
-
Ни для кого не секрет, что вот уже пятый день театральный Петербург лихорадит.
Руководители театров бьют тревогу, артисты волнуются. После того, как Комитет по культуре обнародовал планы реформирования системы управления подведомственных ему театров, главное чувство, переполняющее всех, кто связан со сценическим искусством в нашем городе, — недоумение. Причем, его не скрывают даже те театральные деятели, которые присутствовали на заседании комиссии в комитете (см. например, комментарий художественного руководителя Драматического театра им. Комиссаржевской В. А. Новикова на Фонтанке.ру). Налицо явное расхождение между вопросами, которые обсуждались комиссией, решениями, которые там были приняты (причем не как директива — а как основа для дальнейшей работы), с одной стороны, — и теми резкими действиями, которые уже начал предпринимать Комитет по культуре, с другой.
Сегодня «Петербургский театральный журнал» получил открытое письмо коллектива театра им. Ленсовета, адресованное вице-губернатору В. Н. Кичеджи, с просьбой опубликовать его в блоге и предать огласке небывалую ситуацию, созданную Комитетом в отношении Юрия Бутусова.
-
П. Пряжко. «Я свободен». Театр post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Дмитрий Волкострелов показал новую пьесу Павла Пряжко «Я свободен» в зале «Кино без попкорна» на Белинского, 9 — в порядке эксперимента. Это следующий шаг к отрицанию привычных театральных форм после спектакля «Злая девушка», и гораздо более радикальный и убедительный. Текста пьесы, в буквальном понимании этого слова, нет. Есть 535 фотографий и 13 подписей к ним.
-
Очнуться не успели — прошло уже 5 лет. А, кажется, это было только вчера: ночное Леушинское подворье, где когда-то крестили, а теперь отпевали Кирилла Лаврова... долгие аплодисменты огромной толпы на набережной Фонтанки — овации артисту, навсегда покидающему свой дом... милиционеры, отдающие честь на протяжении всего пути следования траурного кортежа на Богословское кладбище... прохожие, останавливающиеся при виде процессии (Петербург знал, кого провожают)... кладбище, заполненное народом, толпа... дорожка, усыпанная цветами... краткий молебен... почетный караул, орудийные залпы... гимн...
Может быть, мы не заметили этих пяти лет, потому что все это время Кирилл Юрьевич с нами? И в сознании, в памяти, в душе, и на редакционных стенах.
-
Инженерный мугам «Слепая сова».
Инженерный театр «АХЕ» и Nanos Operetta (США).
На площадке музея современного искусства «Эрарта»Друзья смеются надо мной — оттого, что я слишком часто употребляю слово «эсхатологический». Что везде вижу признаки Апокалипсиса и всё время бормочу что-то про метафизику, Кали-Югу и доктрину Рене Генона. Один мой знакомый убежден, что байки о конце света тщательно спланированы экономистами — чтобы в кризисные времена обыватели не хранили деньги в кубышках, а поскорее их тратили — перед концом-то! Этот знакомый вообще все явления в мире объясняет движением денег. И не он один.
-
Объявлены итоги конкурса на соискание
Российской Национальной театральной премии «АРЛЕКИН» 2012 г.Вручение дипломов и премий на сцене театра «Зазеркалье» сопровождалось в буквальном смысле фанфарами — духовой ансамбль «Кронверк Брасс» поистине уместно и в высшей мере артистично озвучил церемонию закрытия IX фестиваля театрального искусства для детей.
Мы поздравляем всех дипломантов и лауреатов «Арлекина»-2012 и желаем им успеха в покорении новых творческих высот. До встречи на юбилейном, десятом фестивале!
-
К. Драгунская. «Кораблекрушение» Вологодского театра для детей и молодежи на фестивале «Арлекин».
Режиссер Борис Гранатов, художник-постановщик Виктор Пушкин.Текст Драгунской — насыщенный, интересный, напичканный символами и образами. Тут и старый заброшенный дом, и сплетенные ветки шиповника и жасмина, и «лохматые тропинки», и страшный лес, и маяк, и «ушедшее море», и загадочная картина, и гнездо Синей птицы. Хочется слушать и слушать. Ремарки дают необходимый подтекст словам и поступкам героев. Так мы узнаем, что Аня не тот ребенок, которого ждали, а Человек — просто человек: курит трубку, пьет чай, переживает трагедию.
