в новом спектакле проводит примерно такой же эксперимент со зрительским восприятием. Историю типичной супружеской пары из российской глубинки, Пети и Нины, где он либо пьет, либо сидит, а она или ждет мужа с зоны, или борется с очередным приступом его белой горячки и сносит побои, режиссер показывает, не прибегая к нарративу. Этот сюжет нам так хорошо знаком, что необязательно пересказывать его в сотый раз в подробностях. Эту песню мы можем узнать с одной ноты, как говорили в передаче «Угадай мелодию». Ситуация моментально считывается нами с одной фразы, слова или даже междометия.
-
Вчера на маленьком кладбище под Тамбовом похоронили режиссера Колю Русского. Весть о его смерти пришла накануне вечером, и много-много людей в слезах звонило в редакцию, присылало тексты, оплакивало одного из несомненных лидеров своего поколения, вернее, того, кто должен был им вот-вот стать. Коле Русскому был 41 год...
-
«Бесконечная история». По роману М. Энде.
Театр МТЮЗ.
Режиссер Андрей Гончаров, художник Сергей Илларионов.Когда огромная страна погрязла во мраке, силы правителя на исходе, а жителей поглощает зловещее Ничто, последняя надежда остается на молодого героя из мира Человека, способного предотвратить надвигающуюся катастрофу. Этот тревожный и метафоричный сюжет — не что иное как основа «Бесконечной истории», нового спектакля Андрея Гончарова по роману Михаэля Энде. Гончаров ставит на сцене МТЮЗа насыщенный, зрелищный и отнюдь не детский эпос, который, однако, приковывает внимание юных зрителей, несмотря на объем — спектакль длится больше трех часов с двумя антрактами.
-
«Камера обскура». По мотивам романа В. Набокова.
Воронежский Камерный театр.
Режиссер и автор пьесы Александр Плотников, художник Константин Соловьев.Отправляясь в Воронеж и перечитывая набоковский текст, я, с одной стороны, думала, что никогда не видела это роман на сцене, а с другой — и правильно, наверное, что не ставят — ну, как поставить непрестанную совестливую рефлексию Кречмара по поводу любого своего поступка, без которой его история обваливается в пошлую мелодраму с красным платьем, нимфеткой, страстями и пистолетом... Потому «Камеру обскура» театр и обходит стороной.
-
«Сахаров». Е. Павлова, А. Казюханов.
Новокузнецкий драматический театр.
Режиссер Елена Павлова, саунд-дизайн Степана Андреева.Спектакль Елены Павловой «Сахаров» поставлен в Новокузнецкой драме для недавнего Международного фестиваля индустриального искусства «Окна-2022» с темой «Фундаментальные частицы». Представляя спектакль зрителям при первом знакомстве, еще в статусе эскиза, Александр Вислов, руководитель «лабораторной работы» театра, объяснил зрителям, что эскиз, в отличие от спектакля, это быстрые шахматы для режиссера. Сравнение чрезвычайно остроумное, одновременно оно дает универсальный, вневременной ключ к спектаклю и переносит в эпоху расцвета советской цивилизации — цивилизации инженеров, когда религию заменили наукой, превратив ученых в ее жрецов и пообещав, что она, в отличие от веры в Бога, гарантирует построение светлого будущего. И все, от мала до велика, верили в науку и массово играли в шахматы в секретных физических лабораториях, на предприятиях, в школах и во Дворцах культуры и техники.
-
О лаборатории «Experiment 123» в Прокопьевском драматическом театре
Раньше во время лабораторий Прокопьевский театр, как правило, обращался к текстам, у которых нет или не было сценической истории: забытые пьесы, оставшиеся в своем времени, или современные, еще не успевшие занять место в репертуаре. В этот раз тему лаборатории под руководством Олега Лоевского определили как «Классная классика» — режиссеры работали с известными прозаическими и драматургическими текстами, пытаясь найти для них новое звучание. Задача оказалась непростой: объемные истории нужно было поместить в формат эскиза, в театральный «короткий метр», сохранив коллизии и не упустив ничего важного, и в целом режиссеры с ней справились.
