
-
«Fukuchu no Mushi» («Насекомое в животе»).
Постановка и хореография — Мое Ямамото.
Танцоры буто — Мое Ямамото, Кэй Сирасака.
Свет — Масару Сога, звук — Руй Ямамото, обработка — Мицуко СудзукиС 18 по 21 ноября в Петербурге в рамках VII фестиваля японской культуры «Японская Осень» арт-центр БЕРЕГ и JAPAN FOUNDATION представляли проект «Буто — великий дух», одним из героев которого стал Тацуми Хидзиката — основоположник стиля буто. Кроме выставки, лекций и фильмов о Хидзиката на фестивале был показан спектакль его ученика Мое Ямамото под названием «Fukuchu no Mushi», что можно перевести как «Насекомое в животе».
-
Сегодня, 20 ноября, в 19 часов, в Большом Зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича в рамках «Дней культуры Перми в Петербурге» будет представлена этномифологическая сюита Владимира Мартынова «Дети Выдры».
Сюита «Дети Выдры» создана композитором на основе двух «сверхповестей» Велимира Хлебникова: «Дети Выдры» и «Зангези». В исполнении произведения участвуют камерный оркестр Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко, пермский хор «Млада» и тувинская группа «Хуун-Хуур-Ту».
В связи с предстоящим культурным событием мы размещаем в блоге интервью Бориса Павловича с композитором Владимиром Мартыновым, опубликованное в № 61 «Петербургского театрального журнала».
-
17 ноября 2010 года Париже умер Лев Круглый, советский актер театра и кино, в свое время игравший в спектаклях Анатолия Эфроса, эмигрант «третьей волны», уехавший из страны в 1979 году. Сегодняшнему поколению о Круглом известно не так много (он был знаменит в 60-70 годы), но знать про него интеллигентному человеку любого времени необходимо ровно так же, как необходимо знать культуру и контекст страны, в которой живешь.
-
20 ноября на большой сцене Молодежного театра на Фонтанке — премьера спектакля Алексея Янковского «Валентинов день» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева.
Мы анонсируем показ статьей Елены Строгалевой, опубликованной в № 61 «Петербургского театрального журнала» и посвященной не только постановке Янковского, но и дебютной работе «Июль» молодого режиссера Дмитрия Волкострелова — этот спектакль, насколько нам известно, сейчас остался без площадки.
В начале лета в Санкт-Петербурге с разницей в несколько дней появилось два спектакля по пьесам Ивана Вырыпаева: «Валентинов день» в постановке Алексея Янковского на сцене Молодежного театра на Фонтанке и «Июль» в постановке Дмитрия Волкострелова. Объяснить внимание к текстам Вырыпаева несложно — в последние годы имя этого драматурга, сценариста, режиссера прочно укоренилось в сознании людей, равноудаленных как от современного, так и традиционного театра. Поставить Ивана Вырыпаева — значит не только «поставить» на верную лошадку, но и взять материал, который действительно дает возможность для круга интерпретаций, решения новых задач. Но говорить будем о другом — о том, какое расстояние прошел драматург от «Валентинова дня» до «Июля» и что так влечет режиссеров и зрителей в первой пьесе и пугает во второй. Так ли страшен «Июль»? Так ли романтичен «Валентинов день»? Что такое драматургия Ивана Вырыпаева в сегодняшнем российском театре?
-
В блоге мы продолжаем серию публикаций, посвященных «Дням культуры Перми в Санкт-Петербурге».
О прекрасной машинерии города Пермь, новых героях «Сцены-Молот» и треугольной теории «работяги — середнячки — эстеты» читайте в тексте драматурга Любови Мульменко, написанном для раздела «Карта местности» № 61 «Петербургского театрального журнала».
Есть города для жизни, а есть — для дела. Города для дела называются промышленными или индустриальными. Они куют для родины всякое полезное: танки и ракеты, чтобы драться, вагоны поездов и автомобили — чтобы ездить, эмалированную посуду — чтобы готовить, топливо — чтобы греть.