Отказаться от ремарок значит обескровить историю, и режиссер оставляет их в спектакле, дав актерам в руки листы с текстом, как будто это читка, хотя уже давно все роли выучены и все ремарки, произнесенные прямо в зал без подглядываний в текст, понятны.
-
Сегодня во внеконкурсной программе Девятого Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» — спектакль режиссера Бориса Павловича «Я (не) уеду из Кирова» (Театр на Спасской, Киров).
Мы желаем творческому коллективу успешного выступления и предлагаем вниманию читателей статью Полины Самсоновой, посвященную этому спектаклю.
-
Б. Шергин «Золоченые лбы». Спектакль Пермского Театра юного зрителя на фестивале «Арлекин».
Инсценировка Ярославы Пулинович.
Режиссер-постановщик Михаил Скоморохов, режиссер Александр Калашниченко, художник Марк БорнштейнКаждый год в потоке спектаклей «Арлекина» есть что-нибудь «по Шергину».
Вот спектакль Михаила Скоморохова — лучший. И видно, чем привлекает театры этот материал и чем выгодно отличается пермский вариант.
У слова Шергина рельефность и характерность таковы, что хоть и софиты не зажигай. Сверкает и пробивает до последнего ряда. Фольклорная основа не затерта, как, скажем, изношенная сказочная анималистика дежурных утренников.
И тут вопрос: как это богатство освоить. Остановиться, так сказать, на стадии лубка, при всем его обаянии — коварный ход. Подстерегает опасность сувенирной подачи материала, его «стильной» закукленности, мелочного кокетничания им — даже если в ход идет самый разудалый интерактив.
Скоморохов, прежде всего, пошел другим путем.
-
М. Зощенко. «Леля и Минька» РАМТа на фестивале «Арлекин».
Режиссер Рузанна Мовсесян, художник Мария УтробинаДаже не грусть, а легкая печаль. Даже не печаль, а сожаление. И не сожаление, а воспоминание о чужом детстве. Где мама и бабушка больше напоминают фарфоровых кукол в старинных платьях, чем реальных женщин, а папа — это только громовой голос, способный словом карать и поощрять.
Повествование сорокалетнего Миньки о своем детстве начинается перед бархатным занавесом. Он, взрослый, в плаще и шляпе, почему-то немного нелепый и какой-то сомневающийся, стоит рядом с уверенной и бойкой Лёлей. Вы никогда не ошибетесь, кто из них старший. Держатся за руки по старой детской привычке.
-
Я. Реза «Арт»
Театр на Васильевском, камерная сцена на Малом проспекте
Режиссер Руслан Нанава, художник Елена Дмитракова«Арт» — пьеса француженки восточного происхождения Ясмины Реза -замечательная, «удобная» — всего 3 персонажа, самоигральная, получившая немало международных премий и с успехом обошедшая европейские и американские сцены. В ней соблюден тонкий баланс между «красивостью» коммерческой комедии и драматичностью человеческих взаимоотношений.
Поводом для серьёзных мужских разборок служит абстрактная картина, которую один из трёх друзей покупает задорого, в российской же действительности я сама не раз была свидетелем скандалов на почве «Чёрного квадрата» Малевича, который становился причиной споров, ссор и даже драк.
-
Сегодня в конкурсной программе Девятого Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» — спектакль режиссера Яны Туминой «О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (Большой театр кукол).
Мы желаем творческому коллективу успешного выступления и предлагаем вниманию читателей статью Софьи Козич, посвященную этому спектаклю.
-
В архиве появился № 18-19. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Лаборатория «Молодые режиссеры — детям»
в программе фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»Молодежные режиссерские лаборатории, где за
3-5 репетиций выученики разнообразных театральных мастерских представляют свои эскизы и творческие заявки на заданную тему, иногда хороши не столько поисками нового и какими-то невероятными прорывами в сфере театрального искусства, сколько редкой возможностью разглядеть все ремесленные умения, штампы, все грубые швы и приспособления, которые есть в арсенале молодого режиссера и которые потом оказываются прикрыты всяческими театральными одеждами (художественно поставленным светом, костюмами, декорациями, актерской органикой).Лаборатория «Молодые режиссеры — детям», проходившая вчера в рамках фестиваля «Арлекин», оказалась неким срезом современного театра с возрастным цензом от 3 лет.