-
«Провинциальные анекдоты». А. Вампилов.
Театр на Васильевском.
Режиссер Роман Смирнов, художник Семен Пастух.Непритязательный стишок Сергея Михалкова «А что у вас?», сочиненный в 1935 году, знаком каждому, прошедшему через советское пионерское детство. В разные годы он был основой для многочисленных актуальных переделок. Переделывать его легко, потому что он обо всем и ни о чем. От гвоздя в кармане до Красной площади за окном, от кошки, сегодня родившей котят вчера, до мамы-пилота, отправляющейся в полет...
«Провинциальные анекдоты» Романа Смирнова напомнили мне об этом стихотворении. И не потому, что герои в финале тоже отправляются в полет, да еще и космический, прямо в вагоне электрички, — портвейн, который они при этом распивают, и не такое может. А потому что спектакль сделан в соответствии с тем же алгоритмом: всякое лыко в строку и без какой-либо связи...
-
«Гусарская баллада. Дивертисмент».
Самарский государственный театр оперы и балета.
Хореограф Игорь Чернышев, дирижер Андрей Данилов, художник Ирина Комарова.В Самаре вспомнили про самого недооцененного петербургского хореографа — в местном театре оперы и балета прошел вечер, посвященный Игорю Чернышеву. В балетоманском сознании место плохо признаваемого и угнетаемого властью гения прочно занимает Леонид Якобсон — и это чистая правда: уж как ему советская власть нервы помотала — так мало кому повезло. Но Якобсон, выпуская тут же снимаемые с репертуара спектакли, сражаясь с тупостью городского начальства, все же значительную часть своей жизни прожил в Петербурге и забыт никогда не был — ни артистами, ни зрителями.
-
«Палата № 6». А. П. Чехов.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер и художник Евгения Богинская.В «Палате № 6» Чехова нет любви, как в формуле Декарта нет переменной чувства. «Я мыслю, следовательно существую», — повторяют за философом чеховские персонажи, но отчего-то, помыслив слишком усердно, существовать перестают... Евгения Богинская предлагает альтернативный сценарий: что, если ввести недостающую переменную? Ведь с ума можно сойти не только от скуки, но и от большого счастья.
В «Палате № 6» Богинской Рагин противопоставлен Хоботову, а разум — чувству. Режиссер вводит дополнительную сюжетную линию, позаимствовав ее из другого чеховского рассказа — «Дама с собачкой». «Некрасивой женщиной», приехавшей вместе с Хоботовым в город N, оказывается Анна Сергеевна, а сам Евгений Федорович — Дмитрием Дмитриевичем Гуровым... Чувство победило еще в экспозиции: любовники из одного рассказа перекочевали в другой, оставаясь все так же вместе.
-
«Варшавская мелодия» («Перекресток»). Л. Зорин.
Театр им. Евг. Вахтангова.
Сценическая версия и постановка Владимира Иванова, сценография и костюмы Максима Обрезкова.Слово «Перекресток», указанное на афише в скобках после основного названия «Варшавская мелодия», поначалу приводит в некоторое недоумение. «Варшавскую мелодию», написанную Леонидом Зориным в 1967 году, кажется, знают все, по крайней мере, та часть населения, что находится в старших возрастных категориях. А вот «Перекресток», написанный драматургом в году 1996-м как продолжение легендарной истории, практически никому не известен — всего несколько раз пьеса была поставлена, но прошла незаметно, без всякого резонанса. Вообще сиквелы — вещь сомнительная: так понятно искушение продолжить некую блестящую историю, но продолжение практически никогда не бывает столь же блестящим.
-
Выдающемуся художнику, можно сказать классику, блистательной Марине Азизян, вечно будирующей нашу жизнь фантазией и недовольством, сегодня 85. По паспорту она Людмила, людям милая, в действительности — сильная Марина, получавшая имя в детском доме.