Люди, которые родились и остались в городе для дела, приняли миссию, конечно, горды. Потому что без них ничего не работало бы, все бы встало. А еще они никогда не простят людям из городов для жизни, что те живут себе в удовольствие, да и все. К счастью, городов для жизни в нашей стране практически нет, да и для дела — тоже, поэтому ревновать особенно не к кому и для гордости остается больше места, чем для недостойной человека и рабочего зависти.
Пермь — город для серьезного дела, с размахом. Соседний Екатеринбург — тоже (вообще весь Урал, что в чужих, что в собственных глазах, — работяга), но с примесями: там как будто бы еще и живут чуть-чуть.
-
Ф. М. Достоевский. «Дядюшкин сон». Пермский Академический Театр-Театр. Постановка Бориса Мильграма, инсценировка Эдуарда Боякова, режиссер, художник — Филипп Григорьян
Эта повесть Достоевского первой из всех произведений писателя увидела свет рампы, и с тех пор вот уже 150 лет ставится и ставится. Идет инсценировка «Дядюшкиного сна» и в Петербурге, так что привезти свою версию в город, где одноименный спектакль играют в БДТ замечательные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, — было со стороны пермяков поступком достаточно смелым. И более выразительным жестом был бы показ принципиального спектакля «Жизнь человека» (эта пьеса Леонида Андреева не идет, по-моему, ни в одном российском театре — только в Перми), а не очередного — пусть даже совсем свежего — варианта сверхпопулярной на наших сценах истории о Князе К. и Марии Александровне Москалевой... Но в программе в последний момент произошла, замена, и мы увидели то, что увидели. Сопоставлять спектакль Бориса Мильграма со спектаклем Темура Чхеидзе даже как-то не пришло в голову.
-
С 13 по 15 ноября на сцене Театра «Лицедеи» Антон Адасинский и DEREVO показывали спектакль «Арлекин», привезенный в Петербург в рамках мирового тура.
Для «Петербургского театрального журнала» на «Арлекина» посмотрел режиссер Борис Павлович.«Арлекин». Театр «DEREVO».
Концепция — Антон Адасинский и DEREVO.
Дизайн звука — Дэниэл Уильямс, свет — Игорь Фомин, сцена и реквизит — Андрей Бобылев, костюмы — Анна Фрумсон.Это очень хороший спектакль. Его надо посмотреть еще несколько раз.
Антон Адасинский сделал очень личный, даже автобиографичный спектакль, который при этом решительно вписан в мировой культурный контекст. В предваряющем спектакль тексте буклета — истории про то, как Антон смеялся и пил виски с Гротовским, а однажды написал на таможне в графе «профессия»: «Арлекин». То, что Арлекин — это кровь и плоть самого автора спектакля, можно прочувствовать и без дополнительного комментария. Вернее, автор отдает этому расхожему персонажу, глубоко засевшему в общей европейской культурной памяти, свою плоть. Один из сквозных сюжетов постановки — постепенное очеловечение, претворение в кожу, кости, мышцы, нервы схематичной балаганной куклы.
-
14 ноября на международном театрально-музыкальном фестивале «Юла» (Мюнхен) состоялся показ спектакля Светланы Бень «Домашний Еж».
«Домашний ёж» (моноспектакль Светланы Бень по рассказу Владимира Шинкарева).
Государственный Белорусский Театр Кукол (Проект «Новая сцена»).Вообще-то, она грустная, но чтобы никто не догадался, она притворяется весёлой, причудливо одевается, поёт-шутит, играет на гармошке, танцует и ей даже и взаправду немножко веселее делается.
Иногда она пьёт вино, чтобы стало совсем весело.
У неё было сказочное детство и большущая роскошная помойка возле дома, где она находила множество удивительных, иногда непонятных вещей, и она их «оживляла».
-
Сегодня, 15 ноября, в рамках Дней культуры Перми в Санкт-Петербурге Пермский академический Театр-Театр показывает спектакль «Доктор Живаго» — музыкальную фантазию по роману Бориса Пастернака. Спектакль можно увидеть в 19:00 на сцене Театр-фестиваля «Балтийский дом».
Мы анонсируем показ статьей Льва Закса, опубликованной в № 51 «Петербургского театрального журнала».
-
13 ноября на международном театрально-музыкальном фестивале «Юла» (Мюнхен) был показан украинский спектакль про девочку-атуиста по пьесе Лукаса Бэрфуса «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей» Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки.
О спектакле рассказывает наш автор Анастасия Фишер.Лукас Бэрфус. «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей».
Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки.
Перевод и постановка — Алла Рыбикова.Вспомнила, где впервые услыхала о Лукасе Бэрфусе: журнал Theater heute, 2003 год, номинация «Молодой автор. Пьеса года», — победила его пьеса «Сексуальные неврозы наших родителей».
-
Денис Ретров. «Коммуниканты». «Сцена-Молот» (Пермь)
Режиссер Владимир Агеев, сценографы Маргарита Албаева, Эдуард Бояков.Московский театр «Практика» и пермский театр «Сцена-Молот» — два звена одной культурной цепи. Для осуществления связи между ними Эдуардом Бояковым придуман элегантный маркетинговый ход — один режиссер ставит одну и ту же пьесу сразу на два города — Москву и Пермь, ставит в одинаковых декорациях и костюмах, только с разными труппами. Вчера в Молодежном театре на Фонтанке в рамках Дней Перми в Петербурге мы смотрели пермскую версию «Коммуникантов».
«Коммуниканты» — дебютная пьеса Дениса Ретрова, впервые прочитанная в 2009 году на «Любимовке». В ней рассказывается об одном дне из жизни «серьезного человека старше тридцати» Дмитрия Борисовича. Хотя прямо в тексте должность героя никак не оглашается, по косвенным признакам (язык, наполовину состоящий из инвектив, скотские манеры, да и сами ситуации — Д. Б. развлекается с «девочками» в интерьерах элитной сауны, выступает на ТВ с туманной речью про кризис, пенсии и россиян) ясно — перед нами представитель власти, депутат.
-
Вчера в Михайловском театре состоялось открытие Дней Культуры Перми в Санкт-Петербурге, cегодня на той же площадке можно увидеть оперу «Христос» (Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, режиссер — Георгий Исаакян).
Мы анонсируем показ статьей «Ноу-хау Пермской оперы» Елены Третьяковой, опубликованной в № 55 «Петербургского театрального журнала». -
Сегодня в 19.00 в Михайловском театре оперой «Один день Ивана Денисовича» в постановке Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского открывают Дни культуры Перми в Санкт-Петербурге, на которых будут представлены самые громкие арт-проекты, созданные в столице западного Урала в последние два года
( расписание театральной программы и программы выставок).
Мы анонсируем показ сегодняшнего спектакля статьей «Один день и целая жизнь» Ларисы Барыкиной, опубликованной в номере 59 «Петербургского театрального журнала». В тексте рецензии автор подробно рассказывает, почему «Один день Ивана Денисовича» обязателен к просмотру.Александр Чайковский. «Один день Ивана Денисовича».
Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Дирижер Валерий Платонов, режиссер Георгий Исаакян, художник Эрнст Гейдебрехт -
6 ноября, в неожиданно теплый солнечный день (до этого в Тбилиси шли дожди) Резо Габриадзе вновь открыл двери своего театра-студии после долгой реконструкции. Но отметил 30-летие неожиданной премьерой: это можно назвать спектаклем в камне, можно — «каменной книгой». Короче, на маленькой площади Резо построил башню с часами, и именно ее торжественно открыли при огромном скоплении народа, в рядах которого оказался и президент Михаил Саакашвили (я, честно сказать, его со спины не признала и упорно спрашивала стоящих рядом, что за парень приклеился к Габриадзе и никак не отлипает). И если раньше Габриадзе был живописцем, драматургом, скульптором, сценаристом, режиссером, книжным графиком и проч., то теперь он стал еще и архитектором.