-
В Иваново стартовал IX Международный фестиваль театров кукол «Муравейник»
Фестиваль «Муравейник», который проводится 1 раз в два года уже семнадцать лет, — особая гордость и любимое детище Ивановского областного театра кукол. «Актеры — кукольники чем-то похожи на муравьев: они такие же труженики — не очень заметные (может быть), но Очень Полезные (это уж точно). А общий дом, где они собираются, работают, делятся радостями и тревогами — это и есть Муравейник» — так объясняют название фестиваля ивановские кукольники.
Участниками и гостями «Муравейника» за эти годы были театры из Белоруссии, Украины, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Уфы, Курска, Чебоксар, Оренбурга, Мурманска и многих других городов России. На фестиваль 2012 года съедутся творческие коллективы из 17 театров кукол России и зарубежных стран: Чехии, Украины, Белоруссии, Литвы.
-
18 апреля в Карельской гостиной СТД состоялась презентация книг,
вышедших в Театральной Академии в 2011 году.Оказалось, повод для разговора нешуточный.
Во-первых, капитальный том «Введение в театроведение» — беспрецедентный коллективный «прорыв», инициированный кафедрой русского театра. «Введение» вышло в пору, когда театроведение как самостоятельная дисциплина едва ли не обречено на «сворачивание» (можем отослать к соответствующему обсуждению проблемы в «ПТЖ»). Заведующий кафедрой русского театра Ю. М. Барбой (составитель и ответственный редактор книги) горько иронизировал над этим. Но оно, театроведение, существует — чему подтверждение книга, в двух разделах которой («Мысль о театре: история, состав, подходы» и «Основные театральные понятия») представлены параметры этой науки, живой, откровенно проблематичной и, так или иначе, но всегда связанной с искусством сцены.
-
Сегодня в театре «Зазеркалье» открылся Девятый Всероссийский фестиваль
театрального искусства для детей «Арлекин».Официальная часть мероприятия была сведена к минимуму: генеральный директор «Арлекина» Александр Венгеров, представитель Комитета по культуре Татьяна Орлова и дирижер «Зазеркалья» Аркадий Штейнлухт кратко приветствовали гостей и участников и объявили фестиваль открытым. Зато спектакль внеконкурсной программы, представленный затем на сцене, с избытком компенсировал недостаток зрелищности.
-
Сегодня в Большом театре состоялась церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2010-2011 гг.
Мы поздравляем всех лауреатов, многие из которых — герои наших публикаций!
До новых встреч на страницах журнала и блога!
-
В программу фестиваля, который пройдет с 16 по 22 апреля, вошли дипломные спектакли театральных вузов России. Уже четвёртый год он проходит под девизом «Профессиональный дебют — на Первой русской сцене». А это значит, что многих из начинающих актеров ожидает первая встреча со зрителями, первая профессиональная оценка педагогов и критиков, первые приглашения на работу в театр. Для многих из дебютантов фестиваль станет стартовой площадкой в профессиональной артистической карьере. Для знакомства с выпускниками на фестиваль приглашаются художественные руководители, главные режиссёры, директора театров и кастинг-директора кинокомпаний страны.
С подробной программой можно познакомиться здесь.
Дневник фестиваля см. в комментариях.
-
Сегодня отмечает день своего рождения Государственный Пушкинский театральный центр. Он был учрежден в 1992 году в преддверии
200-летия со дня рождения А. С. Пушкина как всероссийская и международная творческая организация, призванная вести работу по освоению пушкинского наследия. Центр возглавил и бессменно руководит им известный пушкинист, актер и режиссер Владимир Рецептер.За прошедшие годы Центру удалось провести 19 Пушкинских фестивалей и научных лабораторий в Пскове и Пушкинских горах, издать полтора десятка книг. А в театре «Пушкинская школа» вышло более сорока спектаклей цикла «Театральное собрание сочинений А. С. Пушкина», многие из которых становились героями наших публикаций.
«ПТЖ», который также отметит двадцатилетие в
2012-м году, поздравляет своего ровесника с круглой датой, желает ему творческого процветания и новых встреч на страницах журнала и блога!О том, как отпраздновал день своего рождения Пушкинский центр, рассказывает Наталья Скороход.
-
Ю. Энтин, В. Ливанов «Бременские музыканты».
Театр «Мастерская».
Режиссер Екатерина ГороховскаяЭтот спектакль — современный извод «Бременских музыкантов» — сделан, разумеется, не по братьям Гримм, а по следам советского мультфильма-мюзикла. Здесь звучат все золотые хиты Геннадия Гладкова, и хотя Олега Анофриева среди актеров «Мастерской» нет, и не надо — они и так неплохо справляются.
комментарии