В 80-летие большим текстом с видеокартинками Марину Цолаковну поздравляла Марина Дмитревская. Потом мы публиковали превосходные куски из книги Марины Азизян... Нынче собрали скромный букетик от друзей и близких.
Редакция «ПТЖ» чтит и любит Марину Цолаковну Азизян. Поздравляем!!!
-
«Терки».
Танцевальная компания «Всем телом».
Хореограф Светлана Шуйская, текст Екатерины Петровой, видеохудожник Алена Рубинштейн, оператор Алексей Романов.«Терки» в названии спектакля танцевальной компании «Всем телом» обманывают трижды. Сначала, до знакомства с материалами, сложно понять, о чем это будет: что-то гастрономическое? Новая танцевальная техника? Или же название работает как тест: ближе вам кулинария или бытовой жаргон?
Потом видишь, что создатели сообщают, как вдохновились «громкими расставаниями Марины Абрамович и Улая, Джонни Деппа и Эмбер Херд, Брэда Питта и Анджелины Джоли», — и это обманывает еще раз. Слово «терки» больше не надо раскрывать — ясно, что речь о «перетереть», терках как конфликтах. Но минимум две из трех названных пар расстались с публичным скандалом. За сложным судебным делом Херд и Деппа, в котором фигурировало физическое и эмоциональное насилие, следил, кажется, весь англоязычный твиттер, а выбор стороны был политическим заявлением: ты за женские права или за то, что мужчины тоже могут пострадать в отношениях? Едва ли это обозначают сниженными «терками».
-
Светлана Брагарник... Это она идет по пляжу в Юрмале. Мне кажется, я даже знаю место, где ее подловил фотограф. Фирменная майка Гоголь-Центра. И этот девиз, призыв и приказ, кричащий у нее на спине: «ЖГИ». Белое на черном. Конечно, это не совсем ее стиль. В жизни она носила женственные платья, любила шарфы, брошки. Но, настоящий профи и талантливая актриса, Светлана Брагарник легко вживалась в любые предлагаемые обстоятельства. Легко осваивала и присваивала себе любой режиссерский почерк. Тут у нее не было соперниц. В ней чувствовалась уверенная хватка мастера, которого не испугает ни огромность текста, ни сложность задач, ни чужая молодость, которая подпирает со всех сторон, а тебе надо каждый вечер выходить на сцену и доказывать, что ты тоже что-то можешь.
-
«Иван Грозный». Ж. Бизе.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
Режиссер-постановщик Юрий Александров, дирижер Душан Вилич, художник Вячеслав Окунев.В свое время театры Парижа отказались принять на сцены «Ивана Грозного». Одна из причин — необходимость чрезмерных издержек постановочной части: сюжет предполагал грандиозные декорации и сложные массовые эпизоды, а партитура, в свою очередь, требовала слишком больших оркестровых средств. Теперь же эта опера идет на сцене одного из самых камерных театров Петербурга с очевидно меньшими затратами, чем мог себе представить ее создатель.
-
«Двадцать третий». По роману Э.-М. Ремарка «Черный обелиск».
«Мастерская Петра Фоменко».
Режиссер Евгений Каменькович, художник-постановщик Александр Боровский.Евгений Каменькович, который часто шалунью-пьесу гонит, потому что его к суровой прозе клонит («Доктор Живаго», «Венерин волос», «Улисс» и другие важнейшие «кирпичи» русской и мировой литературы), поставил спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка «Черный обелиск» (авторы инсценировки Юрий Буторин и Владимир Топцов). Время действия — 1923 год — подарило ему возможность для множества рифм, при которых, как говорится, все совпадения и аллюзии случайны. Хотите — считывайте их, а хотите — просто смотрите историю про обитателей маленького вымышленного городка Верденбрюка, где во время Второй мировой войны уцелели только два дома — родильный и сумасшедший. И оба стали быстро наполняться обитателями. Впрочем, нас, находящихся на новом витке исторической спирали, так и тянет всматриваться в бездну прошлого, догадываться, куда вывезет логика исторического развития, и мучительно думать о том, как бы избежать этой логики.
комментарии