Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

28 декабря 2021

ЗАПУТАЛИСЬ В ВОДОРОСЛЯХ, ТРАВЕ И ТИНЕ

«Дикая утка». Г. Ибсен.
Новосибирский театр «Красный факел».
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко, драматург Ольга Федянина.
Студия телевизионных решений «Гамма».
Режиссер видеоконтента Анастасия Журавлева, ведущий оператор Владимир Бурцев.

Тимофей Кулябин в третий раз обратился к Ибсену после «Гедды Габлер» в «Красном факеле» и «Норы» в Шаушпильхаусе в Цюрихе. И снова в его спектакле пьеса, написанная почти 150 лет назад, обрела сегодняшнее звучание. В «Дикой утке» режиссер не впервые пошел по пути поиска современных соответствий, размышляя о том, какими герои Ибсена могут быть сейчас. Его интересует, как они выглядят, как разговаривают, как себя ведут, и почему ситуации, в которых они оказываются, становятся для них фатальными.

Сцена из спектакля.
Фото — Виктор Дмитриев.

Решение «Дикой утки» строится на введении второго плана — фильма, снятого студией «Гамма» с теми же актерами, но в других декорациях. Этот фильм на протяжении всего действия транслируется на широкий экран над сценой (я называю его вторым планом, потому что предполагаю, что театр в этом случае — первая реальность). Несколько месяцев творческая команда работала в пустом лофте, превратившемся на время репетиций в обустроенную квартиру Бергов. В спектакле это пространство с многочисленными деталями сужается до квадрата игровой площадки. В нем остаются только знаки обустроенного быта — обеденный стол, стулья, диваны (художник Олег Головко). Актеры чаще всего не покидают его совсем, а, закончив сцену, остаются на стульях, расставленных по бокам. Кажется, что их персонажи замкнуты в герметичной коробке и в каком-то смысле находятся в заложниках. Им ничего не остается, кроме как прожить эту историю до конца.

Сначала актеры стараются попадать в видео, создавать ощущение, что на сцене они озвучивают фильм, но скоро начинаются расхождения, и в них возникает дополнительный смысл. Фильм позволяет увидеть, что происходит в одно время в разных местах, и понять, какие отношения складываются между персонажами. Благодаря экрану мы наблюдаем ситуации, в которых происходит тотальное непонимание — коммуникация не может состояться. Например, когда Томас (Павел Поляков) разговаривает со своим отцом Хоконом Верле (Андрей Черных), и на видео, и на сцене актеры не встречаются глазами, не поворачиваются лицом друг к другу. Старший Верле не собирается каяться перед сыном и признаваться в страшных поступках, которые он совершил за свою жизнь, а младший вроде и хочет высказать отцу все, что о нем думает (и в общении между ними ждешь, когда произойдет взрыв), но решает действовать по-другому — попытаться исправить то, к чему привели действия отца, уже, в свою очередь, не думая о последствиях.

Сцена из спектакля.
Фото — Виктор Дмитриев.

Иногда подобное происходит и между Томасом и Мартином (Денис Казанцев). В сценической версии Ольги Федяниной героев зовут не так, как у Ибсена, — это еще один способ, помимо сокращения и изменения текста, повернуть пьесу к настоящему, потому что Томас и Мартин сегодня более распространенные имена, чем Грегерс и Ялмар. Ближе к финалу мы увидим, насколько не близки старые приятели, когда обнаружим, что Мартин не только стыдится своего разоренного отца (Владимир Лемешонок), но и предает семью, а выше всего ставит работу над фильмом о Хильде (в пьесе — Хедвиг), особенном ребенке, рассчитывая на то, что эта работа принесет ему известность. Так возникает еще один план: Мартин снимает кино, и каждый, кто попадает в кадр, превращается в героя фильма — можно сказать, что реальность в спектакле утраивается.

Владимир Лемешонок продолжает играть персонажей, бессильных перед жизнью, с каждым спектаклем включая их в ситуации все более безнадежные. Его Герберт Берг становится в ряд с Маттиасом Клаузеном из спектакля Антона Маликова «Перед заходом солнца» в театре «Старый дом» и Петром Константиновичем Муромским из спектакля Дмитрия Егорова «Дело» в «Красном факеле». Все эти герои не справляются с испытаниями, выпавшими на их долю, будь то смерть жены, судебный процесс, связанный с дочерью, или предательство друга, который, чтобы завладеть компанией, отправил партнера в тюрьму. Положение Герберта Берга среди них максимально удручающее: у него нет сил бороться, доказывать невиновность (в отличие от Муромского), и нет идеи, которая заставляла бы его жить дальше (в отличие от Клаузена). Кроме того, ему сложно взаимодействовать с окружающими: его речь похожа на сплетение несвязных звуков, и он боится всего настолько, что лишний раз старается не выходить из дома (для меня его появление на сцене — самые эмоциональные моменты спектакля).