-
Синика и Тина Нопола. «Соломенная Шапочка, Войлочная Тапочка и Малыш».
Театр «Буфф».
Режиссер Реетта Ристимяки, композитор Маркус ФагеруддБывает сложно сказать: хорошо или плохо то, что современный театр для детей довольно активно стремится восполнить пробелы в образовании и воспитании? Слишком уж укоренилось в нашем сознании пренебрежительное отношение к разнообразным «датским», «заказным» и прочим «социалкам».
Вероятно, не отягощенный воспоминаниям о советском идеологическом прессинге менталитет иначе реагирует на воспитательные мотивы в искусстве. Так или иначе, есть ощущение, что драматургия социального заказа на западных сценах процветает. А уже оттуда просачивается на отечественные.
Один из таких проектов — премьера, прошедшая в октябре на малой сцене театра «Буфф». «Соломенная Шапочка, Войлочная Тапочка и Малыш» — тридцатиминутная опера для детей, поставленная при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге режиссером Рееттой Ристимяки с актерами труппы «Буффа». Драматургическим материалом послужила чрезвычайно популярная в Финляндии серия книжек о повседневных событиях жизни двух сестренок, получивших смешные прозвища Шапочка и Тапочка, а музыку написал композитор Маркус Фагерудд. Это произведение уже не первый год пользуется большим успехом у финских зрителей, а теперь появилась и его русская версия.
-
В архиве появился № 37. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Елена Исаева. «Я боюсь любви». Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Мария ПлаксинаТакой текст, как «doc» «Я боюсь любви» Елены Исаевой, лучше всего «гнать» на камерных площадках и на больших скоростях, его лучше не играть, а исполнять. Возможно, он хорошо звучит на читках, а ещё лучше в гуще повседневного женского трепа, в перерыве за кофе и чтением «Cosmo», еще точнее он разместился бы на каком-нибудь женском форуме, среди таких же необязательных и непритязательных размышлений «о любви», «ПРО ЛЮБОВЬ», «About Love».
-
Олег Жуковский. «Человек крылатый».
Театр им. М. Чоконаи (Дебрецен, Венгрия).
Режиссер Аттила Виднянский.Знакомство с Театром им. Михая Чоконаи из Дебрецена, второго по величине города Венгрии, стало центральным событием XI Волковского фестиваля. Здесь показали «Парикмахершу» в постановке Виктора Рыжакова и «Человека Крылатого» Аттилы Виднянского. И если «Парикмахерша» прошла на дружное «ура», то язык театра Виднянского для многих оказался незнакомым и непонятным.
В Петербурге в конце 90-х на похожем языке говорил, например, Андрей Могучий. Но к концу «нулевых» подобная манера речи оказалась подзабыта. -
«ЗЛОЙ СПЕКТАКЛЬ...» или «...лучше бы было этому человеку не рождаться...».
Театральная мастерская «АСБ» на сцене театра «Особняк».
Автор текста — Клим, режиссер — Алексей ЯнковскийТреугольник взаимоотношений режиссера, актера и текста чаще всего выстраивается не в пользу текста. Обрубленный и выхолощенный, текст лежит на обочине более или менее удачного режиссерского замысла. Поразительная «невстреча» слова и его сценического воплощения становится театральной аксиомой. Режиссеры сетуют на нехватку полнокровных пьес, актеры — на пустоту и бесхарактерность персонажей, драматурги — на закостенелость и неповоротливость первых двух категорий. И так до бесконечности. Потому вдвойне приятно, если долгожданная встреча «своего» автора со «своим» режиссером и «своим» актером все же происходит. «Злой спектакль» Алексея Янковского по тексту Клима именно такой случай.
-
Вчера, 1-го ноября 2010 года, на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова состоялась церемония награждения лауреатов Высшей театральной премии Петербурга «Золотой Софит» сезона 2009 — 2010.
В блоге «Петербургского театрального журнала» мы публикуем итоги премии и приглашаем читателей к обсуждению этих итогов.
комментарии