Сцена из спектакля.
Фото — Виктор Дмитриев.

У Герберта есть свой мир, который открывается в глубине сцены, — волшебный лес (в пьесе это чердак, где живут голуби, куры, кролики и дикая утка). Здесь на стеллажах стоят пальмы и папоротники в металлических ведрах, громоздятся стопки книг, между полками виднеются стволы деревьев, уходящие ввысь. Среди настоящих растений расставлены чучела животных, лежат оленьи и лосиные рога. Дикая утка в клетке — единственное живое существо в этом лесу. Конечно, это скорее модель леса, а не настоящий лес, поэтому в нем соседствуют живое и неживое. Это такая же подмена реальности, как и все в семье Бергов, но это безопасное пространство, в котором могут спрятаться Герберт и Хильда.

В спектакле эти персонажи похожи друг на друга и не похожи на остальных: им сложно выстраивать коммуникацию, сложно открываться и доверять. Но на Герберта, в основном, не обращают внимания, его намеренно выключают из общения даже близкие, а Хильда — ребенок с аутизмом, поэтому вокруг нее сосредоточена жизнь ее семьи. Эту роль играют Луиза Русанова или Анастасия Плешкань: внешний рисунок примерно одинаков, но героини у них получаются разными. Отношения Хильды Луизы Русановой с миром выглядят более теплыми: она прекрасно ладит с матерью, Гиной (Ирина Кривонос), проявляет интерес к гостям. Она закрывается, когда на чем-то сосредоточена, все остальное в эти моменты ей безразлично. Так, например, выстраиваются ее отношения с отцом. Мартин постоянно нарушает ее уединение, поэтому Хильда не идет ему навстречу. Ему приходится использовать приспособление — включать камеру, и, естественно, он ревнует, когда видит, что у Хильды мгновенно возникает контакт с Томасом. Анастасия Плешкань играет Хильду более замкнутой, она раздражается, когда ее просят повторять какие-то действия, принятые в семье (записывать на доску то, что она сделала за день). Чувствуется, будто героиня сталкивается с тем, что ее недооценивают, воспринимают как ребенка, а она считает себя взрослой и понимает больше остальных, и это обостряет ее отношения с другими.

Сцена из спектакля.
Фото — Виктор Дмитриев.

На первый план в спектакле выходит тема родителей и детей, над которой Тимофей Кулябин уже работал в «Красном факеле», когда ставил спектакль «KILL» по пьесе Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». Если тогда к событиям внутри семей добавлялся еще один план — отношения героев (в первую очередь, Луизы Миллер) с Богом, — то в «Дикой утке» история получилась более локальной, но и в ней возник важный вопрос: ответственность человека перед людьми, неспособными за себя постоять. Дети здесь снова хотят быть лучше отцов, но жить по-другому, быть честными и никому не вредить им не удается. Неслучайно доктор Реллинг (Александр Дроздов) говорит Томасу, что тот манипулирует всеми так же, как и Верле-старший. Благородный порыв Томаса раскрыть другу глаза и рассказать, что его жизнь построена на лжи, приводит к тому, что Томас разрушает чужую семью. А Мартин, который не хочет провести остаток своих дней, как его несчастный старик, совершенно лишен благородства, и это главный просчет Томаса. В Мартине моментально происходит перемена: только что он был любящим отцом, а теперь, когда знает, что Хильда не его дочь, отказывается от нее, и делает это легко, без колебаний, как будто, наконец, чувствует себя свободным.

Каждого героя здесь можно сравнить с подстреленной дикой уткой — они идут ко дну и тянут за собой остальных. И если, гипотетически, у них все еще есть возможность выпутаться и принять правильное решение, то что остается Хильде, живущей в своем мире и не понимающей, что произошло? Конечно, у нее просто нет шансов.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии 3 комментария

  1. Луиза

    Спасибо за рецензию. Только Вы, видимо, перепутали описание героинь Хильд) Луизу с Настей. По описаниям, как будто наоборот.

  2. Мария

    Луиза, здравствуйте. Я не перепутала 🙂 Может быть, у вас были противоположные задачи, и играете вы про другое, но на первых двух показах мне чувствовалось так.

  3. Луиза

    Это очень интересно, что внутри кажется одно, а со стороны — другое. Это очень круто: узнать, как это смотрится и ощущается из зрительного зала. Спасибо! Кое-что важное и для меня теперь стало более понятным)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога